Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Файлы: 1 файл

otvety_po_makro.docx

— 605.12 Кб (Скачать файл)

Процентная политика

Исходя из оценки общего состояния  экономики и его прогноза на ближайшую  перспективу, Центральный банк разрабатывает  свою процентную политику, которая  является важнейшим методом денежно-кредитного регулирования. Она предполагает установление Центральным банком шкалы процентных ставок по своим операциям с кредитными организациями и оказание соответствующего воздействия на рыночные процентные ставки. При этом, как правило, выбирается одна официальная процентная ставка по предоставлению ресурсов кредитным  организациям, которая служит базой  для расчета остальных ставок.

В зависимости от применяемых инструментов рефинансирования официальная ставка, устанавливаемая Центральным банком, называется учетной (дисконтной) либо ставкой рефинансирования.

Официальная учетная, либо дисконтная, ставка - это ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по переучету коммерческих векселей либо учету (покупке) других ценных бумаг, отвечающих требованиям центральных банков, например, краткосрочных облигаций и других долговых обязательств до наступления срока оплаты по ним. В западной литературе для обозначения данного инструмента денежно-кре- дитной политики используется также термин «дисконтное окно», получивший распространение в США в связи с тем, что банки, испытывавшие недостаток в средствах, посылали своих кассиров в один из федеральных резервных банков (т.е. к окну выдачи) с просьбой о предоставлении им дополнительных ресурсов.

Ставка рефинансирования определяет уровень платы за кредит- ные ресурсы, предоставляемые центральными банками другим банкам, обычно под залог. Как правило, ставка рефинансирования выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (например, ломбардный и другие виды кредитов) являются при прочих равных условиях более рискованными, а следовательно, более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

С 1 января 1991 г. Банк России начал определять и публиковать официальную ставку рефинансирования, которая является базовой процентной ставкой для  определения реальных ставок по всем операциям Банка России и служит ориентиром для банков при проведении ими кредитных операций. Первоначально  эта ставка составила 20%, затем в  условиях гиперинфляции в отдельные  периоды в 1993-1995 гг. она возрастала до 200% и выше, а затем по мере снижения уровня инфляции постепенно снижалась  и с октября 2009 г. находится на уровне ниже 10%'.

Устанавливая официальную процентную ставку, Центральный банк тем самым  влияет на стоимость привлечения  кредитных ресурсов коммерческими  банками, а значит, воздействуя на спрос и предложение на кредитном  рынке, влияет на величину денежной массы  в обращении. Если Центральный банк преследует цель ограничить (уменьшить) кредитные возможности коммерческих банков, т.е. проводит политику денежно-кредитной  рестрикции, то он повышает официальную  ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; в целях реализации политики кредитной эмиссии центральный  банк снижает официальную ставку.

Центральные банки могут устанавливать  несколько видов процентных ставок в зависимости от вида операций, срока, надежности покупаемых ценных бумаг  либо надежности залога. Посредством  регулирования ставок по своим операциям  центральные банки воздействуют на состояние не только денежного  рынка, но и финансового (рынка ценных бумаг). Так, рост официальной учетной  ставки влечет за собой повышение  ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает увеличение их предложения. При этом спрос на ценные бумаги падает, поскольку более привлекательным  вложением ресурсов для небанковских учреждений и физических лиц становятся банковские депозиты. С другой стороны, при дорогих кредитах более выгодным для юридических лиц становится прямое финансирование, т.е. получение  дополнительных ресурсов за счет выпуска  ценных бумаг (акций, облигаций), в связи с чем предложение ценных бумаг на рынке возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной ставки ведет к противоположному результату: кредиты и депозиты удешевляются, а рыночная стоимость ценных бумаг растет (в условиях повышения спроса на них и снижения предложения).

Коридор процентных ставок

При осуществлении процентной политики Банк России исходит из того, что  он может оказывать только опосредованноевлияние на процентные ставки, формируемые на межбанковском рынке и во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям и динамики денежного предложения.

Система процентных ставок Банка России в основном соответствует мировой  практике и включает в себя в качестве официальной ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям, по операциями на открытом рынке. Изменение ставок в зависимости от экономической ситуации является сигналом, который дает участникам рынка информацию об оценке Центробанком уровня инфляции и перспектив ее развития. Воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, Центральный банк стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики и соответственно экономический рост.

В последние годы Банком России по примеру наиболее развитых стран  обозначается коридор процентных ставок,который зааа- ет параметры колебаний для рыночных процентных ставок на межбанковском рынке. Нижний уровень коридора («пол») определяется ставками Банка России по депозитным операциям (на условиях «том-некст»). Это ставки, по которым кредитные организации могут разместить в ЦБ РФ свои ресурсы, если по каким-либо причинам их не разместили на межбанковском рынке. Верхний уровень коридора («потолок») определяется ставкой рефинансирования, т.е. ценой, по которой предоставляются кредиты «овернайт». Поскольку данные ставки носят штрафной характер, кредитные организации прибегают к заимствованиям по ставкам верхнего уровня или к размещению ресурсов по ставкам нижнего уровня лишь в том случае, если они не нашли адекватного спроса и предложения на свои ресурсы на межбанковском рынке, т.е. проведение этих операций Центральным банком не должно оказывать деформирующего влияния на конкурентную среду денежного рынка.

Кроме того, Банк России может применять  широкий спектр ставок но операциям  на открытом рынке (сделкам по купле-иро- даже государственных ценных бумаг и облигаций Банка России, а также сделкам РЕПО). Эти ставки, как правило, находятся в границах коридора, предоставляя возможность кредитным организациям получать дополнительную ликвидность по цене ниже ставки рефинансирования, а разместить свои ресурсы (связав избыточную ликвидность) по цене выше штрафных ставок по депозитам Банка России.

Операции на открытом рынке применяются  Центральным банком в нужные моменты  для более тонкого регулирования  уровня процентных ставок межбанковского рынка в целях их удержания  в оптимальном диабазоне и предотвращения их чрезмерных колебаний (волатильности рынка).

При проведении денежно-кредитной  политики центральные банки в  конечном итоге ориентируются преимущественно  либо на политику ликвидности, либо на политику процентных ставок, при этом они могут непосредственно влиять только на денежный рынок. В качестве показателей (ориентиров), которые они  могут оценивать при проведении денежно-кредитной политики, используется соответственно либо общий объем  ликвидности банков, либо ставки денежного  рынка.

Управление ликвидностью в банковском секторе и в экономике в целом, как было показано, означает для центрального банка необходимость:

предоставления дополнительной ликвидности  при ее недостатке путем рефинансирования банков, включая проведение сделок «валютный своп», покупки ценных бумаг на открытом рынке, в том  числе на срок снижения норм обязательных резервов;

связывания (абсорбирования, стерилизации) избыточной ликвидности путем проведения депозитных операций, продажи ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок выпуска облигаций Центрального банка либо повышения норм обязательных резервов.

Поступление денежных средств в банковский сектор возможно также по бюджетному и валютному каналу. В первом случае рост денежного предложения возможен, например, в условиях финансово-экономического кризиса при финансировании дефицита государственного бюджета за счет использования средств Резервного фонда (объем которого сократился в 2009 г. с 4 млрд до 1,8 млрд руб.); кроме того, поступление дополнительной ликвидности банкам возможно при размещении временно свободных средств федерального бюджета на депозиты кредитных организаций (которые осуществлялись в 2009 г.). Во втором случае проведение валютных интервенций Банком России (по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке) также приводит к росту ликвидности банковского сектора и росту денежного предложения.

В иных экономических условиях бюджетный  и валютный каналы могут действовать  в обратном направлении. Так, при  благоприятной конъюнктуре дополнительные доходы государственного бюджета могут  направляться в Резервный фонд, что  ограничит возможности роста  денежной массы. Аналогичные последствия  будут иметь валютные интервенции  Центрального банка, направленные на продажу  иностранной валюты в целях поддержания  курса рубля.

В настоящее время большинство  стран (в том числе Россия) стремятся  перейти к другому, более современному подходу, когда Центральный банк воздействует на общий объем денег  в экономике с помощью своей  процентной политики. При этом во главу  угла не ставятся количественные индикаторы с их четкой связью с инфляцией. Проводя  свою процентную политику, Центральный  банк даст свои оценки спроса и предложения, которые возникают на рынках, чтобы  прогнозировать возможное изменение  общего уровня инфляции.

Постепенный переход Банка России в денежно-кредитной политике к  таргетированию инфляции будет означать более свободное, более ориентированное на спрос и предложение движение курса, меньшее присутствие Банка России в операциях на валютном рынке и, соответственно, меньшее предоставление ликвидности за счет этого. Такой переход позволит, в свою очередь, более эффективно проводить процентную политику.

 

Билет № 9 – Спрос  на деньги и его структура. Спрос на деньги и уровень цен.

СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

Структура. спрос на деньги складывается из спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Спрос на деньги для сделок (операционный спрос на деньги) — спрос со стороны домохозяйств и фирм для приобретения товаров и услуг, расчетов по своим обязательствам. Операционный спрос на деньги зависит:

• от объема номинального валового внутреннего  продукта: чем больше производится товаров и услуг, тем больше нужно  денег для обслуживания торговых и платежных операций;

• скорости обращения денег чем она больше, тем меньше лепет надо для торговых сделок и наоборот;

• уровня дохода в обществе: чем  он выше, тем больше совершается сделок и тем больше требуется денег для совершения этих сделок;

• уровня цен: чем он выше, тем больше денег надо для осуществления торговых сделок.

С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги изменяется пропорционально номинальному валовому внутреннему продукту и не зависит от ставки ссудного процента. График спроса на деньги для сделок Dm1 представлен на рисунке а и имеет вид вертикальной прямой.

Люди держат свои активы в форме  наличных денег, акций и облигаций, сберегательных счетов, драгоценных  металлов и т. д. Преимущество денег  как актива состоит в их абсолютной ликвидности, в способности незамедлительного использования для приобретения товаров и осуществления платежей. Кроме того, люди имеют деньги на случай непредвиденных обстоятельств. Спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный спрос на деньги) зависит от процентных ставок. Причем зависимость обратная. Чем выше процентные ставки, тем больше активов держат в виде акций, облигаций и сберегательных счетов и меньше в форме наличных денет, И наоборот, чем ниже процентные ставки, тем больше своих активов, особенно финансовых, население держит в форме наличных денег. Обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег, которое люди хотят иметь в качестве активов, показана на рисунке б, где Dm2 - спрос на деньги со стороны активов.

Совокупный спрос на деньги можно  определить, суммировав спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов: Dm = Dm1 + Dm2. Следовательно, совокупный спрос на деньги зависит от уровня номинальной процентной ставки и объема номинального ВНП. График общего (совокупно) спроса на деньги Dm строится путем смещения по горизонтальной оси графика спроса со стороны активов на величину, равную спросу на деньги для сделок (рисунок в). Причем кривая совокупного спроса на деньги при высоких процентных ставках принимает почти вертикальную форму, так как все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бумаги, спрос на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дельнейшем росте процентной ставки.

В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:

М х V = Р х Q,

где М — количество денег, находящихся  в обращении; V — скорость обращения  одной денежной единицы в среднем  за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"