Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ МАКРА.docx

— 732.34 Кб (Скачать файл)

Ресурсы банка складываются из собственных средств банка, т.е. его капитала, и привлеченных, т.е. заемных средств, представляющих собой  обязательства банка перед другими  кредитными организациями предприятиями  и гражданами, разместившими свои средства в банке в качестве остатков на расчетных и текущих счетах, депозитов, вложений в ценные долговые бумаги банка.

Активыпредставляют собой перечень объектов, которыми владеет коммерческий банк или на который он имеет законные требования.

Резервы коммерческого банка  – наличные активы, которые могут  быть использованы для немедленного удовлетворения вкладчиков банка. Они  представлены в виде депозитов в  Национальном банке или наличности в самом банке.Ценные бумаги – это приобретенные данным банком акции, облигации хозяйственных субъектов и государственные ценные бумаги. Пассивы – денежные требования, которые выставляются коммерческому банку кроме требований его владельцев. В пассивы относятся все операции банка, по которым он должен платить проценты.

Операции коммерческого  банка подразделяют на

- пассивные (привлечение средств) - операции, связанные с пополнением или расходованием капитала банка, т.е. по привлечению и возврату средств. Это объясняется тем, что в балансе собственные средства и обязательства банка отражаются в пассиве, так как по ним банк должен нести определенные затраты (выплата процентов и т.д.).

- активные (размещение средств) - собственные вложения банка, которые отражаются в активе баланса и соответственно называются активами,  и операции с активами, которые приносят банку доход.

 

Основные  функциикоммерческих банков можно объединить в три группы:

- играют ключевую роль  в коммерческом обороте товаров  и услуг. - являются финансовыми посредниками, обеспечивающими в экономике процесс «сбережение – инвестиции», - являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на постоянной, непрерывной основе.

Коммерческие банки создают  кредитные орудия обращения (банкноты, векселя, чеки и т.д.), которые облегчают  оборот и удешевляют издержки обращения.

 

Когда банк увеличивает свои резервы путём вклада субъектов  в виде наличных на счет и использует эти резервы через кредитные  операции или операции с ценными  бумагами на открытом рыке, то растёт и  величина депозитов и величина резервов банковской системы, создаются дополнительные деньги.

Это означает, что государство  выпускает облигации, которые являются долговыми обязательствами и  поэтому относятся к пассивам. На сумму приобретенных облигаций  Национальный банк выпускает наличные деньги. Облигации государства для  Национального банка являются активом, а выпущенные наличные деньги являются пассивом. Государственные облигации  приобретает не только Национальный банк, но и коммерческие банки, домохозяйства, фирмы. Для них они являются активом, так как приносят доход в виде процентов. Наличные деньги являются активом  для домохозяйств и фирм, так как  с их помощью можно оплатить любые  сделки. Часть денег домохозяйства  и фирмы несут в коммерческие банки на свои депозиты. Для них  это является активной операцией, так  как позволяет получить доход. Для  коммерческого банка это пассивная  операция, так как надо выплачивать  проценты. Привлеченные средства коммерческие банки используют в качестве ссуд и резервов, что является для них  активными операциями. Ссуды для  домохозяйств и фирм являются пассивом, так как деньги надо возвращать и  платить проценты по кредиту. Резервы  для Национального банка являются пассивом, так как не могут использоваться им для получения дохода

Денежный  мультипликатор показывает во сколько раз увеличение наличности или резервов банковской системы приведёт к увеличению количества денег в экономике. Такое увеличение становится возможным в результате того, что существование наличности приводит при данной процентной ставке к появлению депозитов и избыточных резервов у коммерческих банков, которые используют их для предоставления кредитов, и тем самым для расширения количества платёжных средств в экономике.

Рассматривая функцию  предложения денег, можно прийти к выводу, что предложение денег:

1) прямо пропорционально  изменению денежной базе;

2) обратно  пропорционально  изменению нормы банковских резервов, так как снижение нормы ведет  к расширению возможностей коммерческих  банков создавать деньги;

3) обратно  пропорционально  изменению отношения «наличность-депозиты», так как увеличение отношения «наличность - депозиты» означает увеличение наличных денег у домохозяйств, уменьшение депозитов в банковской системе и уменьшение возможности банков создавать деньги.

 

 

  1. Количественная теория денег. Эффект Фишера.

Количественная теория денег  начинает свою историю с XVII века. До того как кейнсианские идеи получили широкое распространение, в 30-е годы количественная теория была господствующей макроэкономической теорией. По мнению М. Фридмена, сторонника количественной теории денег от сторонников других макроэкономических теорий отличает три критерия: «(1)  стабильности и важности функции спроса на деньги; (2) независимости факторов, влияющих на спрос и предложение денег, и (3) формы функции спроса или связанных с нею функций».

В дальнейшем теоретики количественной теории спорили по таким аспектам, как факторы, определяющие абсолютный уровень цен и норму процента, теория предложения и спроса на деньги.

При этом они исходили из трёх постулатов:

1) причинности, цены зависят  от количества денег;

2) пропорциональности, цены  изменяются пропорционально изменению  количества денег;

3) универсальности, изменение  количества денег означает одинаковое  воздействие на цены всех товаров.

Доказательство этих идей связано с уравнением количества денег в экономике, которое первоначально  имело вид:

 

где М – количество денег в экономике,

V – скорость обращения денег, или быстрота, с которой одна единица номинального запаса денег циркулирует в обороте,

T - количество сделок в экономике,

P – средний уровень цены.

Если количество сделок представить  в виде определённого количества реально произведенных товаров, то данное уравнение преобразуется  в вид, получившее название уравнение Фишера:

 

Отсюда вытекает, что если скорость обращения денег и объём  реального ВНП остаются неизменными, то существует прямая зависимость между  количеством денег и уровнем  цены.

В количественной теории денег  утверждается, что скорость обращения  денег является практически неизменной величиной и зависит от таких  факторов, как изменение финансовой системы, изменение привычек, ожиданий, распределения денег между различными группами населения и финансовыми  учреждениями, уровень развития экономики  и другие институциональные факторы. В 60-е годы возрос интерес к количественной теории денег в рамках монетаризма. В результате этого классический (простой или грубый) вариант количественной теории денег несколько усовершенствовался:

1) Изменения темпов роста  денежной массы приводит через  некоторый период времени к  изменению темпов роста номинального  ВНП;

2) При увеличении количества  денег в стране изменение номинального  ВНП первоначально отражает изменение  реального ВНП. 3) Скорость обращения  денег меняется во времени.  Она зависит от уровня инфляции  и ставки процента, поэтому скорость  обращения денег можно рассматривать  как функцию от реальной ставки  процента и ожидаемой инфляции.

 

Спорным моментом является вопрос об эластичности скорости обращения денег по отношению к ставке процента. Существует два подхода к решению этого вопроса:

1) Эластичность является  конечной постоянной величиной:

2) Эластичность является  нулевой или близкой к нулю.

 

Существует зависимость  инфляции с уровнем процента, который  можно связать с количеством  денег. Если реальная ставка процента (r) связана с номинальной (i):

 

и существует кембриджское уравнение  спроса на M:

 

то их можно связать  с уровнем ожидаемой инфляции:

 

Рост предложения денег  на 1% вызывает рост ожидаемой инфляции (πe) на 1%, а это приводит к росту номинальной ставки процента на 1%. Данная зависимость получила название эффекта Фишера.

 

  1. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.

Существование государства  и его активное участие в экономике  предполагает наличие необходимых  средств для осуществления деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, под которым понимают ежегодный план доходов и расходов государства.

Республиканский бюджет призван  отразить доходы и расходы правительства  страны. Он выполняет следующие функции:

  • аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;
  • обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;
  • стимулирование экономического роста;
  • социальная защита беднейших слоев страны.

Бюджетные расходы решают задачи политического, социального  и хозяйственного характера.

Политические  задачи состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и т.д.

Социальные  задачи состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги.

Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

Основными источниками формирования доходов бюджета являются налоги. Кроме того, государственный бюджет формируется за счет финансово-экономической и предпринимательской деятельности государства, в том числе за счет:

  • доходов от реализации государственных запасов;
  • доходов от продажи земли и нематериальных активов;
  • различных штрафных санкций;
  • доходов от внешнеэкономической деятельности;
  • прочих доходов.

По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:

  • экономические;
  • на социальные нужды;
  • управление;
  • военные;
  • на внешнеэкономическую деятельность;
  • создание государственных запасов и резервов.

Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства..

Расходы на социальные нужды обеспечивают в первую очередь финансирование непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, культуру, искусство.

Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства — управление — и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти.

Военные расходы включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность. К ним относят расходы на содержание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходыРасходы на внешнеэкономическую деятельность предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. Расходы на создание государственных запасов и резервов предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  натекущие и капитальные. Эта группировка определяется бюджетной классификацией расходов бюджетов.

Капитальные расходы  бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности.

Текущие расходы — часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Значительную долю расходов в бюджете любой экономически развитой страны обычно занимают статьи расходов на оборону, здравоохранение, образование и обслуживание государственного долга.

Общей тенденцией расходной  части бюджета является сокращение части бюджета, идущей на финансирование народного хозяйства. Это связано  с сокращением государственного сектора в экономике.

 

 

28. Дискреционная и недискреционная финансовая политика: достоинства и недостатки.

Дискреционная политика проявляется  в том, что государство меняет налоги и государственные расходы  в зависимости от экономической  конъюнктуры и целей. В период спада государство проводит экспансионистскую дискреционную политику. Она проявляется в снижении налогов, увеличении государственных расходов, или в одновременном сочетании первых двух.

Снижение налоги приводит к росту располагаемого дохода, что  вызывает рост совокупного спроса. В результате того, что совокупный спрос превышает совокупное предложение, предприниматели начинают развивать  производство. ВНП увеличивается, что  означает сокращение безработицы, а  это приводит к новому увеличению доходов, в результате чего растет национальный доход и объем производства. Спад ликвидируется.

Государственные расходы  действуют по двум направлениям:1) Субсидии (трансферты) и их увеличение, которые приводят в период спада к росту располагаемого дохода домохозяйств и стимулирует увеличение совокупного спроса, что является толчком для развития производств, что означает сокращение безработицы, прекращение спада.2) Закупки товаров и услуг; они прямо воздействуют на увеличение совокупного спроса.В период подъема и инфляции в стране проводится рестриктивная дискреционная (сдерживающая) фискальная политика. Она осуществляется через увеличение налогов, сокращение государственных расходов или сочетание этих двух методов. В настоящее время в экономической литературе идет дискуссия по поводу предпочтительности использования налогов или государственных расходов для борьбы с экономической конъюнктурой. Необходимо использовать налоги и, прежде всего, сокращать их.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"