Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы_экзамен_Макроэкономика.docx

— 652.93 Кб (Скачать файл)

4.    При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицированными.

5.    Экстенсивный путь  развития  носит  застойный  характер, фактически  нет  технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

6.    Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.

 

 

  1.   Фиаско рынка как предпосылка экономической роли государства.

 

В каких областях рынок терпит фиаско, и государство вынуждено выполнять  экономические функции?

Первой предпосылкой вмешательства  государства в рыночную экономику  стало усложнение рыночной системы (конец XIX в.). Государство должно было помогать рыночному механизму обеспечением его системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ. Затем от государства понадобилось выполнять таможенную, аграрную, промышленную и социальную политику, чтобы обеспечивать жизнь общества. Важнейшей причиной вмешательства государства в экономику является наличие общественных благ (нац. оборона, защита окр. среды и т.д.). Другие фиаско рынка: экстерналии (внешние эффекты), социальная сфера, монополизация, ассиметричная информация, макроэкономическая нестабильность, невозможность рынка создания самому себе рамочных условий. Общественные блага – те блага, что невыгодно производить и не интересны предпринимателям, но необходимы для жизнедеятельности общества. Имеют 3 св-ва: а) неконкурентность (блага потребляются многими, а предельные издержки не растут), неисключаемость (граждане не могут быть исключены из сферы потребления, даже если они отказываются платить за него), неизбирательность (потребление блага одним не исключает потребление другим). Из-за «проблемы безиблетника» (кто-то не платит за благо, а пользуется им), производство становится не выгодным. Экстерналии бывают отрицательными (когда приносят вред третьим лицам) и положительными.

Первой предпосылкой вмешательства  государства в рыночную экономику  стало усложнение рыночной системы (конец XIX в.). Государство должно было помогать рыночному механизму обеспечением его системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ. Затем от государства понадобилось выполнять таможенную, аграрную, промышленную и социальную политику, чтобы обеспечивать жизнь общества. Важнейшей причиной вмешательства государства в экономику является наличие общественных благ (нац. оборона, защита окр. среды и т.д.). Другие фиаско рынка: экстерналии (внешние эффекты), социальная сфера, монополизация, ассиметричная информация, макроэкономическая нестабильность, невозможность рынка создания самому себе рамочных условий. Общественные блага – те блага, что невыгодно производить и не интересны предпринимателям, но необходимы для жизнедеятельности общества. Имеют 3 св-ва: а) неконкурентность (блага потребляются многими, а предельные издержки не растут), неисключаемость (граждане не могут быть исключены из сферы потребления, даже если они отказываются платить за него), неизбирательность (потребление блага одним не исключает потребление другим). Из-за «проблемы безиблетника» (кто-то не платит за благо, а пользуется им), производство становится не выгодным. Экстерналии бывают отрицательными (когда приносят вред третьим лицам) и положительными.

 

 

  1.   Роль государства в установлении рамочных условий функционирования экономики. Функции государства.

 

Функции государства: главная и  наиболее общая – корректировка  и поддержание работоспособности  рыночного механизма. Вторичная  функция – создание и поддержание  в работоспособном состоянии  инфраструктуры для рыночной экономики (т.е. создание работоспособного института  прав собственности, поддержка правопорядка, финансирование государством части  транзакционных издержек). Следующими важнейшими функциями государства  являются «цели второго уровня», являющиеся подгруппой главных целей. К целям второго уровня относят 1) свободное развитие общества,  2) правовой порядок, 3) внешняя и внутренняя безопасность. Вышеперечисленные функции  составляют рамочные условия для  рынка. Рамочные условия – это  те пределы, в которых хозяйственные  субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения. Рассмотрим подробно каждую из целей второго  уровня. Обеспечение свободы – чем ценнее признается свобода отдельного члена общества, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в данном государстве. Реально складывающаяся степень свободы в экономике является результатом политических компромиссов, которые достигаются на каждом текущем отрезке времени. Правовой порядок – реализация цели создания в стране правового порядка предусматривает, в первую очредеь, защиту с помощью законов права на собственность, а также права на функционирование системы хозяйственных договоров (с необходимым вариантом государственного контроля). Внешняя и внутренняя безопасность – создание системы соответствующих институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии.

Экономическая роль государства в рыночной системе  заключается в том, чтобы регулировать рыночную систему и обеспечивать ее равновесное состояние посредством  кредитно-денежной политики, фискальной политики. Государство занимается обеспечением  формированием нерыночной сферы, например.

Важным  научным аспектом экономической  политики является понимание того, что задача государства - лишь создание "рамочных условий", в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.

Установление "рамочных условий" требует выполнение следующих целей:

-свободное развитие общества.

Проблема данной цели связана с  восприятием данной категории. Преобладающий  подход: любое вмешательство государства  является ограничением экономической свободы и усилением зависимости. Стратегия регулирования является результатом политического компромисса.

-правовой порядок.

У разных субъектов представление  о правовой обоснованности того или  иного экономического решения может  быть весьма дифференцировано. Стратегия  регулирования должна направляться таким образом, чтобы принимаемые  меры по возможности соответствовали представлениям о законности разных общественных групп.

-внешняя и внутренняя безопасность.

Выполнение данной цели предусматривает  создание системы институтов по поддержанию  общественного порядка внутри страны при наличии профессиональной армии.

В современной макроэк-ке (МАЭК), сформировавшейся после трудов Кейнса, одной из важнейших  тем является степень и форма  государственнного регулирования эк-ки (ГРЭ). Даже неоконсерваторы не отказываются от ГРЭ как такового, призывая лишь ограничить его. Поговорить про Вел. деперссию и историю. Государство является одним из субъектов МАЭК, к. характеризуется:

  • регулирующей ролью
  • императивным статусом (обязательно ему подчиняться)
  • внерыночным происхождением большой части доходов (налоги etc)

Цели ГРЭ нередко представляют в виде “магического многоугольника” с углами:

  • полная занятость
  • положительный платежный баланс внеш. торг. (ВТ)
  • экономический рост
  • низкая  инфляция

Достижение одновременно всех целей  невозможно.

Государство регулирует рынок рядом  форм ГРЭ. К ним относятся прежде всего фискальная (ФП), денежно-кредитная (ДКП), социальная, внешнеэкономическая, а также инвестиционная. При этом инструменты ГРЭ бывают директивные (административные)  - прямой законодательный запрет, принуждение, разрешение - и косвенные - налоги, субсидии, тарифы и льготы ВТ, регулирование учетной ставки etc. ГРЭ обеспечивается правовыми методами (особо - антимонопольное зак-во), регулированием сферы финансов (налоги, дотации, гос. инвестиции, учетные ставки etc), государственным сектором в эк-ке (в связи с этим выделяют и т.н. институциональный инструмент ГРЭ - соц. институты, специальные соглашения, обеспечение инфраструктуры). Sic! Указать разницу ГРЭ и гос. эк. политики (последняя включает в себя и невмешательство), поговорить про разные виды ГЭП и ГРЭ в разных странах. Указать значение гос-ва как производителя общественных благ, недоступных рынку (оборона etc).   Указать на гос. эк. программирование (национальное среднесрочное, чрезвычайное и целевое) как высшую форму ГРЭ. Поговорить и о том, что кроме собственно ГРЭ ГЭП включает в себя и поддержание рыночной инфраструктуры (ночной сторож). Исполнителями ГЭП явл. не только гос-во, но и разные общественные союзы. Для особо умных - поговорить о роли гос-ва в совр. РФ, о теории общественного выбора и полит. ренте.

Экономическая роль государства в  рыночной системе заключается в  том, чтобы регулировать рыночную систему  и обеспечивать ее равновесное состояние посредством кредитно-денежной политики, фискальной политики.

Основные функции гос. регулирования реализуются:

  1. в направлении достижения сохранения нац. конкурентных преимуществ эк-ки
  2. новым является использование различных инструментов, прежде всего контрактной системы  - совокупности разных форм в организации системы гос. заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в регулирование приоритетных проблем общества, реализацию гос. програм
  3. деятельность гос- ва по расширению возможностей обеспечения конкурентных приемуществ нац. эк-ки на мировых рынках путем созданий благоприятных условий хозяй-ния нац. предпринимателей, стимулирования использования негос. Поддержки частного бизнес<span class="Body_0020Text__Char" style=" font-size: 11pt; "

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"