Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Материалы для подготовки к экз. по эк. теории.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

 

Рынок выполняет ряд функций:

– 1. регулирующая функция. Это значит, что рынок регулирует спрос и предложение товаров.

Если цена товара растёт – это сигнал к расширению производства.  Предложение товаров  увеличится.

Если цена падает, то производство (предложение) товаров  сокращается, а спрос возрастает.

– 2. стимулирующая  функция.   Чтобы  повысить  качество  товара,   снизить затраты (издержки) на его производство, производители используют лучшие технологии, хорошее оборудование;

– 3. информационная функция. Это значит, что рынок предоставляет информацию о ценах на товары, которые необходимы для потребителя, и на ресурсы, которые необходимы для производителя.

– 4. посредническая функция  заключается в том,  что на рынке потребитель может выбрать себе продавца, а производитель (продавец) может выбрать покупателя.

– 5. санирующая функция. Рынок очищает экономику от тех производителей, которые работают неэффективно. Они становятся банкротами и уходят из «экономической игры».

– 6. социальная функция проявляется в том, что рынок дифференцирует производителей. Те, кто работает плохо  - беднеют, а кто работает хорошо -  становятся богатыми.

Структура рынка  многообразна. Выделяют:

Субъекты  рынка - это продавцы (производители) товаров и покупатели (потребители) товаров.

Объекты рынка -  это всё то,  что продаётся или покупается.  Объектами рынка являются  товары, валюта, средства труда, предметы труда, информация.

Виды рынков

По  объектам рынка выделяют:

1) товарный рынок. Он включает в себя:

– потребительский  рынок (рынок предметов потребления: говядина, пироги, куртка);

– рынок средств  производства (средства труда:  станки, оборудование       и 

                                                      предметы труда:  уголь, древесина, хлопок);

– рынок информации;

– рынок продукта интеллектуального труда (книги, кинофильмы).

2) финансовый рынок. Он включает в себя:

– рынок капитала (инвестиций);

– рынок кредита  (если фирме не хватает собственных  денег для покупки станков, оборудования, то она берёт деньги в кредит за определённую плату, которая называется процентом);

 – рынок  ценных бумаг.        Ценная бумага – это акция,  вексель, облигация;

– денежно-валютный рынок. На нём продаются все виды иностранной валюты для осуществления  международных расчётов;

3)  рынок труда. Объектом купли-продажи на этом рынке является рабочая сила (труд).


 

По  степени насыщенности рынка товарами выделяют:

– равновесный рынок (спрос на товары и их предложение совпадают);

– дефицитный рынок (спрос на товары больше, чем их предложение);

– избыточный рынок (спрос на товары меньше, чем их предложение).


 

По  механизму функционирования выделяют:

– свободный рынок (регулирование экономики осуществляется при помощи конкуренции, цены);

– монополизированный рынок (производство и продажу товаров регулируют монополии);

– государственно-регулируемый. рынок (На таком рынке государство сильно вмешивается в экономику).


Инфраструктура  рынка – это система учреждений и организаций, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка.

 

Элементами  рыночной инфраструктуры являются: ярмарки, аукционы, биржи.

Ярмарка представляет собой рынок широкого назначения.  Она может быть местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов.

Аукцион – это публичная распродажа  какого-либо  товара  в установленном месте. Товары достаются тому, кто назвал самую высокую цену.

Биржа – место, где заключаются сделки между покупателями и продавцами.

 

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.

Товарная  биржа функционирует на рынке товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже товаров по образцам и стандартам.

Биржевые сделки могут выступать как:

1) Сделки на  реальный товар, то есть на  товар, который уже имеется;

2) Фьючерсные  сделки на покупку товара, который  еще будет произведен.

 

На  фондовой бирже обращаются ценные бумаги: акции, облигации.

Купля-продажа  ценных бумаг  здесь  происходит  на  основе   биржевого   курса, который определяется спросом и предложением ценных бумаг.

Биржа труда выполняет посреднические функции по купле-продаже рабочей силы.

В рыночную инфраструктуру  входят  также  государственные финансы, банковская система и система законодательства.

Конкуренция – латинское понятие, которое означает сталкивание, соперничество, борьбу за лучшие результаты.

Конкуренция возникает между различными экономическими субъектами:

– между производителями  за лучшие условия сбыта (продажи) своей  продукции, за лучшие источники сырья;

– между покупателями за лучшие условия покупки благ;

– между продавцами и покупателями за лучшие условия  купли-продажи товаров.

 

Конкуренция имеет важное значение в экономике. Она приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции.

В экономической  теории  выделяют два типа конкуренции:  совершенную (чистую) конкуренцию и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция характеризуется  следующими чертами:

–  участников сделок на рынке (продавцов и покупателей) очень много (множество);

– продукт у  всех производителей однородный (стандартизированный), поэтому покупатель может выбрать любого продавца товара;

– доля производства отдельной фирмы на рынке очень маленькая (менее 1% в объеме рыночного предложения), поэтому фирма не может оказать влияния на  цену продаваемого товара;

– покупатели и  продавцы имеют полную информацию о состоянии рынка в целом (например, каждая фирма располагает информацией о технологии производства, уровне издержек и дохода, ценах на ресурсы, а потребители имеют необходимую информацию о ценах товаров и их качестве).

– нет  барьеров (препятствий) для свободного входа новых фирм в отрасль и выхода из неё.

В реальной жизни  совершенная конкуренция – довольно редкий случай. Лишь некоторые рынки приближаются к ней (например: рынок зерна, ценных бумаг, валюты и другие). Но совершенная конкуренция является  простейшей  рыночной моделью. Она является образцом (эталоном), с которым можно сравнить другие типы рынков (рынки несовершенной конкуренции), чтобы оценить их эффективность. В целом, анализ рынка совершенной конкуренции позволяет понять, как функционирует рыночная экономика.

В реальной жизни существует несовершенная конкуренция.

Выделяют три модели несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, чистая монополия, олигополия.

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда относительно большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Выделяют следующие признаки монополистической конкуренции:

  1. На рынке присутствует большое количество разных по размерам фирм, но преобладают некрупные фирмы. Большое количество фирм на рынке исключает сговор между ними о сокращении объема выпуска продукции и повышении цен.
  2. Дифференциация продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар принадлежит к определенной группе товаров, но одновременно отличается от изделий других производителей. Например, большое количество фирм выпускает мужскую обувь. Но существует несколько видов обуви (сезонная, модельная, спортивная и другие).  Каждая модель в какой-то степени уникальна. Производитель каждого вида является на рынке монополистом. В то же время другие производители поставляют на рынок множество аналогичных товаров, различающихся по цвету, фурнитуре и т.д. Поэтому на рынке возникает конкуренция.
  3. На рынке монополистической конкуренции отсутствуют высокие барьеры для вступления в отрасль. Фирма стремится получить доход за счёт роста качества продукции, а не увеличивая объём производства. Это позволяет функционировать на рынке небольшим фирмам. Следовательно, вступление в отрасль не требует больших денежных средств, что облегчает вступление в отрасль.
  4. Велика роль неценовой конкуренции и рекламы. Необходимый уровень рекламных расходов может оказаться настолько большим, что становится барьером для вхождения в данную отрасль.

 

Чистая  монополия. Она существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов).

Характерные черты монополии:

– на рынке единственный продавец данного продукта,  поэтому в условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия "фирма" и "отрасль" совпадают;

– продукт, который производит и реализует монополия, не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален;

 – чистый монополист сам определяет цену, он обладает рыночной властью, то есть назначает и контролирует цены, объём поставок товаров на рынок;

– существуют высокие барьеры для входа в отрасль других фирм, поэтому чистый монополист не имеет конкурентов.

В экономической  теории  выделяют  следующие виды монополии:

- закрытая монополия, которая защищена от конкурентов с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, авторские права и другие);

- открытая монополия на рынке возникает тогда, когда фирма является единственным продавцом какого-либо товара, но она не имеет никакой специальной защиты от конкуренции;

- естественная монополия   характеризуется тем,  что  наиболее  экономически выгодно производство какого - либо товара или услуги одной крупной фирмой. Дробление такого производства на несколько фирм ведет к росту издержек и удорожанию продукции. Например, в Минске естественным монополистом является метрополитен.

 

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой на отраслевом рынке присутствует несколько крупных фирм (от 2 до 10 крупных фирм, на долю которых приходится более половины общего объёма продаж).

Когда  на рынке  господствуют  2-3 фирмы,  то  говорят  о  жёсткой  олигополии. Расплывчатая олигополия – когда 6-7 фирм делят 70-80 % рынка. Различают однородную и дифференцированную олигополии. Однородная олигополия существует в отраслях, которые производят стандартизированную продукцию. Например, производство стали, цемента, сахара и другие. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции. Например, производство автомобилей, телевизоров, сигарет, компьютеров и другие.

Для олигополии характерны следующие черты:

1. Все  фирмы на олигополистическом  рынке взаимозависимы. Это значит, что каждая фирма при определении цены на свою продукцию или определении объёма производства всегда должна учитывать возможную реакцию фирм-конкурентов.

2. Наличие  высоких барьеров для вступления в отрасль. Ограничения могут быть связаны с наличием патентов и лицензий, монопольным контролем над редкими источниками сырья (например, нефти). Кроме того, нужны очень большие денежные средства для открытия предприятия.

3. Цены на олигополистическом рынке относительно устойчивы (жёсткие), они мало меняются, а если меняются, то одновременно у всех фирм. Это объясняется олигополистической взаимозависимостью фирм. Например, производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведёт к падению доходов.

4. Фирмы на олигополистическом рынке могут  заключать  между  собой договор (тайный или явный) при определении объёмов производства и установлении уровня цен. Это позволяет им увеличивать прибыль.    

Выделяют  различные методы конкурентной борьбы:

– ценовые, когда производители снижают или повышают цены на свою продукцию;

 – неценовые, которые делятся на две группы:

                 1)  конкуренция по продукту;

                 2)  конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту – стремление захватить часть рынка путем выпуска новой продукции или улучшения качества продукции.

Конкуренция по условиям продаж – использование различных средств для привлечения покупателей (например, реклама, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей и другие).

 

Особым  методом неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку (кредит).

 

Методы конкуренции  могут быть законные и недозволенные (запрещённые). При использовании  незаконных методов  речь идет о "недобросовестной конкуренции". Она осуществляется путем дискриминации конкурента (например, распространение ложных сведений о конкуренте или его товаре), незаконное использование товарной марки, методы прямого насилия (например: поджоги, взрывы, шпионаж и другие).

Выделяют  различные методы конкурентной борьбы:

– ценовые, когда производители снижают или повышают цены на свою продукцию;

 – неценовые, которые делятся на две группы:

                 1)  конкуренция по продукту;

                 2)  конкуренция по условиям  продаж.

Конкуренция по продукту – стремление захватить часть рынка путем выпуска новой продукции или улучшения качества продукции.

Конкуренция по условиям продаж – использование различных средств для привлечения покупателей (например, реклама, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей и другие).

 

Особым  методом неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку (кредит).

 

Методы конкуренции  могут быть законные и недозволенные (запрещённые). При использовании  незаконных методов  речь идет о "недобросовестной конкуренции". Она осуществляется путем дискриминации конкурента (например, распространение ложных сведений о конкуренте или его товаре), незаконное использование товарной марки, методы прямого насилия (например: поджоги, взрывы, шпионаж и другие).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"