Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Файлы: 1 файл

otvety_po_makro.docx

— 605.12 Кб (Скачать файл)

спрос на деньги и уровень  цен. Изменение уровня цен меняет реальную ценность денег, их покупательную способность. В связи с этим при определении спроса на деньги необходимо учитывать два обстоятельства. 
     Во-первых, поскольку трансакционный мотив и мотив предосторожности связаны со стремлением субъекта приобрести определенный объем благ, спрос на деньги по этим мотивам изменяется прямо пропорционально изменению уровня цен. При удвоении уровня цен требуется вдвое больше денег для сделок и страхового запаса. Иначе говоря, функция спроса на деньги является однородной относительно уровня цен:

L = L(Py,i) = Pl(y,i).

где l(y, i)— спрос на реальные кассовые остатки.

Во-вторых, при повышении уровня цен возрастают альтернативные затраты держания кассы. Теоретическое обоснование этого положения приводится в разделе 5.3. Здесь ограничимся иллюстративным примером.

Пусть при  данном уровне цен индивид держит кассу в размере 120 тыс. р., хотя мог  бы приобрести на них облигации с  гарантированным годовым доходом 12 тыс. р. или вложить деньги в  реальный капитал с годовой прибылью 24 тыс. р. при заданной степени риска. Если уровень цен возрастет на 20 %, то реальная касса индивида уменьшится до 100 тыс. р., реальный доход на облигации будет равен 10 тыс. р., а реальная прибыль от капитала той же степени риска по-прежнему составит 24 тыс. р., так как рост уровня цен в одинаковой мере увеличивает затраты производства и выручку.

При стабильном уровне цен желание индивида иметь 120 тыс. р. стоило ему 10 % безрискового дохода или 20 % дохода при определенном риске. При повышении уровня цен в 1.2 раза удовлетворение этого желания обходится дороже: потерей 10 % гарантированного дохода или 24 % дохода при заданном риске.

Наличие отмеченной зависимости между темпом инфляции и спросом на реальную кассу  подтверждают данные табл. 4.7.

Таким образом, изменение темпа роста уровня цен воздействует на денежную часть  имущества так же, как и изменение  ставки процента: чем выше темп прироста уровня цен (p), тем меньше спрос на реальную кассу.

Билет № 16 Спрос на труд. Неоклассическая и Кейнсианская фунции спроса на труд

Спрос на труд - количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени  за определенную ставку заработной платы. Спрос на труд определяется: 1)объемом производства и его отраслевой структурой; 2)степенью трудоемкости производства; 3) ценой труда.

Неоклассическая функция спроса на труд. Она основывается на предположении, что на всех рынках господствует совершенная конкуренция. В этом случае предприниматели получают максимум прибыли, если ценность предельного продукта труда равняется ставке номинальной (денежной) заработной платы

До тех  пор пока увеличение занятости сопровождается ростом прибыли. Прибыль достигает максимума, когда предельная производительность труда равна ставке реальной заработной платы. При снижении ставки реальной зарплаты для получения максимума прибыли потребуется использовать больше труда, и наоборот. Учитывая функцию технологии производства y = KαN1-α,  прибыль .

 

Тангенс угла наклона касательной  к графику представляет предельную производительность труда при соответствующем  числе занятых. Чтобы определить объем спроса на труд, нужно на график предельной производительности труда наложить график ставки реальной заработной платы (). Точка их пересечения укажет на количество труда, обеспечивающее максимум прибыли. В коротком периоде спрос на труд изменяется только в результате изменения ставки реальной заработной платы: при ее снижении занятость растет, при ее повышении занятость уменьшается. В долгосрочном периоде количество используемого труда может измениться вследствие технического прогресса или увеличения объема применяемого капитала.

Кейнсианская функция спроса на труд. Если в неоклассической концепции объем выпуска определяется фирмами, стремящимися к максимизации прибыли, то в концепции Кейнса он задан величиной эффективного спроса. В результате при заданной технологии спрос на труд является функцией от величины эффективного спроса: . Если технология соответствует производственной функции , функция спроса на труд имеет вид , где — используемый объем капитала, а у* — эффективный спрос на рынке благ. По графику производственной функции находим количество труда, необходимое для производства благ в объеме у*. По графику ценности предельного продукта труда определяется цена спроса на труд (Wo). Уровень занятости в кейнсианской концепции может измениться только под воздействием факторов, смещающих линии IS и LM.

 

Билет 32 Неоклассические  теории бизнес-цикла

Экономисты неоклассической школы  предложили модели, где цены и зара-ботная плата являются полностью гибкими, но где шоки приводят к цикличе-ским колебаниям выпуска и занятости. Типы шоков, порождающих циклы: 1) шоки предложения, такие как технические открытия, климатические изме-нения, природные катаклизмы; 2) политические шоки, являющиеся следствием макроэкономических решений; 3) шоки спроса, такие как изменение расходов на инвестиции или потребление.

Теория несовершенной информации. Модели, в которых экономические  агенты имеют неполную информацию об экономической системе и, следова-тельно, в условиях воздействия на экономику разнообразных шоков совершают ошибки в принятии решений об уровне предложения.

А. Фридмен: Оценка последствий экспансионистской денежной политики; объяснение существованию альтернативы «инфляция-безработица»: «Эконо-мические агенты, не владея полной информацией, обмануты денежной экспан-сией. Производители считают, что увеличение цен затрагивает только их соб-ственную продукцию, веря таким образом, что изменились относительные це-ны, а не их общий уровень. Рабочие, ошибочно принимая увеличение заработной платы за рост реальной заработной платы, готовы увеличить предложение труда. Если бы экономические агенты владели полной информацией, они бы понимали, что изменение номинального спроса просто подняло номинальную заработную плату и цены, но при этом никаких изменений относительных цен и реальной заработной платы не произошло. Если бы рабочие владели полной информацией, они бы не увеличили предложение труда, а фирмы не увеличили бы производство.

Б. Функция предложения Роберта  Лукаса. Производители сталкиваются с проблемой интерпретации фактического увеличения цены на индивидуальном рынке:

Рынок каждого отдельного товара похож  на остров; участники рынка и оби-татели острова владеют всей информацией о нем, однако при этом они отделе-ны от других рынков (или островов) и узнают обо всем происходящем за пре-делами их острова только с опозданием (лагом).

В таких условиях производители  сталкиваются с особенно сложной  пробле-мой: когда рыночная цена на их продукцию поднимается, производители не знают наверняка, выросла ли относительная цена на их продукцию (в этом случае они хотели бы увеличить предложение) или же возросли все цены (в этом случае они не хотели бы увеличить предложение).

Индивид или фирма, действующие  в соответствии с рациональными ожида-ниями, расценивают произошедшее увеличение цен на локальном рынке час-тично как повышение общего уровня цен, а частично как увеличение относи-тельной цены товара.

Таким образом, даже если экономика  испытывает воздействие общеэконо-мического шока совокупного спроса, то каждый производитель думает, что от-носительная цена его товара все же увеличилась на некую величину - такова ошибка восприятия.

В действительности относительные  цены не изменились: произошел рост общего уровня цен; тем не менее результат таков, что шок совокупного спроса ведет к сознательному увеличение совокупного предложения экономическими агентами.  
Функция предложения Лукаса:

Y = Yh + α х (Р * Ре)

Выпуск в любой конкретный период определяется двумя элементами: 1) ес-тественным уровнем выпуска (Yh), соответствующим естественному уровню безработицы; 2) циклическим компонентом, равным разнице между фактиче-ским (Р) и ожидаемым уровнем (Ре) цен. «Ценовый сюрприз»: если Р больше, чем Ре, то каждый индивидуальный производитель считает, что относительные цены его собственного товара выросли, хотя на самом деле изменился лишь общий уровень цен. 
Важное следствие модели Лукаса: ожидаемые изменения предложения денег, скорее всего, влияют только на цены, но не на выпуск, если предположить, что все экономические агенты понимают механизмы функционирования экономики и их ожидания рациональны; только неожиданные изменения денежной политики могут повлиять на выпуск; если все экономические агенты понимают, что вот-вот произойдет увеличение денежного предложения, то они наверняка знают то, что все цены увеличиваются в равных пропорциях (т.к. при этом кривая совокупного спроса сдвинется вверх вдоль вертикальной кривой совокупного предложения); при увеличении цен на ожидаемую величину производители не заблуждаются относительно причин такого увеличения и не считают, что произошло изменение относительных цен, а значит совокупное предложение остается неизменным

Модели реального бизнес-цикла (Джон Лонг, Чарлз Плоссер, Эдвард Прескотт): Технологические шоки непосредственно воздействуют на эконо-мику, и результатом колебаний предложения является добровольное индиви-дуального предложения труда.

Технологические сдвиги  важнейший тип экономических потрясений, вызы-вающих колебания уровня деловой активности, т.е. циклические колебания  результат случайных технологических шоков. 
Модели исходят из идей Йозефа Шумпетера: для капитализма характерны волны «созидательно разрушения», во время которых непрерывное введение новых технологий постоянно выталкивает существующие фирмы из бизнеса. 
Основные предположения моделей: 1) технические изменения  важный для экономики в целом источник экономических потрясений (шоков); 2) ры-ночная структура, служащая средой распространения технических шоков, совершенная конкуренция.

Суть теории реально бизнес-цикла (случай положительного технологического шока):

1) Как только происходит шок,  повышается производительность  труда, и фирмы увеличивают  спрос на труд. При этом выпуск  возрастает даже в том случае, если занятость не увеличивается,  т.к. объем продукции, производимый  одним работником, увеличивается  в результате технологического  шока.

2) Чтобы занятость увеличивалась  необходимо стремление со стороны  ра-ботников к увеличению предложения труда, т.к. наклон кривой предложения должен быть положительным (если эффект замещения преобладает над эффектом дохода);

3) повышение заработной платы  приводит к: а) росту эффекта  дохода, что ведет к увеличению  времени досуга (уменьшает предложения  труда); б) эффекту замещения, что  делает досуг относительно дороже, и таким образом стимулирует  предложение труда.

4) Но во время бизнес-циклов малые изменения реальной заработной платы сопровождаются большими колебаниями выпуска и занятости, что является следствием замещения труда во времени.

5) В разные периоды предложение  труда со стороны домашних  хозяйств различно: люди работают  больше часов, когда реальная  заработная плата вре-менно высока, и меньше, когда она временно низка.

6) В этом случае не происходит  взаимозамещение труда и досуга в рамках одного периода: напротив, домашние хозяйства «обменивают» труд в одном периоде на труд в другом периоде.

7) Однако для того, чтобы предложение труда отзывалось на небольшой рост заработной платы необходимы два условия: а) способность людей с течением времени замещать труд досугом должна характеризоваться большой гибкостью (эластичность замещения труда досугом во времени должна быть велика); б) рабочие должны воспринимать повышение заработной платы во время бизнес-цикла как временное явление, стремясь существенно увеличить предложение труда в течение короткого времени, чтобы воспользоваться преимуществами краткосрочного высокого уровня реальной заработной платы.

8) Выпуск превышает свою обычную  величину не только в течение  первого периода, следующего за  шоком, а в течение нескольких  последующих перио-дов.

Объяснение протяженности колебаний  выпуска (позитивный шок в про-изводительности, вызвавший увеличение выпуска): Так как предельная произ-водительностью капитала также возрастает, то фирмы увеличивают инвести-ции, следовательно, более высокий уровень инвестиций приводит к увеличе-нию объема капитала. Это, благодаря эффектам аналогичным увеличению объема капитала в производственной функции, в дальнейшем вызывает длительное превышение выпуском своего тренда.

Основное предположение модели реального бизнес цикла: шоки произ-водительности могут быть как положительными, так и отрицательными, т.е. возможны и технический прогресс, и технический регресс. Отрицательные шоки вызывают рецессии (отрицательные шоки предложения: плохая погода, природные катаклизмы, периоды снижения объемов торговли и др.). Тем не менее: 1) технические достижения обычно используются до тех пор, пока не замещаются еще более совершенной техникой; 2) слабый отклик предложения труда на рост реальной заработной платы (замещение труда во времени в ре-зультате роста реальной заработной платы: люди меньше времени отдают до-сугу в настоящем и больше в будущем).

Билет № 37 Экономический рост : сущность, цели. Виды экономического роста. Проблема темпов экономического роста.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ - постоянное увеличение объемов товаров и услуг, произведенных  за определенный период времени (обычно за год). Может измеряться как в  физическом выражении (тонны, метры, штуки  и т. д.), так и в стоимостном.

Сущность и значение экономического роста заключается в постоянном разрешении и повторении уже на новом  уровне основной проблемы любой хозяйственной  системы – противоречия между  ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью людских  потребностей. Экономический рост позволяет  одновременно увеличивать наличные ресурсы, текущее потребление, а  также новые дополнительные вложения в дальнейшее развитие производства

Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального  благосостояния населения и поддержание  национальной безопасности. Повышение  материального благосостояния как  главная цель экономического роста  конкретизируется в следующих основных составляющих:

1. Увеличение среднедушевых доходов  населения. Достижение этой цели  получает свое отражение в  темпах роста валового внутреннего  продукта (ВВП) или национального  дохода (НД) на душу населения.

2. Увеличение свободного времени.  Досуг является одним из жизненных  благ, но не находит отражения  в показателях реального ВНП  или НД страны. Поэтому при  оценке степени достижения данной  цели необходимо принимать во  внимание, происходило или нет  в течение рассматриваемого периода  сокращение рабочей недели и  рабочего года, общей продолжительности  трудовой деятельности рабочих  и служащих.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"