Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Файлы: 1 файл

otvety_po_makro.docx

— 605.12 Кб (Скачать файл)

На первом этапе Центральный  банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем  кредитов. На втором – изменения  в данных факторах передаются в сферу  производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу  два инструмента и более, чтобы  их эффекты взаимно усиливали  друг друга. Мероприятия подобного  рода называются комплексной политикой.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты  различаются:

1. По непосредственным объектам  воздействия. В зависимости от  конкретных целей денежно-кредитная  политика направлена либо на  стимулирование кредитной эмиссии  (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.

2. По форме инструменты денежно-кредитной  политики разделяются на прямые (административные), которые имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ ирыночные (косвенные), под которыми подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке.

3. По характеру параметров инструменты  денежно-кредитного регулирования  делят наколичественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

4. По срокам воздействия инструменты  денежно-кредитной политики разделяются  на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране).

Имеющиеся в распоряжении денежных властей инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение  денег и спрос на деньги), но своей  форме (прямые и косвенные), по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные  и долгосрочные). Все эти методы используются в системе, т.е. во взаимодействии друг с другом. В странах с развитой рыночной экономикой центральным банкам, как правило, предоставлена значительная функциональная независимость, предусматривающая  их самостоятельность в выборе и  применении инструментов денежно- кредитной  политики. 

Инструменты прямого контроля (или административно-количественные инструменты), как правило, имеют форму директив, инструкций, издаваемых Центральным банком и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).

Административно-количественные инструменты  могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным  видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам  кредитов, например, ипотечных, депозитов  и т.д.).

Меры прямого контроля применяются, как правило, в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия  на финансовую сферу. Вместе с тем  длительное применение этих инструментов может оказывать искажающее влияние  на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так  называемые серые) рынки, т.е. в «теневую»  экономику или за рубеж, появлению  денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции  в денежной сфере.

Инструменты рыночного  регулирования

Под инструментами рыночного (косвенного) регулирования подразумеваются способы воздействия Центрального банка на денежно- кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты воздействуют на мотивацию хозяйствующих субъектов и отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда могут быть точно определены заранее и не всегда оказываются в полной мере адекватными намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается все больший переход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным, что означает финансовую либерализацию в денежно-кредитной сфере.

Важным аргументом в пользу финансовой либерализации является развитие системы, которая содействует эффективному распределению сбережений в экономике. Косвенные инструменты действуют  благодаря тому, что Центральный  банк контролирует цену или объем  предложения своих обязательств — резервных денег (денежной базы), которые, в свою очередь, могут оказать  более широкое воздействие на процентные ставки, а также на количество денег и объем кредитования во всей банковской системе.

Инструменты, применяемые  Банком России

Банк России проводит денежно-кредитную  политику с помощью инструментов, которые закреплены за ним законодательно. Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» установлено, что основными  инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

При проведении денежно-кредитной  политики Банк России стремится основной упор делать на применение рыночных (косвенных) инструментов регулирования. Вместе с  тем законодательно предусмотрена  возможность применения Банком России и прямых количественных ограничений, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных  организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

В ряде случаев Банк России не прибегает  к жестким административным мерам, а по примеру центральных банков друг их стран ограничивается рекомендациями кредитным организациям, которые  последними учитываются в своей  деятельности. Например, в условиях финансово-экономического кризиса  Банк России в 2009 г. в отдельные периоды  рекомендовал кредитным организациям ограничить величину иностранных активов  и чистой валютной балансовой позиции  в целях предотвращения увеличения оттока капитала, а также ограничить уровень рублевых процентных ставок по вкладам физических лиц в целях  предотвращения чрезмерных рисков ликвидности  банков.

Резервные требования

Обязательные резервы (резервные  требования) — один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для  регулирования общей ликвидности  банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения  кредитных возможностей банков и  недопущения неограниченного роста  денежной массы в обращении. Центральный  банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении  к обязательствам банков, а также  порядок их депонирования на специальных  счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в Центральном банке.

Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1913 г. Первоначально  минимальные резервные требования возникли в качестве своего рода обеспечения  ликвидных гарантий банковских вкладов  клиентов, т.е. фонда страхования  депозитов. С течением времени эта  цель все более отходила на второй план, так как общие объемы резервируемых  средств, как правило, оказываются  недостаточными для выполнения этой задачи. С развитием систем гарантирования депозитов, совершенствованием инструментов надзора за банками обязательные резервы используются только как  инструмент денежно-кредитной политики: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого  регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной экспансии  банков, воздействуя на мультипликативный  процесс увеличения депозитов и  создания кредитных денег банковской системой. Таким образом, повышая  или понижая нормы обязательного  резервирования, центральные банки  способствуют расширению или свертыванию  кредитной активности коммерческих банков и тем самым воздействуют на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания денег.

Механизм использования резервных  требований достаточно дифференцирован  по странам с точки зрения определениякруга субъектов обязательного резервирования (банки, другие кредитные организации), состава объектоврезервирования (перечень балансовых счетов пассивов, по которым устанавливаются требования), платности резервов (в большинстве стран обязательные резервы хранятся на счетах в центральных банках и проценты на эти средства не начисляются), мер по предотвращению уклонении банков от выполнения обязательных резервных требований. Уровнинорм обязательных резервов также различаются по странам.

Обязательные резервы относятся  к «грубым» инструментам денежной политики, поскольку лаже небольшое изменение  резервных ставок оказывает сильное  воздействие на уровень ликвидности  коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения. Чтобы не усиливать неопределенность функционирования банков, не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки развитых стран существенно снизили размеры резервных требований и стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. В ряде стран (в Великобритании, Канаде, Швеции и др.) этот инструмент признали малоэффективным и устаревшим и полностью отказались от его применения.

В России данный метод денежно-кредитного регулирования стал применяться  с 1991 г. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает у кредитных  организаций с момента получения  лицензии Банка России. Размер обязательных резервов в процентном отношении  к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а  также порядок депонирования  обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов могут  быть дифференцированными для различных  кредитных организаций, при этом они не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Обязательные резервы депонируются в рублях (путем перечисления в  безналичном порядке) на счетах для  хранения обязательных резервов, открытых в Банкс России, одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов), проценты на них не начисляются.

При введении резервных требований в 1991 г. норматив был установлен на уровне 2%, однако в дальнейшем он неоднократно пересматривался в сторону его  увеличения адекватно инфляционным процессам, а также дифференцировался  в зависимости от вида обязательств. В 1995-1996 гг. норма резервов по депозитам  до востребования и краткосрочным  депозитам достигала 20%, затем нормы  резервирования постепенно снижались. В 1995 г. впервые было введено обязательное резервирование средств, депонированных в иностранной валюте.

С 2004 г. кредитным организациям, удовлетворяющим  определенным установленным требованиям, может быть предоставлено право  усреднения обязательных резервов в  пределах коэффициента усреднения1, который первоначально составил 0,2. Это означало, что 20% обязательных резервов могли поддерживаться кредитной организацией на корреспондентском счете (субсчете) в Банкс России с «реперными (контрольными) точками» в начале каждого месяца. Механизм усреднения обязательных резервов используется кредитными организациями, испытывающими нехватку ликвидности. В дальнейшем этот коэффициент неоднократно увеличивался, что позволяло кредитным организациям все более гибко управлять собственной ликвидностью, используя при необходимости обязательные резервы.

В условиях финансово-экономического кризиса Банк России достаточно активно  использовал обязательные резервные  требования в качестве прямого инструмента  регулирования банковской ликвидности. Так, например, в 2009 г. норматив обязательных резервов поднимался четыре раза (на 0,5 процентных пункта на каждом из этапов), что привело к концу года к  пятикратному росту суммы обязательных резервов, депонированных в Банке  России. При этом в условиях ухудшения  состояния ликвидности банки  активнее используют механизм усреднения обязательных резервов.

При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банком России применяются определенныемеры воздействия: списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета, открытого в Банке России, суммы недовнесенных средств, взыскание в судебном порядке штрафа в размере, установленном Банком России (штрафы поступают в доход федерального бюджета).

Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска  кредитной организации к операциям  денежно-кредитной политики Банка  России. При отзыве лицензии кредитной  организации депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"