Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Итак, кейнсианская теория макроэкономического равновесия базируется на следующих положениях. Рост национального дохода не может вызвать адекватное увеличение спроса, так как все большая его доля пойдет на сбережения. Поэтому производство лишается дополнительного спроса и сокращается, вызывая рост безработицы. Следовательно, необходима такая экономическая политика, которая стимулирует совокупный спрос. Кроме того, в условиях застоя, депрессии экономики уровень цен является относительно неподвижным и не может быть показателем ее динамики. Поэтому вместо цены Дж. Кейнс предложил ввести показатель “объем продаж”, который изменяется даже при постоянных ценах, потому что зависит от количества проданного товара.

При построении кривой совокупного  предложения Кейнс исходил из предположения неизменности уровня заработной платы. Поскольку ее величина неизменна, то предприниматели не могут уменьшить издержки производства. Значит, в этой ситуации снижение цен вряд ли произойдет.

Данная модель отражает негибкий характер цен и заработной платы в краткосрочном  периоде и наличие незанятых  ресурсов, в частности безработицы.

Кейсианцы считали, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, а цены почти не изменятся, так как будет увеличен объем производства. При увеличении объема ВНП будет наблюдаться повышение занятости населения. Следовательно, в модели Дж. Кейнса макроэкономическое равновесие не совпадает с потенциальным использованием факторов производства и совместимо с падением производства, наличием инфляции и безработицы.

Таким образом, объем совокупного  предложения в краткосрочном  периоде зависит главным образом  от величины совокупного спроса. В  условиях неполной занятости факторов производства и жесткости цен  колебания совокупного спроса вызывают прежде всего изменения объема выпуска (предложения) и лишь впоследствии могут отразиться на уровне цен. Эмпирические данные подтверждают это положение.

Если правительство хочет увеличить  объем выпуска в экономике, то, согласно кейнсианскому подходу, оно  должно стимулировать совокупный спрос  при помощи фискальной и денежной политики, например, увеличить государственные  расходы, снизить налоги, расширить  предложение денег и т.п.

Заслуга Кейнса в том, что он показал, что государство может оказывать влияние на рыночную экономику и имеет инструменты для такого влияния. Однако всю экономику нельзя передоверять государству. Нужно помнить, что государство никогда не создавало и не будет создавать продукт. В этом смысле нужно довериться рыночной экономике. В итоге же острейшей проблемой является вопрос оптимального соотношения рынка и государства.

 

Фина́нсы совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств[1][2]. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.

Распределительная функция осуществляется во всех областях общественной жизни: нематериальной сфере материальном производстве, обращения. На микроуровне субъектами распределения выступают юрлица и физлица, на макроуровне — государство. Распределению подлежат  ВВП и НД.

Данная функция охватывает три  последовательные и взаимосвязанные  ступени: формирование, дальнейшее распределение  и использование денежных фондов. Под формированием фондов подразумеваются  финансовые ресурсы субъектов хозяйствования, домохозяйств и централизованные средства государства. Эти фонды распределяются с помощью финансовых инструментов. Использование финансов обеспечивает  расширенное производство и жизнь отдельных членов общества, а также улучшение общегосударственных потребностей всего населения.

Контрольная функция связана с движением денежных фондов стоимости ВВП. С ее помощью воспроизводственный процесс отображается через финансовые ресурсы. Финансовый контроль сообщает обществу о неполадках в экономических и денежных отношениях в стране. Эта функция сигнализирует об отклонениях в пропорциях НД и ВВП, необходимости образования целевых фондов денежных средств, создания обеспеченности необходимыми ресурсами производства.

Контрольная функция проявляется  до наступления процесса распределения, в процессе использования денежных фондов, при подведении итогов и  оценивании исполнения фондов денежных средств. Реализуется функция через  финансово-хозяйственный, финансово-бюджетный  и кредитно-банковский контроль. 

Объекты контрольной функции - финансовые показатели работы предприятий, фирм, организаций. В этом вопросе многое зависит от деятельности главного бухгалтера, работников финотдела, достаточности  информации финансового характера  и соблюдения дисциплины в области  финансов.

Регулирующая функция связана с участием государства в процессах воспроизводства. На микроуровне эта функция стимулирует деятельность предприятий (создавая фонды, способствующие улучшению качества процесса производства), на макроуровне – регулирует государственные расходы, госкредит, налоги.

 

Финансовая  система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.

Звенья финансовой системы.

1.  Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Уровни бюджетной системы:

федеральный бюджет плюс бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных  внебюджетных фондов;

местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды.Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственных  внебюджетных фондов формируются в  порядке, установленном федеральным  законом, либо в порядке, предусмотренном  Бюджетным кодексом.

2.  Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольнуюфункции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

3.  Децентрализованные финансы:

финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;

финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.

4.  Фонды страхования.

Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.

 

Налоговая система 
Налоги (сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Основная функция налогов заключаются в перераспределении доходов.

1)уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика, то есть уровня  его доходов; 2) налогообложение доходов  должно носить однократный характер; 3) обязательность уплаты налогов; 4) система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги; 5) налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим  потребностям; 6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом экономической политики.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производств и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относится налог на добавленную стоимость и другие.

подоходные налоги сами делятся  на а:  Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[4].

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается[5].

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода

 

Равновесие на товарном рынке-это ситуация, в которой уровень совокупных расходов достаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости ресурсов. 
Совокупные расходы включают потребление и сбережения населения, а произведенная продукция зависит от инвестиций организаций.  
Равновесие на товарном рынке-это оптимум стремления рыночной экономики, который достигается крайне редко. Даже если оно возникнет, то немедленно изменятся заработная плата, цены и рыночная ставка процента, и вслед за спадом совокупного спроса произойдет быстрый и крайне незначительный спад производства, что стабилизирует ситуацию. 

Кейнсу удалось доказать, что полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Равновесие спроса и предложения не совпадает с полной занятостью ресурсов. Одной из причин такого несовпадения служит несоответствие планов инвестиций и сбережений (капиталы, отложенные в будущее потребление, но уже реально созданные), которые осуществляются разными экономическими агента-ми по различным мотивам и определяются различными факторами 
Под потреблением в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Оно зависит от двух факторов: объективного и субъективного. К объективным факторам относятся уровень дохода и его распределение, запасы богатства, цены, норма процента. К субъективному фактору – склонность людей к потреблению. Установлено, что с ростом дохода потребительские расходы увеличиваются, но в меньшей степени, чем доходы. Объем потребления и объем сбережения в сумме равны объему дохода. 
Однако человек не только потребляет, но и сберегает часть своего дохода. Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, то есть производству реального капитала. Сбережения составляют основу инвестиций. По мнению Дж. Кейнса, равенство сбережений и инвестиций является непременным условием достижения макроэкономического равновесия. 
 
Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльныхпроектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"