На первом этапе Центральный
банк воздействует на предложение денег,
уровень процентных ставок, объем
кредитов. На втором – изменения
в данных факторах передаются в сферу
производства, способствуя достижению
конечных целей.
Инструменты денежно-кредитной политики
не обязательно используются по отдельности,
а наоборот, обычно используется сразу
два инструмента и более, чтобы
их эффекты взаимно усиливали
друг друга. Мероприятия подобного
рода называются комплексной политикой.
Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты
различаются:
1. По непосредственным объектам
воздействия. В зависимости от
конкретных целей денежно-кредитная
политика направлена либо на
стимулирование кредитной эмиссии
(кредитная экспансия),
либо на ее ограничение (кредитная рестрикция).
Кредитная экспансия проводится для увеличения
занятости и подъема производства, а кредитная
рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев»
экономики или чтобы понизить темпы инфляции.
2. По форме инструменты денежно-кредитной
политики разделяются на прямые (административные),
которые имеют вид директив, предписаний,
инструкций, исходящих от ЦБ ирыночные (косвенные),
под которыми подразумеваются способы
воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу
посредством формирования определенных
условий на денежном рынке.
3. По характеру параметров инструменты
денежно-кредитного регулирования
делят наколичественные, с помощью
которых оказывается влияние на состояние
кредитных возможностей коммерческих
банков, и качественные, которые представляют собой вариант
прямого регулирования стоимости банковских
кредитов.
4. По срокам воздействия инструменты
денежно-кредитной политики разделяются
на долгосрочные и краткосрочные. Под
долгосрочными (конечными) целями подразумеваются
те задачи, реализация которых может осуществляться
от года до нескольких десятилетий (например,
финансовая стабилизация, экономический
рост). К краткосрочным относятся инструменты
воздействия, с помощью которых достигаются
промежуточные цели денежно-кредитной
политики (например, преодоление финансового
кризиса в стране).
Имеющиеся в распоряжении денежных
властей инструменты денежно-кредитного
регулирования различаются по непосредственным
объектам воздействия (предложение
денег и спрос на деньги), но своей
форме (прямые и косвенные), по характеру
параметров, устанавливаемых в ходе
регулирования (количественные и качественные),
по срокам воздействия (краткосрочные
и долгосрочные). Все эти методы
используются в системе, т.е. во взаимодействии
друг с другом. В странах с развитой
рыночной экономикой центральным банкам,
как правило, предоставлена значительная
функциональная независимость, предусматривающая
их самостоятельность в выборе и
применении инструментов денежно- кредитной
политики.
Инструменты прямого контроля (или административно-количественные
инструменты), как правило, имеют форму директив, инструкций,
издаваемых Центральным банком и направленных
на ограничение сферы деятельности кредитных
институтов в целях контроля количества
или цены денег, депонированных в коммерческих
банках и предоставленных ими кредитов.
Лимиты роста кредитования или привлечения
депозитов являются примерами количественного
контроля. Максимальные размеры ставок
по кредитам или депозитам являются примерами
контроля в области процентных ставок
(цены денег).
Административно-количественные инструменты
могут применяться выборочно (селективно)
по отношению к отдельным банкам,
группам кредитных организаций,
либо по отношению к отдельным
видам банковских операций (установление
максимальных темпов роста или максимальных
процентов по отдельным видам
кредитов, например, ипотечных, депозитов
и т.д.).
Меры прямого контроля применяются,
как правило, в условиях недостаточного
развития финансовых рынков или иных
инструментов денежно-кредитной политики,
а также в кризисных ситуациях,
требующих быстрого и жесткого воздействия
на финансовую сферу. Вместе с тем
длительное применение этих инструментов
может оказывать искажающее влияние
на рынки, содействовать оттоку финансовых
ресурсов на неконтролируемые (так
называемые серые) рынки, т.е. в «теневую»
экономику или за рубеж, появлению
денежных суррогатов, а также усилению
бюрократических факторов и коррупции
в денежной сфере.
Инструменты рыночного
регулирования
Под инструментами рыночного (косвенного)
регулирования подразумеваются способы воздействия
Центрального банка на денежно- кредитную
сферу посредством формирования определенных
условий на денежном рынке и рынке капиталов.
Рыночные (косвенные) инструменты воздействуют
на мотивацию хозяйствующих субъектов
и отличаются большей гибкостью по сравнению
с административными, но результаты их
применения не всегда могут быть точно
определены заранее и не всегда оказываются
в полной мере адекватными намеченной
цели. Тем не менее в настоящее время отмечается
все больший переход центральных банков
развитых стран от прямых методов воздействия
к рыночным, что означает финансовую либерализацию
в денежно-кредитной сфере.
Важным аргументом в пользу финансовой
либерализации является развитие системы,
которая содействует эффективному
распределению сбережений в экономике.
Косвенные инструменты действуют
благодаря тому, что Центральный
банк контролирует цену или объем
предложения своих обязательств
— резервных денег (денежной базы),
которые, в свою очередь, могут оказать
более широкое воздействие на
процентные ставки, а также на количество
денег и объем кредитования во
всей банковской системе.
Инструменты, применяемые
Банком России
Банк России проводит денежно-кредитную
политику с помощью инструментов,
которые закреплены за ним законодательно.
Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» установлено, что основными
инструментами и методами денежно-кредитной
политики Банка России являются:
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения;
- эмиссия облигаций от своего имени.
При проведении денежно-кредитной
политики Банк России стремится основной
упор делать на применение рыночных (косвенных)
инструментов регулирования. Вместе с
тем законодательно предусмотрена
возможность применения Банком России
и прямых количественных ограничений,
под которыми понимается установление
лимитов на рефинансирование кредитных
организаций и проведение кредитными
организациями отдельных банковских
операций. При этом Банк России вправе
применять прямые количественные ограничения,
в равной степени касающиеся всех кредитных
организаций, в исключительных случаях
в целях проведения единой государственной
денежно-кредитной политики только после
консультаций с Правительством РФ.
В ряде случаев Банк России не прибегает
к жестким административным мерам,
а по примеру центральных банков
друг их стран ограничивается рекомендациями
кредитным организациям, которые
последними учитываются в своей
деятельности. Например, в условиях
финансово-экономического кризиса
Банк России в 2009 г. в отдельные периоды
рекомендовал кредитным организациям
ограничить величину иностранных активов
и чистой валютной балансовой позиции
в целях предотвращения увеличения
оттока капитала, а также ограничить
уровень рублевых процентных ставок
по вкладам физических лиц в целях
предотвращения чрезмерных рисков ликвидности
банков.
Резервные требования
Обязательные резервы (резервные
требования) — один из традиционных
инструментов денежно-кредитной политики
центральных банков, используемый для
регулирования общей ликвидности
банковской системы. Резервные требования
устанавливаются в целях ограничения
кредитных возможностей банков и
недопущения неограниченного роста
денежной массы в обращении. Центральный
банк устанавливает размер обязательных
резервов в процентном отношении
к обязательствам банков, а также
порядок их депонирования на специальных
счетах по учету обязательных резервов
либо на корреспондентских счетах банков
в Центральном банке.
Впервые нормы банковских резервов
были введены в США в 1913 г. Первоначально
минимальные резервные требования
возникли в качестве своего рода обеспечения
ликвидных гарантий банковских вкладов
клиентов, т.е. фонда страхования
депозитов. С течением времени эта
цель все более отходила на второй
план, так как общие объемы резервируемых
средств, как правило, оказываются
недостаточными для выполнения этой
задачи. С развитием систем гарантирования
депозитов, совершенствованием инструментов
надзора за банками обязательные
резервы используются только как
инструмент денежно-кредитной политики:
создают условия для текущего
регулирования банковской ликвидности,
представляя собой инструмент «жесткого
регулирования», и одновременно являются
ограничителем кредитной экспансии
банков, воздействуя на мультипликативный
процесс увеличения депозитов и
создания кредитных денег банковской
системой. Таким образом, повышая
или понижая нормы обязательного
резервирования, центральные банки
способствуют расширению или свертыванию
кредитной активности коммерческих
банков и тем самым воздействуют
на мультипликативный процесс увеличения
депозитов и создания денег.
Механизм использования резервных
требований достаточно дифференцирован
по странам с точки зрения определениякруга субъектов обязательного
резервирования (банки, другие кредитные
организации), состава объектоврезервирования (перечень балансовых
счетов пассивов, по которым устанавливаются
требования), платности резервов (в большинстве стран обязательные
резервы хранятся на счетах в центральных
банках и проценты на эти средства не начисляются), мер по предотвращению
уклонении банков от выполнения обязательных резервных
требований. Уровнинорм обязательных резервов также различаются
по странам.
Обязательные резервы относятся
к «грубым» инструментам денежной политики,
поскольку лаже небольшое изменение
резервных ставок оказывает сильное
воздействие на уровень ликвидности
коммерческих банков и в конечном счете
на размеры денежного предложения. Чтобы
не усиливать неопределенность функционирования
банков, не осложнять им управление своей
ликвидностью, центральные банки развитых
стран существенно снизили размеры резервных
требований и стали относительно редко
прибегать к изменению резервных ставок.
В ряде стран (в Великобритании, Канаде,
Швеции и др.) этот инструмент признали
малоэффективным и устаревшим и полностью
отказались от его применения.
В России данный метод денежно-кредитного
регулирования стал применяться
с 1991 г. Обязанность по выполнению обязательных
резервов возникает у кредитных
организаций с момента получения
лицензии Банка России. Размер обязательных
резервов в процентном отношении
к обязательствам кредитной организации
(норматив обязательных резервов), а
также порядок депонирования
обязательных резервов в Банке России
устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов могут
быть дифференцированными для различных
кредитных организаций, при этом
они не могут превышать 20% обязательств
кредитной организации и не могут быть
единовременно изменены более чем на пять
пунктов.
Обязательные резервы депонируются
в рублях (путем перечисления в
безналичном порядке) на счетах для
хранения обязательных резервов, открытых
в Банкс России, одновременно на корреспондентских
счетах (субсчетах) кредитных организаций
в Банке России (при использовании кредитной
организацией механизма усреднения обязательных
резервов), проценты на них не начисляются.
При введении резервных требований
в 1991 г. норматив был установлен на уровне
2%, однако в дальнейшем он неоднократно
пересматривался в сторону его
увеличения адекватно инфляционным
процессам, а также дифференцировался
в зависимости от вида обязательств.
В 1995-1996 гг. норма резервов по депозитам
до востребования и краткосрочным
депозитам достигала 20%, затем нормы
резервирования постепенно снижались.
В 1995 г. впервые было введено обязательное
резервирование средств, депонированных
в иностранной валюте.
С 2004 г. кредитным организациям, удовлетворяющим
определенным установленным требованиям,
может быть предоставлено право
усреднения обязательных резервов в
пределах коэффициента усреднения1,
который первоначально составил 0,2. Это
означало, что 20% обязательных резервов
могли поддерживаться кредитной организацией
на корреспондентском счете (субсчете)
в Банкс России с «реперными (контрольными)
точками» в начале каждого месяца. Механизм
усреднения обязательных резервов используется
кредитными организациями, испытывающими
нехватку ликвидности. В дальнейшем этот
коэффициент неоднократно увеличивался,
что позволяло кредитным организациям
все более гибко управлять собственной
ликвидностью, используя при необходимости
обязательные резервы.
В условиях финансово-экономического
кризиса Банк России достаточно активно
использовал обязательные резервные
требования в качестве прямого инструмента
регулирования банковской ликвидности.
Так, например, в 2009 г. норматив обязательных
резервов поднимался четыре раза (на 0,5
процентных пункта на каждом из этапов),
что привело к концу года к
пятикратному росту суммы обязательных
резервов, депонированных в Банке
России. При этом в условиях ухудшения
состояния ликвидности банки
активнее используют механизм усреднения
обязательных резервов.
При нарушении кредитной организацией
нормативов обязательных резервов Банком
России применяются определенныемеры воздействия:
списание в бесспорном порядке с корреспондентского
счета, открытого в Банке России, суммы
недовнесенных средств, взыскание в судебном
порядке штрафа в размере, установленном
Банком России (штрафы поступают в доход
федерального бюджета).
Выполнение кредитной организацией
обязательных резервных требований
является одним из критериев допуска
кредитной организации к операциям
денежно-кредитной политики Банка
России. При отзыве лицензии кредитной
организации депонированные в Банке России
средства используются для погашения
обязательств кредитной организации перед
вкладчиками и кредиторами.