Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Основные макроэкономические цели:

Стабильный рост национального  производства. От объёмов национального  производства зависит уровень и  динамика благосостояния населения, экономическая  мощь государства, экспортные возможности  и политическая стабильность в обществе.

Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости  в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие  к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.

Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального  спокойствия и высокого уровня жизни  населения в стране.

Достижение равновесного внешнеторгового  баланса.

Для достижения макроэкономических целей  общество использует целый набор  инструментов и рычагов, которые  реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

Её основными видами являются:

Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы  для стимулирования или сдерживания  производства. Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)  
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). 
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.  
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты

Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы  роста производства и цен по средствам  изменения количества денег в  обращении. Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний. 
Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса. 
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.  
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).  
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты). 

Политика ограничения доходов  населения по средствам замораживания  зарплаты и цен, используется для  борьбы с инфляцией.

   Социальная политика Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:  
- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также  
- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Внешняя экономическая политика, позволяющая  с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру  экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры  национального производства. Внешнеэкономическая политика - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

 

Методы прогнозирования  и планирования

Прогнозирование и планирование экономики  представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических  и научно-технических проблем, для  чего необходимо использовать в сочетании  самые разнообразные методы. В  теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно  подразделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех  случаях, когда невозможно учесть влияние  многих факторов из-за значительной сложности  объекта прогнозирования или  объект слишком прост и не требует  проведения трудоемких расчетов. Такие  методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании  с формализованными методами для  повышения точности прогнозов.

Среди интуитивных методов широкое  распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения  прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности  использования ресурсов и т.п.

К формализованным методам относятся  методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования  и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное  описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

В практике прогнозирования и планирования широко используются -также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим. Рассмотрим методы, получившие широкое распространение в мировой практике.  
Эффективное функционирование экономики возможно при условии прогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управ-ления народным хозяйством.  
В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потреб-ность в прогнозах. повсеместно стала острее осозноваться практическая цен-ность предсказательной функции научных теорий с целью принятия обосно-ванных решений. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований. Это требует углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании. Решению этих проблем будут в определенной мере способствовать изучение и использование и мирового опыта. 

 

Общее равновесие означает такое состояние экономики в целом, когда имеет место соответствие (согласованное развитие) всех сфер экономической системы с учетом интересов общества и его членов, то есть совокупной соразмерности и пропорциональности между важнейшими параметрами формирования макроэкономики: факторами экономического роста и их использованием; производством и потреблением, потреблением и накоплением, спросом на товары и услуги и их предложением; материально-вещественными и финансовыми потоками и др. В отличие от общего (макроэкономического) равновесия, охватывающего экономическую систему в целом, частное (локальное) равновесие ограничивается рамками отдельных сторон и сфер народного хозяйства (бюджет, денежное обращение и др.). Общее и частное равновесие относительно автономны. Так, отсутствие частного равновесия в каком-либо звене экономической системы не означает, что последняя в целом не находится в равновесии. И наоборот, отсутствие равновесия в экономической системе не исключает отсутствия равновесия в ее отдельных звеньях. Однако известная независимость общего и частного равновесия не означает, что между ними нет взаимосвязи и внутреннего единства. Ведь состояние макроэкономической системы в целом не может не влиять на функционирование ее отдельных частей.

 

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

Прямое регулирование – непосредственное установление нижней и верхней границ цен на важнейшие товары, которые  формируют расходы на производство других видов товаров, например, на топливо, сырье, продукцию тяжелой  промышленности и т.д. Методы прямого  воздействия на цены – их замораживание, блокирование, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценах, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных  отраслей и производств, особенно сельского  хозяйства. Государство использует и такое средство прямого вмешательства  в ценообразование, как гарантированные  цены, обеспечивающие фермерам установленный  уровень рентабельности. Непосредственно  государство устанавливает цены на экспортную продукцию. Контроль за оптовыми ценами на основании расчета цен по методу полных затрат на производство также является прямым вмешательством в ценообразование.

Косвенное государственное регулирование  цен осуществляется посредством: эмиссии  денег,

регулирования кредитных отношений  вследствие удешевления банковского  процента и возмещения платежей в  счет основного долга, регулирования  налоговых ставок, субвенций (государственных  дотаций), которые зависят от выполнения обязательных условий, предусмотренных  программой, политики ускорения амортизации, направленной на приобретение более  эффективной техники и технологии, при покупке которой разрешается  списывать до 50% их стоимости в  течение первого года, а остальные  – в следующие два года.

Рыночное регулирование

Непосредственно в процессе формирования цены участвуют лишь два важнейших  фактора - спрос и предложение. Другие элементы социально-экономической  и политической системы, участвующие  в ценообразовании, следует рассматривать  как факторы не прямого, а косвенного воздействия. К ним относятся: уровень  развития производительных сил, научно-технический  прогресс, государственное регулирование, состояние ресурсной базы, валютно-финансовые условия, милитаризация экономики, структурные явления в ней, тенденции  развития мирового хозяйства и мировых  товарных рынков, вовлеченность страны в международное разделение труда, даже здоровье ее политических лидеров  и многое другое.

Очевидно, что все перечисленные  условия могут проявляться в  большей или меньшей степени  или отсутствовать вовсе. Но в  любом случае их роль проявляется  опосредованно - через два основных фактора - спрос и предложение.

Рыночная экономика обязательно предполагает наличие конкуренции. Понятие 'конкуренция' означает соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. В рыночной системе эта борьба разворачивается за потребителя, то есть за более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализацию произведенного товара. Конкуренция предполагает наличие таких условий, при которых постоянно существует угроза того, что при недопроизводстве, а так же выпуске некачественной или дорогой продукции кто-то другой, проникнув в эту нишу, перехватит потребителя, а следовательно, возможность продажи товара, доход. В условиях конкуренции остановиться - значит проиграть. Именно она навязывает производителям в качестве принудительной силы экономические законы - трудиться эффективно и качественно, осуществлять научно-технический прогресс. У хозяйствующих субъектов здесь нет выбора искать или не искать варианты более эффективной деятельности. Во втором случае неминуемо разорение, а поэтому на него никто не рискнет. Именно конкуренция в условиях рыночной системы движет прогресс: она главный его рычаг.

 

Классическая  модель макроэкономического равновесия базируется на законе Ж. Сэя: производство товаров создает свой собственный спрос. Каждый производитель одновременно является покупателем — рано или поздно он приобретает товар, произведенный другим лицом, на сумму, вырученную от продажи собственного товара. Таким образом, макроэкономическое равновесие обеспечивается автоматически: все, что производится, реализуется. Данная подобная модель предполагает выполнение трех условий:

1)каждый человек является одновременно  потребителем и производителем; все производители расходуют  только свой собственный доход;  доход расходуется полностью.

Но в реальной экономике часть  дохода сберегается домашними хозяйствами. Поэтому совокупный спрос уменьшается  на величину сбережения. Расходы на потребление оказываются недостаточными для закупки всей производимой продукции. В результате образуются непроданные  излишки, что вызывает спад производства, повышение безработицы и снижение доходов.

В классической модели недостаток средств  на потребление, вызываемый сбережением, компенсируется инвестициями. Если предприниматели  инвестируют столько же, сколько  сберегают домашние хозяйства, то закон  Ж.Сэя действует, т.е. уровень производства и занятости остается постоянным. Главная задача — побудить предпринимателей инвестировать столько же средств, сколько уходит на сбережение. Она решается на денежном рынке, где предложение представлено сбережениями, спрос — инвестициями, цена — процентной ставкой. Денежный рынок саморегулирует сбережения и инвестиции с помощью равновесной процентной ставки

2)фактором, обеспечивающим равновесие, является эластичность цен и  заработной платы. Если по каким-либо  причинам ставка процента не  меняется при постоянном соотношении  сбережения и инвестиций, то увеличение  сбережения компенсируется понижением  цен, так как производители  стремятся избавиться от излишков  продукции. Более низкие цены  позволяют делать меньше закупок,  сохраняя прежний уровень производства  продукции и занятости.

Кроме того, снижение спроса на товары приведет к снижению спроса на рабочую  силу. Безработица вызовет конкуренцию и рабочие будут соглашаться на меньшую заработную плату. Ее ставки уменьшатся настолько, что предприниматели смогут нанять всех безработных. В такой ситуации не существует необходимости государственного вмешательства в экономику.

Таким образом экономисты-классики исходили из гибкости цен, заработной платы, процентной ставки, т. е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением. По их мнению, кривая совокупного предложения AS имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты, и поэтому полная занятость сохраняется. Сокращения величины реального ВНП не происходит. Здесь вся продукция будет продана по другим ценам. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому его вмешательство в регулирование объема производства и занятости нежелательно

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"