Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ МАКРА.docx

— 732.34 Кб (Скачать файл)

Бюджетно-налоговая политика имеет ряд проблем в применении:

1) Фактор времени. Он проявляется в том, что происходит запаздывание между экономической ситуацией, принимаемым решением и эффективным воздействием этого решения на субъекты хозяйствования, что связано с тем, что:а) требуется время для распознания проблему и выявления причины;б) административная задержка; она связана с тем, что механизм принятия поправок к государственному бюджету и налогам требует длительного процесса обсуждения и принятия в законодательном органе;в) функциональная задержка; существует временной разрыв между принятием решения и началом действия принятого решения, заставляющего изменить хозяйство субъекта свое поведение;

2) Политическая проблема: фискальная политика используется политиками для решения проблем, которые являются достаточно противоречивыми и содействие одной, вызывает обострение другой проблемы.

Одновременно в период подъема сокращаются расходы  государства в виде трансфертов, таких как:а) расходы по выплате пособий безработным;b) выплата пособий малообеспеченным слоям населения.В период экономического спада наблюдается противоположная ситуация. Ввиду падения производства увеличивается безработица, что требует роста расходов государства на пособия по безработице. Снижаются реальные доходы и увеличивается количество малообеспеченных семей, что также требует увеличения госбюджета. Одновременно снижается зарплата работающего населения, что автоматически переводит их в более низкие ставки подоходного налога. В результате этого реальные доходы сокращаются в меньшей степени, чем спад производства. Тем самым тормозится его дальнейшее падение. Таким образом, автоматические стабилизаторы препятствуют слишком большому перегреву экономики или кризису, но не могут полностью устранить нежелательные тенденции экономического цикла. Это означает, что если правительство в период спада хочет устранить негативные последствия, то оно должно проводить дискреционную фискальную политику.

 

 

  1. Теория налогообложения

 Под финансовой системой понимается совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в народном хозяйстве. Под финансовыми ресурсами понимают доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами.

Вся совокупность финансовых ресурсов делится на централизованные (общегосударственные), которые концентрируются в госбюджете и во внебюджетных централизованных фондах, и децентрализованные, представленные финансовыми ресурсами предприятий и организаций.

Основными параметрами макроэкономическогорегулирования в большинстве стран являются:

  • доля налоговых изъятий в ВВП;
  • доля налогов в личных доходах и прибыли;
  • доля налогов в объеме продаж потребительских товаров;
  • доля налогов в объеме внешнеторговой деятельности;
  • социальные отчисления;
  • уровень налогообложения недвижимости, доходов по акциям, экологических загрязнений;
  • льготы по государственным приоритетам.

Именно эти параметры  позволяют регулировать макроэкономические показатели, имеющие стабилизационное воздействие: потребительский спрос, инвестиции, экспорт, НТП, социальные расходы, затраты на охрану окружающей среды и другие.

Источником доходов государственного бюджета являются налоги. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законом. В любой стране создается налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законом.

При установлении налогов  возникают такие понятия как  налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.

Налоговое бремя – величина суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.

Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы.

Налогообложение в любой  стране должно строиться на учете  следующих принципов:

  1. учет возможностей налогоплательщика;
  2. обязательность;
  3. простота и удобство расчетов;
  4. однократность налогообложения;
  5. гибкость налоговой системы;
  6. эффективность с точки зрения перераспределения средств.

Налоги выполняют  следующие функции

  1. фискальная, которая означает, что за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;
  2. социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;
  3. регулирующая функция, проявляется в том, что государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;
  4. контрольная, так как позволяет контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов;
  5. распределительная, т.е. с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;
  6. стимулирующая

Различают две группы налогов: прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы и факторы производства, косвенные – налоги на товары и услуги.

Рассматривая налоги, следует  различать налоги, устанавливаемые  центральными и местными органами власти. Республиканские налоги устанавливает высший законодательный орган страны. Местные налоги устанавливают местные органы власти в пределах своей компетенции. Часть республиканских налогов поступает в местный бюджет для решения местных задач.

Налогообложение бывает прогрессивное, когда ставка налога увеличивается  быстрее, чем растет доход и регрессивным, когда сумма налога увеличивается  меньше, чем величина дохода; пропорциональное – одинаково.

В экономической теории существует понятие кривой Лаффера, которая увязывает ставку  налога и объем средств, который поступает в государственный бюджет.

Рис.6.1 Кривая Лаффера

Такая зависимость объясняется  тем, что первоначально рост ставки налога приводит к увеличению налоговых  поступлений в бюджет страны. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться, т.к. дальнейшее увеличение ставки налога приведет:

  1. к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб;
  2. прекращению деятельности фирмами ввиду ее неэффективности.

Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.

 

  1. Финансирование бюджетного дефицита.

Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Такой  дефицит бюджета обычно покрывается  низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центрального банка. Международные  стандарты предполагают возможный  дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы  доходов считается допустимым, тогда  как дефицит более 20% - критическим. Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета:

- кредитно-денежная эмиссия;

- долговое финансирование  в форме продажи государственных  ценных бумаг или кредитов  у внебюджетных фондов и международных  финансовых организаций;

- увеличение налоговых  поступлений, а также доходов  от приватизации, хотя данный  способ выходит за рамки финансирования  бюджетного дефицита в узком  смысле слова.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет эмиссии денег, то создаются условия для инфляции в стране. Правительство заинтересовано в инфляции, т.к. инфляция, во-первых, обесценивает государственный долг, и, во-вторых, обеспечивает правительству  дополнительные средства для финансирования долга в виде инфляционного налога и сеньоража.

Сеньораж – доход государства от эмиссии денег, доход, полученный правительством в результате его монопольного права печатать деньги.. Таким образом, сеньораж  (SE) может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период:

Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен и росту номинальных доходов.

Инфляционный  налог– потери капитала, понесённые владельцами денежных средств в результате инфляции. Формально инфляционный налог может быть выражен так:

В условиях растущей инфляции, перерастающей в гиперинфляцию, может возникнуть эффект Танзи-Оливера – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых платежей в госбюджет. За время такой затяжки происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. Рост цен приводит к увеличению расходов госбюджета. В итоге дефицит возрастает, вызывая рост эмиссии денег и усиление инфляции.

Монетизация дефицита госбюджета может происходить не только за счет эмиссии денег, но и в форме расширения кредитов Национального банка государственным органам по льготной ставке или в форме отсроченных платежей..

Дефицит госбюджета, финансируемый  Национальным банком, не только способствует росту инфляции, но и оказывает  отрицательное воздействие на платежный  баланс, курс национальной валюты.

Государственные займы менее  опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих  субъектов на финансовом рынке. Кроме  того, действует эффект Барроу, который заключается в уменьшении свободных денежных средств на рынке капитала для частных лиц, что сдерживает объем инвестиций и, следовательно, экономический рост. Кроме того, финансирование государственных расходов за счет выпуска ценных бумаг может отрицательно сказаться на условиях внешней торговли и за счет этого еще больше сократить темпы роста экономики страны.

Внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета связано с умеренными издержками только в тех случаях  когда:

  • предложение финансовых ресурсов на национальном рынке относительно эластично;
  • внешнее долговое финансирование ограничено или относительно дорого, в то время как внутренняя задолженность незначительна.

Внешнее льготное финансирование дефицита бюджета является наиболее привлекательным, так как такое  финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако такие  возможности ограничены. Поэтому  внешнее финансирование увеличивает  внешнюю задолженность и создает  проблему ее обслуживания.

 

 

  1. Равновесие на рынке товаров и услуг.

Модель  «сбережения – инвестиция» была математически описана Джоном Хиксом. В 1937 г. Д. Хикс  предложил модель IS-LM. В ней он пытался соединить цену денег и рынок товаров в одну модель. При этом он рассматривал экономику в условиях фиксированных цен и попытался выяснить, какие факторы приводят к изменению ВНП. Он рассмотрел вначале рынок денег, используя при этом понятие AD и AS в рамках кейнсианского креста. При этом он исходил из основного макроэкономического тождества в условиях закрытой экономики, т.е. он не учитывал влияние внешней торговли на равновесие.

 

Объём государственных закупок  он считал постоянной величиной.

Отталкиваясь от этих уравнений, он преобразовал основное макроэкономическое тождество и решает его относительно Y.

 

 

 

 

Данное уравнение показывает зависимость ВНП от ставки процента при условии, что отсутствуют  налоги. Тогда можно утверждать о  существовании обратной зависимости  между ВНП и ставкой процента.

Отсюда кейнсианцы делают вывод, что государство может активно воздействовать на размер ВНП с помощью бюджетно-налоговой политики. Причём эффект от неё будет превышать объёмы непосредственного государственного вмешательства.

Важное значениекейнсианцы придают изменению ставки процента, т.к. с помощью данного механизма можно воздействовать на объём инвестиций и тем самым на размер ВНП. Степень влияния ставки процента на объём ВНП определяется коэффициентом при r - .  Если этот коэффициент растёт, то ВНП становится более чувствительным к изменению r.

 

 

 

 

Любая точка на кривой IS  показывает такие комбинации ставки процента и ВНП, которые обеспечивают равновесие на рынке товаров. Это  означает, что все произведенные  товары будут при данном уровне процента  реализованы, а сбережения, которые  делают домохозяйства, превратятся  в инвестиции. При этом с точки  зрения Кейнса, фактором, определяющим объем сбережений, является инвестициями.

 

 Рис. 7.1 Модель IS

  1. Равновесие денежного рынка.

 

Рассмотрев рынок товаров и сформулировав уравнение «инвестиции-сбережения», Хикс переходит к анализу рынка денег. В качестве основы функционирования рынка используется кейнсианская модель рынка денег. Это позволяет ему представить спрос на деньги в виде уравнения ликвидности:

 

где e – коэффициент, показывающий чувствительность спроса на деньги в зависимости от объёма ВНП, он отражает спрос на деньги для сделок и по мотиву предосторожности,

f– коэффициент, показывающий чувствительность спроса на деньги от ставки процента и характеризует спекулятивный мотив.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"