Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

Нейтрализация ТЭ видится  в таких направлениях.

Во-первых. безусловное пресечение теневой криминальной экономической деятельности, прежде всего таких ее видов, как бизнес, основанный на ущемлении законных прав и интересов легальных экономических структур, пороках человека, подпольное предпринимательство, особенно фальсифицированное производство товаров, использующее труд детей, больных людей и т.п. Опыт нейтрализации подобных теневых явлений имеется во многих странах мира.

Во-вторых, уменьшение последствий ТЭ напрямую связано с изменением мышления представителей государственного аппарата, всего народа страны, отражение его в законодательстве. В этом направлении многое уже сделано (новые УК РФ и ГК РФ, ряд законов, регулирующих экономические отношения, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией, появление новых и расширение имевшихся контролирующих структур и другое).

В-третьих. переход к рыночным структурам требует предоставления каждому человеку экономической и политической свободы, свободы социальных, политических и экономических структур, то есть переход к цивилизованному обществу с минимумом запретов. В то же время интересы личности, его собственности, здоровье и внешняя среда должны тщательно охраняться на основе норм права.

Основными в системе  мер по борьбе должны стать следующие  решения и мероприятия:

-проведение безусловной всеобщей  уголовной амнистии по налоговым  и экономическим не насильственным  преступлениям физических и должностных  (государственных и корпоративных)  лиц на определенную сумму,  оставив пострадавшей стороне  лишь право на гражданско-правовой  иск (это позволит подавляющему  большинству населения России  легализовать и репатриировать  накопленные капиталы);

-компенсация потерь населения  от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации»  принадлежащими государству акциями  банков и корпораций;

-введение системы экономического  стимулирования выхода юридических  лиц и граждан из теневого  сектора экономики (вести хозяйственную  деятельность открыто должно  быть экономически выгодно);

-установление экономически целесообразного,  справедливого, но четко администрируемого  налогообложения;

-стимулирование безналичных расчетов  и жесткая борьба с наличным  оборотом;

-проведение ясной и последовательной  государственной политики поддержки  частного открытого предпринимательства  (система мерподдержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

-введение государственной системы  мер эффективной защиты добросовестного  собственника и кредитора;

-проведение реальной административной  реформы (государственный аппарат  должен стать инструментом ускоренного  развития в России частного  бизнеса и конкурентоспособных  рынков);

-формирование неподкупной, справедливой  и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы;

-ликвидация организованной преступности  во всех сферах общества, прежде  всего в теневом секторе экономики  и кредитно-финансовой сфере-

законодательное установление права  право охранительных органов  на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

 

Направления социальной политики:

1. Охрана труда и здоровья  людей.

2. Создание условий, дающих возможность  личности обеспечить себе достойный  уровень существования.

3. Установление гарантированного  минимального размера оплаты  труда.

4. Обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов  и пожилых граждан.

5. Развитие системы социальных  служб.

6. Установление государственных  пенсий, пособий. 

Занятость Населения 
деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей путем получения дохода, основанного на личном труде. К занятому населению относятся: занятые по найму за вознаграждение; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие; предприниматели, фермеры, занятые надомным трудом, по совместительству и др. от 16 до 60 лет, для женщин — от 16 до 55 лет

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.[1]

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Особенности рынка труда

человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность

Отличительной особенностью рынка труда было активное сокращение женщин и лиц с высшим образованием. Однако в настоящее время ситуация несколько изменилась: все чаще безработными становятся мужчины и те, кто не имеет специального профессионального образования, то есть все больше растет спрос на квалифицированную рабочую силу, имеющую специальную профессиональную подготовку.

Фактором, стимулирующим безработицу, является такой процесс, как миграция рабочей силы. В весенне-летний период в России работают около 500 тысяч иностранцев. Их доля особенно значительна в строительной индустрии и сфере услуг.

 

Социальная политика: сущность и механизм реализации

Социальная политика — система взаимоотношений основных элементов социальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Субъектами социальной политики являются граждане и социальные группы, а также представляющие их институты. Главным субъект социальной политики — государство, осуществляющее социальную политику. Государственная социальная политика — деятельность государства, ставящая своей целью снижение степени дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Социальная политика — одно из главных направлений внутренней политики государства, Призванное обеспечить стабильность общественной системы. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. С точки зрения функционирования экономики, социальная политика играет двойную роль. Во-первых, по мере развития общества и накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной цепью экономической деятельности. В этой связи социальная политика кон центрирует цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста, поскольку экономический рост, не сопровождающийся ростом благосостояния основной массы населения, ведет к утрате стимулов к эффективной экономической деятельности.

Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления  эффективную систему социальной защиты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества. Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства. Социальная защита (в широком смысле) — деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики. Социальная защита (в узком смысле) — это система законодательных, экономических и социально-психологических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения за счет преимущества в пользовании общественными фондами потребления, а также в прямой материальной поддержке. Социальная защищенность представляет собой ценностную характеристику положения человека или социальной группы в обществе, отражающую тип или степень их опоры на общественный строй. Эффективная социальная защищенность подразумевает систему экономических отношений, гарантирующих каждому члену общества определенный жизненный уровень, который является  минимально необходимым для развития и использования его способностей и обеспечивающая данный уровень при утрате тех или иных способностей. Эффективная социальная защищенность складывается из системы мер социальной защиты; деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики; действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных гарантий. Финансовой базой системы социальной защиты служат средства налогоплательщиков (государственный бюджет); страховые средства работодателей и работников; общесменная и частная благотворительность.

Система социальной защиты строится на определенных социальные обязательствах государства. Социальные обязательства государства — законодательно закрепленная совокупность социальных благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу бесплатность предоставления. Конституции многих государств    содержат обширные перечни социальных обязательств. Широкий перечень государственных социальных обязательств содержит Конституция Российской Федерации. В соответствии с основным законом страны «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

государственные минимальные социальные стандарты — минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. К государственным минимальным социальным стандартам относятся: минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение народного жителя, нормы питания, нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препаратами, нормы общей площади жилого помещения и пр.

Механизм социальной политики реализуется через систему социального  обеспечения и социальных услуг. Социальное обеспечение — программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, система социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования. Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Система социального страхования — программы, включающие в себя безвозмездные платежи всем членам общества независимо от их доходов по наступлении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кормильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему социального страхования входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Общественное вспомоществование — программы оказания помощи лицам, официально признанным людьми, не имеющими средств к существованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов и финансируется из налоговых поступлений государства. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы. Социальные услуги могут финансироваться как из государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов, созданных за счет налоговых поступлений или взносов фирн и граждан. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги предоставляются и частными предприятиями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

 

Особенности экономики  россии

Россия – самое большое по территории государство мира. Поэтому  особо нуждается в контроле власти, которая должна обеспечивать экономическую  безопасность и эффективность,  создавать условия экономической свободы, обеспечивать экономический рост. В  России, как и в большинстве стран объем годового производства экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (стоимость товаров, произведенных внутри страны). Конечно уровень ВВП в России очень велик, но это не значит что наша страна сильно развита. Существует еще один показатель экономического роста – это ВВП на душу населения. Поэтому показателю Россия значительно отстает от европейских стран. Это происходит из-за больших недостатков в экономике нашей страны. Во – первых Россия в основном является поставщиком сырья, но не перерабатывает его для дальнейшего производства, а это не рационально; во- вторых у нас сильно развита коррупция и воровство, что сильно тормозит развитие, в – третьих в стране высокий уровень безработицы. Но не все так плохо. В данный момент Россия является развивающимся государством поэтому доходы страны хоть и медленно, но возрастают. Также Россия развивая свою экономику пытается соответствовать европейским странам, что тоже правильно. Я считаю, чтобы наша страна лучше развивалась, нужно создать больше государственных предприятий.

1) Необходимость первоочередного  формирования институтов экономической  самостоятельности государства  – эмиссионной, кредитно-денежной, таможенной, фискальной, инвестиционной  политики, соответствующего законодательства  и институтов. Основной упор в эмиссионной и кредитно-денежной политике делался на ограничение кредитов Центрального Банка правительству, их систематическое снижение; поддержание низкого курса рубля; размещение на финансовом рынке государственных ценных бумаг; ускоренное развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг. 
2) Неразвитость рыночной инфраструктуры: до сих пор неразвит фондовый рынок, земельный рынок, рынок недвижимости, нет зерновых бирж. В связи с бедностью большинства населения его участие в формировании рыночной экономики ограничивается ролью покупателей предметов потребления. Для формирующегося рынка России также характерны: высокая степень монополизации; большое число посредников, что ведет к удорожанию продукции. Российский рынок – это рынок «повышенного риска» в связи с ненадежной системой взаиморасчетов. При низком уровне доходов населения рынок насыщен товарами (за счет предложения импортных товаров). Из-за неразвитости рыночной экономики цена предложения зачастую значительно превышает цену спроса. Качественные импортные товары недоступны большинству населения. Объем предложения существенно превышает объем спроса, что является следствием деформированной структуры производства, доставшейся нам от командной экономики, и низкого уровня доходов населения. 
3) Недостаток иностранных инвестиций в экономику России. Некоторые экономисты утверждают, что иллюзорны надежды на широкомасштабные иностранные инвестиции в реальный сектор российской экономики, так как велик риск потерять деньги, и нам надо рассчитывать только на свои силы и возможности. Иностранцы действительно не спешат вкладывать свои деньги в нашу промышленность, строительство, транспорт, то есть в реальный сектор экономики. 

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"