Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Рынок выполняет ряд функций:
– 1. регулирующая функция. Это значит, что рынок регулирует спрос и предложение товаров.
Если цена товара растёт – это сигнал к расширению производства. Предложение товаров увеличится.
Если цена падает, то производство (предложение) товаров сокращается, а спрос возрастает.
– 2. стимулирующая функция. Чтобы повысить качество товара, снизить затраты (издержки) на его производство, производители используют лучшие технологии, хорошее оборудование;
– 3. информационная функция. Это значит, что рынок предоставляет информацию о ценах на товары, которые необходимы для потребителя, и на ресурсы, которые необходимы для производителя.
– 4. посредническая функция заключается в том, что на рынке потребитель может выбрать себе продавца, а производитель (продавец) может выбрать покупателя.
– 5. санирующая функция. Рынок очищает экономику от тех производителей, которые работают неэффективно. Они становятся банкротами и уходят из «экономической игры».
– 6. социальная функция проявляется в том, что рынок дифференцирует производителей. Те, кто работает плохо - беднеют, а кто работает хорошо - становятся богатыми.
Структура рынка многообразна. Выделяют:
Субъекты рынка - это продавцы (производители) товаров и покупатели (потребители) товаров.
Объекты рынка - это всё то, что продаётся или покупается. Объектами рынка являются товары, валюта, средства труда, предметы труда, информация.
Виды рынков
По объектам рынка выделяют:
1) товарный рынок. Он включает в себя:
– потребительский рынок (рынок предметов потребления: говядина, пироги, куртка);
– рынок средств производства (средства труда: станки, оборудование и
– рынок информации;
– рынок продукта интеллектуального труда (книги, кинофильмы).
2) финансовый рынок. Он включает в себя:
– рынок капитала (инвестиций);
– рынок кредита (если фирме не хватает собственных денег для покупки станков, оборудования, то она берёт деньги в кредит за определённую плату, которая называется процентом);
– рынок ценных бумаг. Ценная бумага – это акция, вексель, облигация;
– денежно-валютный рынок. На нём продаются все виды иностранной валюты для осуществления международных расчётов;
3) рынок труда. Объектом купли-продажи на этом рынке является рабочая сила (труд).
По степени насыщенности рынка товарами выделяют:
– равновесный рынок (спрос на товары и их предложение совпадают);
– дефицитный рынок (спрос на товары больше, чем их предложение);
– избыточный рынок (спрос на товары меньше, чем их предложение).
По механизму функционирования выделяют:
– свободный рынок (регулирование экономики осуществляется при помощи конкуренции, цены);
– монополизированный рынок (производство и продажу товаров регулируют монополии);
– государственно-регулируемый. рынок (На таком рынке государство сильно вмешивается в экономику).
Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка.
Элементами рыночной инфраструктуры являются: ярмарки, аукционы, биржи.
Ярмарка представляет собой рынок широкого назначения. Она может быть местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов.
Аукцион – это публичная распродажа какого-либо товара в установленном месте. Товары достаются тому, кто назвал самую высокую цену.
Биржа – место, где заключаются сделки между покупателями и продавцами.
Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.
Товарная биржа функционирует на рынке товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже товаров по образцам и стандартам.
Биржевые сделки могут выступать как:
1) Сделки на реальный товар, то есть на товар, который уже имеется;
2) Фьючерсные сделки на покупку товара, который еще будет произведен.
На фондовой бирже обращаются ценные бумаги: акции, облигации.
Купля-продажа ценных бумаг здесь происходит на основе биржевого курса, который определяется спросом и предложением ценных бумаг.
Биржа труда выполняет посреднические функции по купле-продаже рабочей силы.
В рыночную инфраструктуру входят также государственные финансы, банковская система и система законодательства.
Конкуренция – латинское понятие, которое означает сталкивание, соперничество, борьбу за лучшие результаты.
Конкуренция возникает между различными экономическими субъектами:
– между производителями за лучшие условия сбыта (продажи) своей продукции, за лучшие источники сырья;
– между покупателями за лучшие условия покупки благ;
– между продавцами и покупателями за лучшие условия купли-продажи товаров.
Конкуренция имеет важное значение в экономике. Она приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции.
В экономической теории выделяют два типа конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:
– участников сделок на рынке (продавцов и покупателей) очень много (множество);
– продукт у всех производителей однородный (стандартизированный), поэтому покупатель может выбрать любого продавца товара;
– доля производства отдельной фирмы на рынке очень маленькая (менее 1% в объеме рыночного предложения), поэтому фирма не может оказать влияния на цену продаваемого товара;
– покупатели и продавцы имеют полную информацию о состоянии рынка в целом (например, каждая фирма располагает информацией о технологии производства, уровне издержек и дохода, ценах на ресурсы, а потребители имеют необходимую информацию о ценах товаров и их качестве).
– нет барьеров (препятствий) для свободного входа новых фирм в отрасль и выхода из неё.
В реальной жизни
совершенная конкуренция –
В реальной жизни существует несовершенная конкуренция.
Выделяют три модели несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, чистая монополия, олигополия.
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда относительно большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
Выделяют следующие признаки монополистической конкуренции:
Чистая монополия. Она существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов).
Характерные черты монополии:
– на рынке единственный продавец данного продукта, поэтому в условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия "фирма" и "отрасль" совпадают;
– продукт, который производит и реализует монополия, не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален;
– чистый монополист сам определяет цену, он обладает рыночной властью, то есть назначает и контролирует цены, объём поставок товаров на рынок;
– существуют высокие барьеры для входа в отрасль других фирм, поэтому чистый монополист не имеет конкурентов.
В экономической теории выделяют следующие виды монополии:
- закрытая монополия, которая защищена от конкурентов с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, авторские права и другие);
- открытая монополия на рынке возникает тогда, когда фирма является единственным продавцом какого-либо товара, но она не имеет никакой специальной защиты от конкуренции;
- естественная монополия характеризуется тем, что наиболее экономически выгодно производство какого - либо товара или услуги одной крупной фирмой. Дробление такого производства на несколько фирм ведет к росту издержек и удорожанию продукции. Например, в Минске естественным монополистом является метрополитен.
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой на отраслевом рынке присутствует несколько крупных фирм (от 2 до 10 крупных фирм, на долю которых приходится более половины общего объёма продаж).
Когда на рынке господствуют 2-3 фирмы, то говорят о жёсткой олигополии. Расплывчатая олигополия – когда 6-7 фирм делят 70-80 % рынка. Различают однородную и дифференцированную олигополии. Однородная олигополия существует в отраслях, которые производят стандартизированную продукцию. Например, производство стали, цемента, сахара и другие. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции. Например, производство автомобилей, телевизоров, сигарет, компьютеров и другие.
Для олигополии характерны следующие черты:
1. Все фирмы на олигополистическом рынке взаимозависимы. Это значит, что каждая фирма при определении цены на свою продукцию или определении объёма производства всегда должна учитывать возможную реакцию фирм-конкурентов.
2. Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль. Ограничения могут быть связаны с наличием патентов и лицензий, монопольным контролем над редкими источниками сырья (например, нефти). Кроме того, нужны очень большие денежные средства для открытия предприятия.
3. Цены на олигополистическом рынке относительно устойчивы (жёсткие), они мало меняются, а если меняются, то одновременно у всех фирм. Это объясняется олигополистической взаимозависимостью фирм. Например, производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведёт к падению доходов.
4. Фирмы на олигополистическом рынке могут заключать между собой договор (тайный или явный) при определении объёмов производства и установлении уровня цен. Это позволяет им увеличивать прибыль.
Выделяют различные методы конкурентной борьбы:
– ценовые, когда производители снижают или повышают цены на свою продукцию;
– неценовые, которые делятся на две группы:
1) конкуренция по продукту;
2) конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту – стремление захватить часть рынка путем выпуска новой продукции или улучшения качества продукции.
Конкуренция по условиям продаж – использование различных средств для привлечения покупателей (например, реклама, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей и другие).
Особым методом неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку (кредит).
Методы конкуренции могут быть законные и недозволенные (запрещённые). При использовании незаконных методов речь идет о "недобросовестной конкуренции". Она осуществляется путем дискриминации конкурента (например, распространение ложных сведений о конкуренте или его товаре), незаконное использование товарной марки, методы прямого насилия (например: поджоги, взрывы, шпионаж и другие).
Выделяют различные методы конкурентной борьбы:
– ценовые, когда производители снижают или повышают цены на свою продукцию;
– неценовые, которые делятся на две группы:
1) конкуренция по продукту;
2) конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту – стремление захватить часть рынка путем выпуска новой продукции или улучшения качества продукции.
Конкуренция по условиям продаж – использование различных средств для привлечения покупателей (например, реклама, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей и другие).
Особым методом неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку (кредит).
Методы конкуренции могут быть законные и недозволенные (запрещённые). При использовании незаконных методов речь идет о "недобросовестной конкуренции". Она осуществляется путем дискриминации конкурента (например, распространение ложных сведений о конкуренте или его товаре), незаконное использование товарной марки, методы прямого насилия (например: поджоги, взрывы, шпионаж и другие).