Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Материалы для подготовки к экз. по эк. теории.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Q=f(K, L, M),

где К – объём используемого в производстве капитала, L – объём труда, М – объём земли.

Производственная  функция показывает максимальный объём производства продукции Q при заданном объёме используемых факторов производства и используемой технологии. Для увеличения объёма производства необходимо увеличивать количество используемых факторов производства. Однако возможность изменять объём факторов производства зависит от особенности производственного периода, на который ориентируется фирма. Поэтому выделяют три основных производственных периода – мгновенный, краткосрочный и долгосрочный производственный периоды.

Мгновенный  производственный период – это настолько короткий период времени производства, что предприятие не может изменить объём ни труда, ни капитала, ни земли.   Такой период может длиться несколько дней,  недель или даже месяцев. Поэтому в мгновенном периоде все факторы являются постоянными (так называются факторы, объём которых предприятие не может увеличить или уменьшить).

Краткосрочный производственный период – это такой период времени производства, за который предприятие может изменить (увеличить или уменьшить) объём некоторых используемых факторов производства. Такие факторы называются переменными. А объём других факторов производства предприятие не может изменить, поэтому они называются постоянными. Такой период длится полгода или год. За это время предприятие может нанять новых работников, поэтому переменным фактором, как правило, является труд. Но построить здание, купить много станков предприятие, скорее всего, за это время не сможет. Поэтому капитал является постоянным фактором производства в среднесрочном периоде.

Долгосрочный  производственный период – это такой период времени производства, в течение которого предприятие может изменить объём всех используемых факторов производства. Такой период длится от одного года и больше. Фирма может нанять много новых работников, построить здание, купить нужное количество станков, взять в кредит или заработать деньги. Поэтому все факторы – труд, капитал, природный фактор – являются переменными.

 

Представим  себе такую ситуацию, что фирма  осуществляет свою деятельность в краткосрочном производственном периоде. Это означает, что один из факторов производства является переменным, а другой – постоянным. Предположим, что переменным фактором является труд, а постоянным – капитал. Следовательно, единственным способом увеличить количество производимой продукции является увеличение объёма фактора труд (то есть найм дополнительных работников). Чтобы определить, выгодно фирме увеличивать объём труда или нет, необходимо рассчитать общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства.

Общий продукт переменного фактора производства – это общее количество произведенной продукции при использовании какого-либо объёма переменного фактора. Так как переменным фактором является труд (L), то общий продукт переменного фактора обозначается TPL.

Средний продукт переменного фактора – это отношение общего продукта переменного фактора к количеству использованного переменного фактора. Средний продукт переменного фактора обозначается АРL и рассчитывается по формуле: APL=TPL/L.

Предельный  продукт переменного фактора – это величина, на которую изменяется общий продукт переменного фактора при увеличении количества переменного фактора на единицу. Предельный продукт переменного фактора производства обозначается MPL и рассчитывается по формуле: MPL=ΔTPL/ΔL, где ΔL=1.

Динамика общего, среднего и предельного продукта переменного фактора приведена  в таблице.

Единицы труда,

L

Общий продукт,

TPL

Средний продукт, APL

Предельный  продукт, MPL

0

0

1

8

8

8

2

18

9

10

3

36

12

18

4

44

11

8

5

50

10

6

6

54

9

4

7

54

8

0

8

48

6

-6


 

Мы  видим, что сначала предельный продукт  переменного фактора резко увеличивается:

при  L=3  MPL=18.

Затем предельный продукт начинает уменьшаться: при L=4  MPL=8,

при L=5  MPL=6,

при L=6  MPL=4  и т.д.

Это значит, что  найм четвертого, пятого и шестого  работников всё менее выгоден  для предприятия. Когда фирма наймёт седьмого работника MPL=0. Это значит, что общий продукт не увеличится, то есть нанимать этого работника предприятию невыгодно вообще. Найм восьмого работника приведёт к уменьшению общего продукта.

Следовательно, фирма будет нанимать дополнительных работников до тех пор, пока МРL будет иметь положительное значение.

 

В долгосрочном производственном периоде все ресурсы (факторы производства) являются переменными, поэтому все издержки в таком периоде являются переменными.

Главной задачей является определение такого объёма производства, при котором долгосрочные издержки производства будут самыми маленькими. Для этого нужно учесть, что долгосрочный производственный период можно рассмотреть как совокупность краткосрочных производственных периодов, каждому из которых соответствует своя динамика краткосрочных средних издержек (SATC). Предположим, в первый год своей работы предприятие достигает минимальных издержек на единицу продукции при Q=50 000 единиц, дальнейшее увеличение выпуска приводит к увеличению издержек. Однако в следующем году фирма может увеличить количество всех используемых факторов производства и производить 150 000 единиц продукции при минимуме издержек на единицу продукции. В следующем году фирма может опять увеличить количество всех используемых факторов производства и производить 300 000 единиц продукции, но это не приведёт к уменьшению издержек. Если фирма в следующем году снова увеличит количество используемых факторов, то она сможет производить 450 000 единиц продукции, но издержки производства на единицу продукции возрастут. Проиллюстрируем это на графике.

Зависимость между объёмом  издержек и объёмом производства в долгосрочном производственном периоде  называется эффектом масштаба. Если при увеличении выпуска продукции издержки уменьшаются, то такой эффект масштаба называется положительным, а если издержки увеличиваются – то отрицательным.

Тема 5. Издержки фирмы, доходы и прибыль фирмы

Любая фирма  производит товары и услуги. Продажа  этих товаров и услуг приносит фирме доход, который в экономической теории определяется как общий доход и обозначается ТR.

Общий доход фирмы (ТR) – это выручка от реализации продукции.

Он зависит от цены товара или услуги и количества проданных  товаров и услуг. Его можно  определить через следующую формулу:

, где TR – общий доход, Р – цена,

                                 Q – количество проданной продукции.

Средний доход показывает, какая часть общего дохода приходится на одну единицу продукции. Он находится по формуле:

, где АR — средний доход, TR — общий доход,

                            Q — количество   проданных единиц продукции.

 

Продавая каждую дополнительную единицу продукции  фирма увеличивает свой доход. Изменение общего дохода в результате продажи каждой дополнительной единицы продукции есть предельный доход. Он находится по формуле:

, где MR – предельный доход, Δ TR – изменение общего дохода,

                               Δ Q – изменение количества продаваемой продукции.

 

Например, доход от продажи 15 стульев равен  72.000 Х 15 = 1.080.000,

  доход от  продажи 16 стульев равен 72.000 Х  16 = 1.152.000.

  Предельный  доход равен 1.152.000 – 1.080.000 = 72.000.

Прибыль – главная цель фирмы.

Её величина зависит от величины дохода (TR) и издержек (ТС).  Количественно она определяется как разность между общим доходом и общими издержками, то есть π= TR – TC, где π – прибыль.

 

Главными формами  прибыли являются экономическая  и бухгалтерская прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это часть дохода фирмы, которая остаётся после возмещения бухгалтерских (внешних) издержек, то есть платы за ресурсы.

Экономическая прибыль – это часть дохода фирмы, которая остаётся после вычитания из дохода всех издержек: явных (внешних) и неявных (внутренних), то есть экономических издержек. Экономическую прибыль ещё называют чистая прибыль.

 

Выделяют ещё:

- нормальная прибыль – это минимальный доход, который фирма должна получать, чтобы оставаться в данной сфере деятельности;

- монопольная прибыль – это прибыль, которую получает фирма-монополист в результате установки монопольно высоких цен.

 

На увеличение прибыли влияют следующие факторы:

- объём производства  и продаж продукции:   чем  больше Q, тем больше  π;

- издержки производства:    чем ниже издержки, тем больше  прибыль. 

- цены (Р):  чем выше Р, тем больше π.

Однако дорогая продукция  неконкурентоспособна, её трудно реализовать. Поэтому фирма всегда стремится  снижать издержки производства и  повышать производительность труда, чтобы  больше произвести продукции по более  низким ценам.

Тема 6. Национальная экономика: цели, структура.

                   Основные макроэкономические показатели.

 

Национальная  экономика – это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства. Она отражает особенности данной страны, то есть её географическое положение, культурные традиции, участие в международном разделении труда и другие.

Цели  национальной экономики.

Национальная  экономика ставит перед собой  следующие цели:

  1. Стабильные высокие темпы роста объёма национального производства.

      Это означает, что экономика должна  развиваться без резких снижений  объёма производства, без кризисов.

 

  1. Стабильный уровень цен. Высокие цены хороши для фирм (продавцов товаров), но это невыгодно для покупателей. Они будут меньше покупать благ. И наоборот, низкие цены не будут стимулировать  производство товаров,  но  низкие  цены нравятся покупателям. Поэтому цены должны расти плавно, умеренными темпами.

 

  1. Высокий уровень занятости. Он достигается, если общество обеспечит работой всех, кто может и желает работать.

 

  1. Поддержание внешнеторгового баланса. Это означает достижение равновесия между импортом и экспортом.

Если импорт больше экспорта, то в страну больше товаров ввозят из-за границы. Если импорт меньше экспорта, то больше товаров вывозят за границу.

 

Структура национальной экономики – это устойчивые количественные соотношения между различными её частями.

Выделяют воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуры и инфраструктуру.

1. Воспроизводственная  структура означает деление национальной экономики на основные виды экономических субъектов. Такими субъектами являются:

- домашние хозяйства.  Они поставляют производителям  товаров факторы производства (труд, капитал, земля);

- фирмы (предприятия). Они используют факторы производства  и создают товары и услуги;

- государство.    Оно  покупает  товары  и   услуги,  взимает  налоги,   оказывает  финансовую помощь  фирмам и домашним хозяйствам.

 

2. Социальная структура – это деление национальной экономики на секторы в соответствии с формой собственности. В странах с развитой рыночной экономикой обычно выделяют два сектора: государственный и частный.

 

3. Отраслевая структура – это деление экономики на отрасли: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство и другие. В каждой отрасли ещё выделяют подотрасли. Например, в сельском хозяйстве выделяют животноводство, растениеводство.

 

  1. Территориальная структура  означает деление национальной экономики на экономические районы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"