Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Материалы для подготовки к экз. по эк. теории.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Спрос, предложение, рыночное равновесие

Для определения  равновесной цены и объёма продукции,  которая будет продана или куплена на рынке, используются понятия спроса и предложения.

Спрос – это количество товара, которое потребители хотят и могут купить при различных ценах. Важно, что спрос показывает не только желания потребителей иметь какое-либо благо, а также способность или возможность платить за него.

Спрос можно  представить в виде шкалы или  графически.

Шкала спроса  – это таблица, которая показывает связь между ценой товара (Р) и его количеством (Q). В таблице представлен спрос на яблоки.

Таблица. Спрос  на яблоки

Цена яблок  за 1 кг, рублей

Объём спроса в  неделю, кг

5000

0,5

4000

1

3000

2

2000

3

1000

5


 

Из таблицы  видно, что  объём спроса и цена товара  находятся  между собой  в обратной зависимости: чем выше цена, тем меньше спрос,        и, наоборот,

              чем ниже цена, тем больше спрос.

Такая связь  между ценой товара и объёмом спроса называется  законом спроса.

Кривая спроса иллюстрирует закон спроса графически. На рисунке изображена кривая спроса на яблоки (D).


Зависимость   между  уровнем цены и объёмом  спроса можно проследить  двигаясь из одной точки в другую по кривой спроса D.

На спрос  влияет ряд факторов. Ценовой фактор спроса  - движение из одной точки на кривой спроса в другую точку при изменении цены товара.

Неценовые факторы спроса не связаны с ценой данного товара. К ним относятся:

1. Вкусы, или предпочтения потребителей.

Если потребительские  вкусы изменяются, то спрос изменяется при любой цене. В основном, это связано с модой или новыми видами товаров на рынке.

Например, появление компакт-дисков сильно снизило спрос на долгоиграющие виниловые пластинки, а спрос на спортивную обувь сильно возрос из-за предпочтения людей быть здоровыми.

2. Количество  покупателей.

Увеличение  на рынке числа потребителей приводит к увеличению спроса,  а уменьшение числа потребителей – к сокращению спроса.

Например, большое число туристов на курорте вызывает рост спроса на продукты питания. Также сокращение рождаемости в Беларуси в 1990-1998 годах привело к уменьшению спроса на учителей в средней школе.

3. Доходы  потребителей.

Если доходы у людей растут, то они покупают больше товаров при любых уровнях цен на эти товары.

Например, рост доходов покупателя привел к росту его спроса на новую одежду и автомобили и снизил его спрос на поношенную одежду и общественный транспорт.

4. Цены на товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплементы).

Когда товары являются субститутами, то между ценой на один товар и объёмом спроса на другой существует прямая зависимость. Например,  когда цена  на сливочное масло растёт, потребители покупают его меньше. А это вызывает рост спроса на маргарин.

Когда товары являются комплементами, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость. Например, если цена на обучение в университете растёт, то спрос на учебники падает.

5. Ожидания  потребителей.

Ожидания будущих  цен на товары, будущего дохода способны изменить спрос.   Например, плохая погода в Южной Америке и плохой урожай кофе приводят к ожиданиям более высоких цен на кофе в будущем и повышают спрос на кофе сейчас.

Действие неценовых  факторов спроса можно показать на графике спроса. Если спрос растёт, то график спроса сдвигается вправо. Если спрос падает, то график спроса сдвигается влево.

Рисунок 1. Сдвиги кривой спроса

Линия D1 на рисунке показывает уменьшение спроса, а линия D2 – увеличение спроса.

Предложение (S)– количество товара, которое производители согласны и могут продать по определенной цене.

Зависимость между уровнем  цены и объёмом  предложения отражает закон предложения: чем выше цены на товар, тем больше объём предложения этого товара, а чем ниже цена, тем меньше объём предложения. Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объёмом предложения.

Предложение можно представить  в двух формах: а) шкала предложения;

                                                                                       б) кривая предложения.

Шкала предложения – таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в течение определенного периода времени.

Данные  об объемах предложения  яблок при разных ценах представлены в таблице.

Таблица. Предложение  яблок

Цена яблок  за 1 кг,    рублей

Объём предложения  в неделю,     кг

5000

5

4000

4

3000

2

2000

1

1000

0,5


 

Из таблицы  видно, что объём предложения  и цена товара находятся между собой в прямой зависимости.

Кривая предложения  иллюстрирует закон предложения  графически. На рисунке изображена кривая предложения яблок.

                      Рисунок. Кривая предложения яблок

Зависимость между  уровнем цены и объёмом предложения можно проследить  двигаясь из одной точки в другую по кривой предложения S.

Кроме цены на предложение  оказывают влияние  и неценовые факторы:

1. Цены на ресурсы.

Для производства необходимы ресурсы (факторы  производства). Если цены на ресурсы увеличатся, то вырастут и затраты производителя (издержки производства). Рост затрат на производство товара уменьшит прибыль. Поэтому производитель сократит производство товара. Следовательно, на рынке снизится предложение этого товара.

2. Применяемые технологии.

Если  используются более  совершенные технологии, то снижаются издержки производства. Поэтому производитель выпускает больше данного товара и увеличивается объём предложения товара на рынке.

3. Налоги и субсидии.

Производители платят налоги. Налоги для производителя являются издержками. Если налоги увеличиваются, то увеличиваются издержки производства, что вызывает снижение объёма производства. Предложение товара на рынке уменьшается.

Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства данного товара, предложение увеличивается.

Субсидии -  это  помощь, которую фирмы получают от государства.

4. Количество производителей.

Чем больше производителей, тем больше предложение.

5. Ожидания.

Ожидаемое изменение  цен в будущем повлияет на поведение производителя в настоящее время и, соответственно, на объём предложения.

Например, если производитель ожидает повышения цен на свой товар, то в настоящее время он уменьшит предложение товара, чтобы в будущем получить больший доход.

6. Особые факторы.

  Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство (засуха или дожди ведут к неурожаю сельскохозяйственной продукции). Предложение этой продукции уменьшается.

Действие неценовых  факторов предложения можно показать на графике.

Если предложение растёт, то кривая предложения сдвигается вправо.

Если предложение  падает, то кривая предложения сдвигается влево.

 Основой  рыночного механизма является  взаимодействие спроса и предложения. На рынке множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), желания и возможности которых различны. Покупатели хотят купить товар по более низкой цене, а продавцы хотят продавать свой товар по более высокой цене. Конкуренция между ними приводит к тому, что при какой-то цене установится равенство между спросом и предложением, то есть интересы продавцов и покупателей совпадут. На рынке установится равенство между объёмом спроса и объёмом предложения.

Рыночное  равновесие – это состояние рынка, при котором объём спроса равен объёму предложения, то есть Qs = QD.

Совместим на одном  графике линии спроса и предложения.

Как видно из рисунка, линии спроса и  предложения пересекаются в одной  точке (точка Е). В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определённое количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка Е  называется точкой равновесия.   Объём продаж   в этой точке называется равновесным объемом (QE).

QE = Qs = QD

Равновесная цена (PE) – это рыночная цена, при которой планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают. Объём товаров (благ), который могут купить покупатели, равен объёму товаров (благ), который могут предложить производители.

РЕ = Ps = РD

Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной, возникает дефицит товара, при котором спрос превышает предложение. (QD > QS)

Если рыночная цена выше цены равновесия, появляется избыток товара, при котором предложение превышает спрос. (QS > QD)

 

 

Тема 4. Теория производства фирмы

 

Предприятие (синоним  – фирма)  является  одним  из основных хозяйствующих субъектов.

Предприятие – самостоятельный субъект, который использует факторы производства (земля, труд, капитал) для производства товаров и услуг.

Основные  признаки предприятия:

– предприятие  представляет собой коллектив людей (если нет коллектива людей – нет предприятия). Именно эти люди (рабочие и менеджеры) осуществляют производство и продажу благ и услуг;

– у предприятия  обязательно должен быть фактор производства – капитал (здания, станки, оборудование, денежные ресурсы и другое);

– предприятие  является самостоятельным субъектом. Оно само решает, что ему производить, для кого и как это делать.

Главная цель предприятия – получить прибыль (чем больше прибыли, тем лучше для предприятия).

Основные  функции предприятия – производство благ и услуг, получение прибыли.

Существует  много видов предприятий.

Все предприятия  можно разделить на две большие  группы – коммерческие и некоммерческие. Коммерческие – это предприятия, которые работают для получения прибыли. Некоммерческие – это предприятия, у которых главная цель – решать социальные задачи (Например,  школа даёт ученикам образование;  в больнице  лечат больных людей).

Нужно выделить государственные, частные и смешанные  предприятия.

В государственных предприятиях весь капитал принадлежит государству.

Частные предприятия принадлежат одному человеку или группе людей.

В смешанных предприятиях часть имущества принадлежит государству, а часть – одному человеку или группе людей.

Можно выделить национальные, иностранные и совместные предприятия.

Национальное  предприятия принадлежат гражданам или фирмам страны, на территории которой оно создано.

Иностранное предприятие принадлежит иностранным гражданам или иностранным фирмам.

Совместное  предприятие – это предприятие, часть капитала которого принадлежит гражданам данной страны или национальным фирмам, а оставшаяся часть – иностранным.

По размеру  можно выделить крупные, средние  и малые предприятия.

Крупные предприятия выпускают очень много продукции, на них работает очень много работников и у них есть много капитала. Например, Samsung, Sony, BMW, Toyota и др.

Малые предприятия  – это предприятия,  на которых работает несколько человек,  они выпускают мало продукции и у них немного капитала.

Средние предприятия – это предприятия, которые по числу работников, количеству продукции  и размеру капитала  занимают  промежуточное положение  между крупными  и  малыми предприятиями.

В процессе производства благ и услуг фирма использует факторы производства.  С помощью математики можно описать зависимость количества производимых товаров от объёма используемых в производстве факторов производства. Такая зависимость описывается производственной функцией. В наиболее общем виде производственная функция выглядит так:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"