Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Макроэкономика".
Модель AD-AS является исходной базовой моделью для анализа общего макроэкономического равновесия. С ее помощью можно не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического роста, но и анализировать влияние экономической политики на ситуацию в экономике. Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение AD и AS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен. Иначе говоря, экономика находится в равновесии, при таких значениях реального Y и таком P, при которых AD=AS.
Неравновесие в модели AD-AS. Два типа неравновесия – дефицит (избыточный спрос при недостатке предложения, характерно для централизованной экономики), перепроизводство (избыточное предложение при недостаточном спросе, характерно для рыночной экономики). Первая ситуация предпочтительнее для продавцов, вторая – для покупателей.
Совокупное предложение –
Неценовые факторы: 1. Изменение цен на ресурсы а)Доступность внутренних ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательская способность) б)Цены на импортные ресурсы в) Господство на рынке. 2. Изменение производительности. 3. Изменения правовых норм а)Налоги на бизнес и субсидии б)Государственное регулирование.
Совокупный спрос – желание и возможность агрегированных субъектов приобретать объём товаров и услуг. Состоит из C (потребительский), I (инвестиционный), G (государственный), NX (чистый экспорт)
Ценовые факторы AD. 1. Действие эффекта % ставки (эффект Кейнса). Уровень цен в стране↑, ден. масса=const => ставка процента ↑. Ставка процента=1/(инвестиционный спрос). Удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов. Более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем Y, на который предъявляется спрос. 2. Эффект богатства. Влияние изменения уровня цен в стране на величину реального богатства населения. Реальное богатство↓=> потребительский спрос ↓, общий уровень цен↑. 3. Эффект импортных закупок. Уровень цен↑ => товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Иностранцы же сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания.
Неценовые факторы AD: увеличение денежной массы, изменение ставок налогов, инфляционные ожидания населения, увеличение государственных расходов и др.
Равновесие – понятие, использующееся при анализе сложных систем, взаимосвязанных и взаимодействующих. Главная проблема – обеспечение согласованного (сбалансированного) и устойчивого (1) без тенденций к уклонению, 2) с механизмами, возвращающих в равновесие) взаимодействия. Исторически первой была теория А. Смита о «невидимой руке рынка». Затем наиболее значимые вклады внесли Ф. Кэне (схема простого воспроизводства на примере крестьян, землевладельцев и купцов), Ж.-Б. Сей (доказывал, что AD и AS всегда уравновешиваются) и К. Маркс (создал схемы простого и расширенного капиталистического воспроизводства, исследовавшего проблемы кругооборота капитала, теории циклов кризиса).
Классическая модель - в долгосрочном периоде рынок обеспечивает полное
использование ресурсов в экономике. Возникающие диспропорции преодолеваются автоматическими механизмами. Благодаря этому всегда достигается потенциальный объём производства (Y=Y*). Государство нейтрально, оно не вмешивается в рыночные механизмы. Кривая AS вертикальна, фиксирована на Y*. Согласно закону Сея, «предложение товаров создаёт собственный спрос». Т.е. реальный совокупный спрос всегда достаточен для потребления того объёма товаров и услуг, что произведено. Сей объясняет это так: AD зависит от AS, AS↑ => объём товаров и услуг↑ => доход↑ =>спрос↑. Соответственно, если общество полностью расходует доход, то между AD и AS – равновесие. Восстановление равновесия в классической модели: равновесие - I=S, на денежном и товарном рынках существует механизм, способствующий достижению равновесия между I и S. Он основан на колебаниях ставки %. С установлением равновесной ставки %, наступает равновесие между I и S. На рынке труда: снижение цен на товарном рынке ведёт или к снижению з/п, или к возникновению безработицы. Во втором случае предложение труда больше спроса, рабочие соглашаются на более низкие з/п и так достигается равновесие и полная занятость. Также классическая модель связывает кол-во денег в обращении и спрос. M↑ =>AD↑ => неравновесие.
Кейнсианская модель – в краткосрочном периоде цены и з/п слабо меняются. Совокупный спрос рождает предложение. Если AD мал, то Y≠Y*. Нужна гибкость цен, иначе экономика будет пребывать в состоянии депрессии. Кривая AS горизонтальна, а при достижении Y*, становится вертикальной. Если спрос падает, то, в условиях негибкости цен, получается спад производства. Равновесие AD=AS достигается, но на уровне, далёком от Y* (Y2<Y1<Y*). Такое положение может быть исправлено активной макроэкономической политикой, или спустя долгое время депрессии и безработицы. Кейнсианская модель характерна тем, что доказывает необходимость координирующего вмешательства государства.
Виды равновесий – Общее и частичное. Общее – сбалансированность всех экономических процессов (AD=AS, I=S, Y=C, на рынках денег, товаров, труда и т.д.) В действительности общее равновесие постоянным не бывает. Если же сбалансированность не на всех пропорциях, то это частичное равновесие.
Потребление – основа существования общества, заключительная фаза воспроизводства. Цель материального производства. В стоимостной форме – сумма ден. средств, затрачиваемая населением на приобретение благ.
Факторы, влияющие на потребление: Основной фактор – уровень располагаемого дохода
1. Богатство. Чем больше
2. Ожидания. Ожидания домохозяйств, касающиеся будущих цен, денежных доходов и доступности товаров, могут оказать существенное влияние на текущие расходы. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, траты↑ =>график потребления↑.
Потребители, естественно, не хотят платить больше денег при повышении цен или обходиться без нужных им товаров. Ожидаемые инфляция и дефициты заставляют их «покупать сейчас» во избежание более высоких цен и пустых полок в будущем.
3. Задолженность потребителей. Уровень потребительской задолженности также может оказать влияние на готовность домохозяйств тратить деньги.
4. Налогообложение. Изменения в
уровне налогов ведут к
Функция потребления:
Функция потребления выражает зависимость величины потребления и дохода. А – точка равновесия дохода и расхода.
С=Са+MPC(Y-T)=автономная потребление+предельная склонность к потреблению (доход – налоги)
Предельная склонность к потреблению:
Показывает, какая часть прироста дохода идёт на прирост потребления.
Факторы, определяющие расходы населения на потребление.
Уровень Располаг.Дохода является основным фактором, определяющим объемы потребления.
1. Богатство.
Как правило, чем больше
2. Ожидания. Ожидания домохозяйств, касающиеся будущих цен, денежных доходов и доступности товаров, могут оказать существенное влияние на текущие расходы Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то в это время люди тратят больше денег.Вследствие этого график потребления смещается вверх.
Потребители, естественно, не хотят платить больше денег при повышении цен или обходиться без нужных им товаров. Ожидаемые инфляция и дефициты заставляют их «покупать сейчас» во избежание более высоких цен и пустых полок в будущем.
3. Задолженность потребителей. Уровень потребительской задолженности также может оказать влияние на готовность домохозяйств тратить деньги.
4. Налогообложение. Изменения в
уровне налогов ведут к
Традиционно принято считать, что увеличение сбереж благоприятно сказ-ся на эк положении как отд граждан, так и страны в целом. Кейнс обратил внимание, что при опред усл увеличение сбереж может приводить к нежелат последствиям для эк. Если население увелич сбереж (сдвиг кривой сбереж влево-вверх — S1), то при проч равн условиях сокращ потребл и совок спрос, а след-но и равновесн объем пр-ва. Последнее, в свою оч, означает снижение дох и, в конечн итоге желание увеличить сбереж не окажет влияния на их величину. Фактич уровень сбереж может и не измениться. Парадоксальность данной ситуации связана еще и с тем, что согласно классич представлениям увелич сбереж должно способствовать увеличению инвест, а след-но вести не к уменьш, а к увелич НД. Согласно кейнс подходу часть инвест спроса производна от динамики НД. Увеличение сбереж означает, при проч равн усл, сокращ потребл и продаж, а след-но приводит к сокращ НД. Уменьш дох, кот происх вследствие несовпадения планир сбереж и инвест м.б достаточно ощутимым вследствие того, что снижается дох на величину пропорц-ю мультипликатору.
Уровень потребления зависит от многих факторов. Под потреблением понимается та сумма денег, которую тратит население на приобретение материальных благ и услуг. Оно- один из важнейших компонентов ВВП. Чтобы проанализировать структуру потребления используют качественные модели потребления: или усредненные размеры расходов людей с различными доходами, построенными на основе исследования бюджетов различных людей. В разных странах существуют разные приоритеты потребления, но можно выделить наиболее важные: питание, одежда, транспорт, медицина, образование, страхование. По мере роста доходов возрастают сбережения - та часть дохода, которая не потребляется. Она равна разнице между доходами и расходами. Чем выше доход, тем больше сбережения. Потребление и сбережение населения оказывает влияние на уровень цен, занятость, объем ВВП. Функция потребления = потребительские расходы\доходы в движении. Функция сбережения = сбережения\доходы. Производная от нее показывает отношение сбережения доходов в их динамике. Предельная склонность к потреблению показывает какая часть дополнительного дохода идет на приращение потребления: MPC=∆C\∆Y. Предельная склонность к сбережениям показывает какая часть дополнительного дохода идет на сбережения: MPS=∆S\∆Y. MPS +MPC=1. Прирост дохода идет либо на изменение потребления, либо на изменение сбережения. Та доля дохода, которая не потредляется, идет на сбережения. Сбережение оказывает влияние на потребление. На них влияют факторы: налоги, уровень цен, рост отчислений на социальное страхование, спонтанный спрос, рост предложения товаров и услуг, ожидания потребителей.
23. .ф-ия сбережения.
Общий уровень и динамику потребления
и сбережений исследуют с помощью
таких инструментов, как функция
потребления и функция
S = Y – C или S = Y – f(Y);
Построенная в координатах «сбережения – доход» она наглядно демонстрирует описанные выше ситуации в потребительском поведении, возникающие при изменении дохода – нулевое (т.Е), отрицательное (слева от т.Е) положительное (справа от т.Е) сбережения.
В целом инвестиции –это расходы предприятий , направленные на расширение производства Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.
Виды инвестиций:
Базовым блоком в модели Кейнса является потребительская, сберегательная и инвестиционная функции. Кратковременная портребительская функция показывает величину планируемых населением потребительских товаров и услуг, которое оно намерено приобретать. График инвестиций показывает планируемый бизнесом объём инвестиций на каждом уровне дохода. Инвестиция – меньшая, но самая изменчивая часть реального национального дохода и ряда других детерминант ( ожидания, реальная учётная ставка, налоги на капитал, загрузка мощностей). Уровень планируемых инвестиций особенно зависит от ожидаемой прибыльности Изменчивость инвестиций - следствие того, что прогноз прибылей очень сложен.