Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:29, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по "Экономике"

Файлы: 1 файл

шпоры к экзамену по экономике.docx

— 343.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

12) Излишек потребителя.  Бюджетная линия. Кривые безразличия.  Эффекты замещения и дохода.

Реакция потребителя на изменение  цен тех или иных товаров неоднозначно.

Поэтому в теории полезности выделяют такие понятие, как эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода – изменение спроса на товар только как результат колебания покупательской способности денежного дохода, вызванного в свою очередь изменением цен.

Эффект замещения – будет иметь место тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены или заменять их товарами, на которые цены постоянны или даже выросли.

Излишек потребителя – разница между суммой, которую потребитель был бы согласен уплатить и той суммой, которую он реально уплатил.

Покупая первую единицу товара потребитель получает потребительский излишек в размере ,

покупая вторую единицу  .

Возможности потребителя  характеризуют линии бюджетного ограничения (бюджетные линии), они показывают какие комбинации двух товаров могут быть при определенном уровне цена на эти товары при величине денежного дохода.

Уравнение бюджетного ограничения:

Кривая безразличия – линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребителя одинаковую общую полезность и поэтому потребителю безразлично какой из этих товаров выбрать.

 

 

 

 

13) Спрос. Закон  спроса. Кривая спроса.

Спрос (D – от англ. Demand) – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательской способности.

Величина спроса – это количество товаров, которое может быть куплено при определенном уровне цены.

Платежеспособный  спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателями.

Факторы, влияющие на спрос

Ценовые:

  • Цена самого товара
  • Цена на товары – заменители

Неценовые:

  • Денежные доходы потребителей
  • Вкусы и предпочтения потребителей
  • Ожидания потребителей
  • Число потребителей

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают по каким ценам в течении определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

Каждая точка кривой –  величина спроса на данный товар при  определенно уровне цены.

 

Закон спроса:

При прочих равных условиях существует обратная зависимость между  ценой 

товара и величиной  спроса на него

Исключения из закона спроса:

Эффект Гиффена – повышение цены ведет к повышению цены спроса.

Эффект Веблена – повышение цены на некоторые престижные товары, не делают их менее привлекательными для тех, кто покупает не товар а престиж.

Изменение спроса:

Изменение спроса означает, что для каждой цены потребители  будут покупать сравнительно больший  или меньший объем блага.

 

 

14) Предложение.  Закон предложения. Кривая предложения.

Предложение (S – от англ. Supply) – это вид зависимости объема благ, который продавцы готовы предложить к продаже в определенный период времени, от уровня цены на эти блага при прочих равных условиях.

Величина предложения – это максимальное количество товара, которые продавцы готовы продать на рынке по определенной цене.

Факторы, влияющие на предложение:

Ценовые:

  • Цена самого товара
  • Цена ресурсов, используется в производстве товаров

Неценовые:

  • Цена на экономические ресурсы
  • Число товаропроизводителей
  • Цены на альтернативные товары
  • Технология производства
  • Ожидание потребителя
  • Налоги и субсидии.

Кривая предложения  – кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного периода.

Закон предложения:

При прочих равных условиях существует прямая зависимость величины предложения от цены товара.

Изменение предложения:

 Изменение предложения  - сдвиг линии предложения при  изменении факторов, влияющих на  предложение, кроме цены данного  товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15) Рыночное равновесие. Дефицит и избыток.

Рыночное равновесие –  точка пересечения кривых спроса и предложения.

Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению.

Равновесное количество –  это количество, при котором спрос  равен предложению.

Излишек товара -

В условия избытка конкурируют  между собой продавцы, чо приводит к снижению цены, т.е. избыток оказывает давление на уровень цены в сторону ее снижения.

Дефицит товара -

В условиях дефицита, как  правило, конкурируют между собой  покупатели. Дефицит оказывает давление на уровень цены в сторону ее повышения.

 

 

 

 

16) Эластичность  спроса.

Эластичность  спроса – реагирование спроса на изменение социально – экономических условий на рынке.

Эластичность  спроса по цене – показывает на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены этого товара на 1%

  - точечный способ

 

  - дуговой способ

Варианты эластичности:

  1. > 1 – спрос эластичен по цене, т.к. общая выручка увеличивается
  2. = 1 – единичная эластичность, т.е. общая выручка не изменится
  3. <1 – спрос не эластичен. Общая выручка снижается.

Эластичность  спроса по доходам – показывает на сколько изменится объем спроса га товар при изменении доходов покупателей на 1%

- точечный способ

- дуговой способ

 

  1. <0 – товары низшей категории
  2. <1 – товары первой необходимости
  3. =1 – товары второй необходимости
  4. >1 – товары высшей категории

Перекрестная  эластичность спроса – показывает на сколько процентов изменится объем спроса на данный товар при изменении цены другого товара на 1%

 

  1. >0, взаимозаменяемые товары
  2. <0  взаимодополняющие товары
  3. 0, независимые товары

 

 

 

17) Эластичность  предложения.

Эластичность  предложения – интенсивность реакции предложения на ценовые условия.

Эластичность  предложения по цене – характеризует реакцию производителя на изменение цены товара на 1%

 

Варианты эластичности:

  1. = 0 – неэластичное, абсолютно
  2. 0< <1 – неэластичное
  3. > 1 – эластичное
  4. =1 – единичная эластичность
  5. = - абсолютно эластичное предложение

Перекрестная  эластичность предложения – показывает как изменится предложении одного товара при однопроцентном изменении цены на другой товар

 

  1.  <0 – взаимозаменяемые товары
  2. >0 – взаимодополняемые товары
  3. 0 - независимые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18) Предприятие,  его классификация и признаки.

Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который на свой страх и риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара и который зарегистрирован в этом качестве в установленном порядке.

Производственные  предприятия характеризуются:

  • Производственно-техническое  единство (определяется комплексом мер производства)
  • Организационное единство – определяется наличием единого комплекса и единого производства
  • Экономическое единство – определяется общностью экономических результатов работы
  • Социальное единство – определяется тем, что предприятие, прежде всего, коллектив людей любой квалификации, связанных определенными социально – экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей всего коллектива.

Классификация предприятий:

    1. Отраслевая предметная специализация
      • Промышленные
      • Сельскохозяйственные
      • Предприятия транспорта
      • Предприятия связи
      • Предприятия строительства
    2. Структура производства
  • Узко – специализированные
  • Многопрофильные (универсальные)
  • Комбинированные (смешанные)
    1. Размер предприятия
  • Малые (меньше 50 человек)
  • Средние (50-500 человек)
  • Крупные (свыше 500 человек)
    1. Форма собственности
  • Государственные
  • Муниципальные
  • Частные
  • Кооперативные
    1. Сфера деятельности
  • Производственные
  • Непроизводственные
    1. Масштаб предпринимательской деятельности
  • Индивидуальные
  • Коллективные
    1. Время работы в течении года
  • Предприятия круглогодичного действия
  • Предприятия сезонного действия
    1. Степень автоматизации производства
  • Автоматизированные
  • Частично автоматизированные
  • Механизированные
  • Частично механизированные
  • Машино – ручные
  • Ручные

 

 

 

20) Производственная  структура предприятия.

Структура предприятия – состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов составляющих единый хозяйственный объект.

Структура предприятия бывает отраслевая и производственная.

Отраслевая структура  предприятия представляет собой  форму организации технологического процесса и находят отражение в размерах предприятия.

Производственная  структура представляет собой форму организации производственного процесса и находит выражение в размерах предприятия, количестве, составе и удельном весе цехов и служб, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов.

Производственный  участок - совокупность рабочих мест, на которых выполняется технологически однородная работа или различные операции по изготовлению одинаковой или однотипной продукции.

Рабочее место - часть производственной площади, где рабочий или группа рабочих выполняют отдельные операции по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. Принципиальная схема структуры предприятия включает в себя:

  • Цеха основного производства – делятся на группы: заготовительные, обрабатывающие, сборочные, отделочные и др.
  • Вспомогательные и обслуживающие цеха, склады
  • Функциональные отделы (лаборатории)
  • Прочие организации
  • Органы управления предприятия

Организационное построение цехов и участков ведется по трем основным направлениям:

    1. предметному – объединяет рабочие места, участки по выпуску определенного вида продукции
    2. технологическому – формируется по признаку однородности технологического процесса изготовления различных изделий.
    3. смешенному – отличается тем, что заготовительные цеха и участки создаются по технологическому принципу, а выпускающие по предметному

В зависимости от основной производственной единицы, предприятия  различают следующие виды производственной структуры:

      • бесцеховая (участок)
      • цеховая (цех)
      • корпусная (корпус)
      • комбинатная (производство)

 

 

21) Производственный  цикл и его структура.

Производственный цикл –  календарный период времени с  момента запуска сырья и материалов в производство до выхода готовой  продукции, приемки ее службой технического контроля и сдачи на склад готовой  продукции, которая измеряется в  днях, часах.

Производственный цикл состоит  из двух стадий:

  1. Время протекания процесса производства (технический цикл), который включает:
    • Затраты времени на подготовительно – заключительные операции (Т пз)
    • Затраты времени на технологические операции (Т тех)
    • Затраты времени на протекание естественных технологических процессов (Т ест.пр)
    • Затраты времени на транспортировку (Т транс)
    • Затраты времени на технический контроль (Т тех.к.)
  2. Время перерывов во время производства:
  • Время межоперационного пролеживания (Т межопер.пролеж.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"