Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ МАКРА.docx

— 732.34 Кб (Скачать файл)

3) институциональных изменений  на рынке денег, например, появление  новых видов депозитов привлекает  сбережения населения и увеличивает  возможность коммерческих банков  создавать деньги;4) изменение ожиданий: если население ожидает ростаставки процента, то спрос на деньгиуменьшается и наоборот;5) необъяснимые сдвиги.

Рост спроса на деньги вызывает рост ставки процента, т.к. обращаясь за кредитами или продавая ценные бумаги, население способствует ее повышению, ввиду того, что при неизменном предложении денег растущий спрос может быть ограничен только таким образом.

Рис. 5.9 Изменение равновесия на рынке денег под воздействием неценовых факторов спроса на деньги

Сдвиг кривой предложении  денег осуществляется под воздействием поведения Национального банка, коммерческих банков и домохозяйств.

Национальный банк воздействует на предложении денегчерез изменениенормы обязательных резервов, учётную ставку и операции на рынке ценных бумаг. Коммерческие банки воздействует через изменение резервов, увеличивая или уменьшая избыточные резервы. Домохозяйства воздействуют с помощью изменения соотношения между наличностью и депозитами.

 

  1. Передаточный механизм денежно-кредитной политики.

В проведении кредитно-денежной политики существует два подхода. Первый подход заложен Д.М. Кейнсом. Он считал, что денежная масса влияет на ставку процента, которая воздействует на объем инвестиций и, соответственно, экономический рост и занятость. Кейнс утверждал, что кредитно-денежная политика может быть неэффективной из-за непредсказуемости скорости обращения денег и ликвидной ловушки. Поэтому ей отводилась второстепенная роль по сравнению с бюджетно-налоговой. Она должна была обеспечить «дешевые деньги» для решения проблемы эффективного спроса за счет эмиссии денег центральным банком и поддержания низкой ставки процента.

Рис. 5.10 Ликвидная ловушка

Второй  подход разработан в теории монетаризма, опирающейся на количественную теорию денег, утверждавшей, что рост денежной массы вызывает, при прочих равных условиях, рост цен. Монетаристы опираются на количественную теорию денег и считают, что деньги занимают ключевое место в хозяйственном механизме и поэтому кредитно-денежная политика – наиболее эффективный инструмент экономического регулирования. Центральные банки могут непосредственно регулировать количество денег в стране, используя небольшую базу денежных активов. Эмиссия денег должна осуществляться постоянным темпом, ориентированным на долгосрочные темпы роста экономики страны. Главная цель кредитно-денежной политики должна быть инфляция, которая рассматривалась как долгосрочный денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к объему произведенной продукции.

В соответствии с этими  двумя подходами может проводиться  гибкая или жесткая кредитно-денежная политика. Гибкая политика ориентирована на поддержание стабильной ставки процента, жесткая – на поддержание стабильной денежной массы.

Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг, связанный с периодом времени  от принятия решения до получения  конечного результата, в силу влияния  ставки процента на инвестиционные решения. В зависимости от экономической  ситуации проводят политику «дешевых»  или «дорогих» денег. Политика «дешевых»  денег предполагает уменьшение учетной  ставки, нормы обязательных резервов и покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке. В условиях инфляции применяется политика «дорогих» денег, которая предполагает повышение нормы обязательных резервов, учетной ставки и продажу государственных  ценных бумаг. Побочным эффектом такой политики является спад производства и рост безработицы. Простейший, по мнению монетаристов, и единственный способ сдержать инфляцию в рыночной экономике - сжать денежную массу. В переходных экономиках, и это подтверждает опыт Польши, стран Балтии, Чехии, только комплекс мероприятий мог позволить разорвать инфляционный цикл. Такой комплекс мер включает не только элементы кредитно-денежной политики, но и  стабилизацию реального обменного курса;  регулирование отдельных производственных цен, но не потребительских;  жесткий контроль за каналами целевых денежных потоков;  стимулирование сбережений в национальной валюте;  повышение платежеспособного спроса на отечественные товары;  регулирование денежной массы, адекватное росту цен.

КДП обладает сильными моментами:

а) быстрота реакции;б) гибкость;в) изоляция от политического давления.

Вместе с тем она  обладает и недостатками:

1) Циклическая асимметрия; она проявляется в том, что в период кризиса политика дешевых  не дает гарантии роста кредитов, и соответственно не способствует выходу из кризиса.

2) Изменение скорости оборота денег, что может привести к непредсказуемым последствиям.

 

  1. Политика дорогих и дешёвых денег. Понятие нейтральности и супернейтральности денег.

Политика «дорогих»  денег проводится в период высокой инфляции.Национальный банк ограничивает предложение денег за счёт продажи государственных ценных бумаг, роста учётной ставки инормы обязательных резервов. В результате этих мер сокращается возможность коммерческих банков создавать деньги, которые становятся относительно редким, менее доступным ресурсом, что вызывает сокращение спроса на деньги и тормозит инфляцию.

Политика «дешёвых»  денег проводится в тех случаях, когда Национальный банк считает, что рост предложения денегявляется недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.

Политика «дешёвых» денег  может стимулировать инфляцию спроса. Это связано с тем, что спрос  растет быстрее, чем возможности  экономики увеличить производство. Впоследствии растущий спрос начинает удовлетворяться за счёт привлечения  более дорогих ресурсов, которые  приводят к росту издержек у предпринимателей и побуждают их вернуться к  первоначальному объёму производства.

Рис. 5.4 Политика дешевых денег  и инфляция спроса

 

Чтобы не допустить возврата к прежнему объёму производства, Национальный банк должен постоянно подпитывать  экономику дополнительной эмиссией денег, стимулируя тем самым совокупный спрос и поддержание объёма производства на неизменном уровне.

Рис. 5.5 Политика дешевых денег  и гиперинфляция

 

В рамках классической теории сформулирован вывод о влиянии  денег в долгосрочном периоде  на уровень цен, ВНП и ставку процента. Эти выводы получили название принцип нейтральности денег: однократный рост предложения денег содействует изменению объема производства только в краткосрочном периоде ине оказывает воздействия на равновесный объём ВНП в долгосрочном периоде остаётся постоянной, т.к. объём инвестиций, которые планируются и вводятся в экономику не меняется. Если допустить, что правительство проводит в долгосрочном периоде политику постоянного увеличения количества денег в экономике, то объём реального производства и реальная ставка процента остаются неизменными, а номинальная ставка процента и уровень цен растут как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Такое утверждение получило название принцип супернейтральности денег.

 

  1. Теории спроса на деньги.

Существует несколько  теорий спроса на деньги. Первый подход заложен количественной теорией, которая связывала спрос на деньги только с функцией обращения, оплаты товаров и услуг. Он утверждает, что спрос на деньги зависит от абсолютного уровня цен, уровня реального объема производства и скорости обращения денег:

. Функция спроса на  деньгиможет быть преобразована в функцию ликвидности:

 

Согласно данному подходу  спрос на деньги зависит от объёма реального ВНП и уровня цен  в экономике. Количественная теория денег утверждает, что данный подход верен и для анализа предложения  денег. Эту связь они объясняют  с помощью эффекта Фишера.

Рис.5.6 Спрос на деньги

Кейнсианская  теория спроса на деньгибазируются на введении в анализ различных мотивов поведения человека на рынке денег. Она выделяет три мотива:

1) Трансакционный мотив означает, что деньги населению необходимы для приобретения товаров и услуг. 2) Мотив предосторожности проявляется в том, что субъекты хранят определённое количество денег в виде наличности для того, чтобы расходовать их в будущем на всякий непредвиденный случай.

3) Спекулятивный мотив связан с желанием домохозяйств хранить наличные деньги для того, чтобы избежать потерь от хранения активов в виде облигаций в период ожидаемой инфляции.

Портфельный подход к спросу на деньги был сформулирован в рамках монетаризма.

Спрос на деньгикаждого субъекта ограничен суммой имеющихся у него активов. При этом субъёкт стремится максимально использовать эти активы с тем, чтобы получить максимальную выгоду. Это достигается в том случае, если выполняется второй закон Госсена, то есть предельный доход, который приносит каждый из этих активов, будет одинаков. С учётом этого функция спроса на деньги принимает вид:

 

Доходность облигаций, акций  и других компонентов портфеля активов  определяется ставкой процента,  имеет обратную зависимость. Это  означает, что спрос на деньги также  будет иметь обратную зависимость от ставки процента.  Таким образом, отрицая кейнсианский подход к спросу на деньги, монетаристы пришли к тем же выводам.

Модель  управления наличностьюТобина – Баумоля основана на сравнении издержек и выгод от хранения наличности. Издержки представляют собой отказ от хранения денег в банках и дохода в виде процента, который можно было бы получить. Выгоды заключаются в том, что не надо ходить в банк за деньгами, чтобы оплачивать сделки.

 

 

 

 

  1. Теория предложения денег. Денежная база и денежная масса.

Спрос на деньги является только одним элементом, определяющим количество денег в экономике. Другим элементом  будет предложение денег. При  этом следует учитывать, что кредитные  деньги состоят из двух компонентов:1) наличные деньги, количество которых  определяет Центральный банк страны;2) депозиты, величина которых определяется поведением коммерческих банков и домохозяйств.

Таким образом, предложение  денег является результатом взаимодействия трёх самостоятельных субъектов: Центрального банка, коммерческих банков, домохозяйств.

Рассматривая предложение  денег, следует учитывать три  внешних фактора:

1) Денежная база (MB). Она представляет собой деньги повышенной силы и распадается на наличные деньги  и резервы коммерческих банков.

 

Этот компонент является наиболее активным впредложении денег.

2) Норма обязательных резервов (rr):

 

Она определяется политикой  Центрального банка  и политикой  коммерческих банков. На неё влияют:

а) издержки по заимствованию  средств коммерческими банками  у Центрального банка при нехватке собственных средств. Эти издержки равны учётной ставке.

б) альтернативной стоимости  отказа субъекта от хранения денег  в форме резервов, которые определяются рыночной ценойденег (ставкой процента).

3) Отношение «наличность - депозиты» (cr):

 

Данный показатель показывает, какое количество наличных денег  приходится на объем депозитов  в коммерческих банках страны.

Это отношение  определяется:

а) привычками населения;

б) возможностью быстрого получения наличности в коммерческих банках;

в) долей потребления  в ВНП.

С учётом этого  мы можем вывести уравнения предложения  денег и денежной базы:

 

 

Выводим из каждого  из этих уравнений значение депозитов:

 

 

 

Приравниваем  их:

 

Из полученного  равенства получаем уравнение предложения денег:

 

где – денежный мультипликатор.

 

 

25. Создание банковской системой новых денег. Денежный мультипликатор.

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло  параллельно и тесно переплеталось. Банковская система состоит их двух уровней. Первый уровень занимает Национальный (Центральный) банк, в его ведение  входит монопольное право на эмиссию  и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов.

В кредитной системе страны выделяют третий уровень, который  представляют специализированные кредитно-финансовые учреждения. К ним относятся инвестиционные банки и компании, доверительные  компании, ипотечные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финансированию продаж товаров  в рассрочку, факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании.

Одна из важнейших тенденций  последних лет в развитии кредитных  систем развитых западных стран –  стирание различий между отдельными видами банков, между банками и  небанковскими кредитными организациями..

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки  предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов  расчетов и т.д. Этим они отличны  от специализированных учреждений, которые  ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно  играют роль базового звена кредитной  системы. Чаще всего главным признаком  банковской деятельности считается  прием депозитов и выдача кредитов.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"