Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:23, шпаргалка
1.Предмет и задачи курса экономической теории. Экономика – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества. Этапы развития: Меркантилизм. Меркантилисты считали, что источником богатства являются деньги, торговля купечество. Школа физиократов. Физиократы считали, что источником богатства явл
1.Предмет и задачи курса экономической теории. Экономика – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества. Этапы развития: Меркантилизм. Меркантилисты считали, что источником богатства являются деньги, торговля купечество. Школа физиократов. Физиократы считали, что источником богатства является естественное плодородие почвы. Классическо-экономическая школа. Представители: Смит, Рекардо, Петти. Источник богатства – труд. Неоклассическая школа. Представители: Маршалл, Вальрас. Неоклассики считали, что изменения в одниз явлениях приводят к изменениям в других. Марксизм. Теория прибавочной стоимости. Кейнсианство. Общая теория занятости, процента и денег. Предметом ЭТ являются в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Экономика – это наука о том, как люди и общества выбирают способ использования ограниченных экономических ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различными индивидами и группами лиц. Микроэкономика – это изучение экономических явлений как первичных на исходном уровне. Макроэкономика – это изучение экономических явлений в рамках экономики в целом. Задача: разобраться, каким образом и почему достигается согласованность экономических действий между людьми и почему иногда этой согласованности достичь невозможно.
2. Методы экономической теории.
Методология экономической теории – это совокупность методов, которые в их взаимосвязи друг с другом используются при изучении экономической теории. Методы: 1) Метод научной абстракции: несущественные признаки явления отбрасываются, а рассматриваются только более важные его характеристики. 2) Метод диалектический: все экономические явления и процессы рассматриваются во взаимодействии и в развитии. 3) Метод аналитический: -Предельный анализ рассматривает изменения в одних явлениях как результат изменений в других. -Математический анализ – использование формул и расчетов при изучении экономических явлений. -Позитивный анализ предполагает установление причинно-следственных связей и осуществляется по принципу «если - то». -Нормативный анализ – это констатация фактов, которые нельзя опровергнуть. 4)Графический метод. График – это визуальное отображение взаимосвязей между двумя экономическими явлениями. 5) Метод экономического моделирования – составление экономической модели развития данного явления. 6) Метод анализа и синтеза. Анализ – это когда сложные явления и процессы расчленяются на простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – это когда результаты отдельных частей обобщаются. 7)Метод индукции и дедукции. Индукция – это переход от частного к общему. Дедукция – наоборот.
3. Микро-, макроэкономика. Различные уровни анализа. Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса. Управление экономическим циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и неинфляционного экономического роста осуществляется с помощью инструментов макроэкономической политики: бюджетно-налоговой (или фискальной) и кредитно-денежной (или монетарной).
Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом. Микроэкономика объединяет теорию потребительского выбора и теорию фирмы. Предметом микроэкономики является механизм принятия экономических решений на уровне домашних хозяйств и фирм в заданных экономических условиях, а также механизм формирования этих «заданных» условий в результате их совместных дейтвий.В микроанализе доход потребителей рассматривается преимущественно как заданная величина и акцент делается на распределении расходов домашнего хозяйства между различными товарами и услугами. В макроанализе совокупные расходы, совокупный доход сами по себе являются предметом исследования. В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВВП, средний уровень цен и т.д.
4.Позитивный и нормативный анализ. Основные препятствия на пути экономического познания.
Позитивная экономическая
наука – это познание, объяснение,
прогнозирование явлений, т.е.
то, что ЕСТЬ. Позитивный анализ
предполагает установление
Нормативная экономическая наука – это выяснение условий достижения индивидами, фирмами максимального результата при данных затратах, т.е. то, что ДОЛЖНО БЫТЬ. Нормативный анализ – это констатация фактов, которые нельзя опровергнуть. Экономическая политика – это практические шаги по изменению действительности на основе выявленных закономерностей. Основными препятствиями на пути экономического познания являются ошибки в прогнозах экономистов, резкое изменение событий на финансово-экономическом рынке (изменение уровня инфляции, рост безработицы, финансовый кризис и т.д.).
сложное явление, имеет несколько форм: общая и частная (индивидуальная (единоличная)), совместная (делимая и неделимая) и т.д. Содержание общей собственности определяется размерами общности и ее статусом. Общая собственность может быть представлена на уровне семьи, на уровне ассоциаций и государства.
5.Экономические модели: их место и значимость в экономической теории.
Экономическая модель - сформированное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Метод исследования, базирующийся на разработке и использовании моделей, называется моделированием. Необходимость моделирования обусловлена сложностью, а порой и невозможностью прямого изучения реального объекта (процесса). Значительно доступнее создавать и изучать прообразы реальных объектов (процессов), т.е. модели.
Экономико-математические модели отражают наиболее существенные свойства реального объекта или процесса с помощью системы уравнений. Единой классификации экономико-математических моделей также не существует, хотя можно выделить наиболее значимые их группы в зависимости от признака классификации.
По степени агрегирования объектов моделирования различают модели:
микроэкономические;
одно-, двухсекторные (одно-, двухпродуктовые);
многосекторные (многопродуктовые);
макроэкономические;
глобальные.
По учету фактора времени различают модели:
статические;
динамические.
В статических моделях экономическая система описана в статике, применительно к одному определенному моменту времени. Это как бы снимок, срез, фрагмент динамической системы в какой-то момент времени. Динамические модели описывают экономическую систему в развитии.
По цели создания и применения различают модели:
балансовые;
эконометрические;
оптимизационные;
сетевые;
систем массового обслуживания;
имитационные (экспертные).
В балансовых моделях отражается требование соответствия наличия ресурсов и их использования.
Параметры эконометрических моделей оцениваются с помощью методов математической статистики. Наиболее распространены эконометрические модели, представляющие собой системы регрессионных уравнений. В данных уравнениях отражается зависимость эндогенных (зависимых) переменных от экзогенных (независимых) переменных. Данная зависимость в основном выражается через тренд (длительную тенденцию) основных показателей моделируемой экономической системы. Эконометрические модели используются для анализа и прогнозирования конкретных экономических процессов с использованием реальной статистической информации.
Оптимизационные модели позволяют найти из множества возможных (альтернативных) вариантов наилучший вариант производства, распределения или потребления. Ограниченные ресурсы при этом будут использованы наиболее эффективным образом для достижения поставленной цели.
Сетевые модели наиболее широко применяются в управлении проектами. Сетевая модель отображает комплекс работ (операций) и событий и их взаимосвязь во времени. Обычно сетевая модель предназначена для выполнения работ в такой последовательности, чтобы сроки выполнения проекта были минимальными. В этом случае ставится задача нахождения критического пути. Однако существуют и такие сетевые модели, которые ориентированы не на критерий времени, а, например, на минимизацию стоимости работ.
Модели систем массового обслуживания создаются для минимизации затрат времени на ожидание в очереди и времени простоев каналов обслуживания.
Имитационная модель наряду с машинными решениями содержит блоки, где решения принимаются человеком (экспертом). Вместо непосредственного участия человека в принятии решений может выступать база знаний. В этом случае ЭВМ, специализированное программное обеспечение, база данных и база знаний образуют экспертную систему. Экспертная система предназначена для решения одной или ряда задач методом имитации действий человека, эксперта в данной области.
По учету фактора неопределенности различают модели:
детерминированные (с однозначно определенными результатами);
стохастические (с различными вероятностными результатами).
По типу математического аппарата различают модели:
линейного и нелинейного программирования;
корреляционно-регрессионные;
матричные;
сетевые;
теории игр;
теории массового обслуживания и тд
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве – при помощи графиков.
Модели: 1) Статистические. 2) Динамические (кратко-, средне-, долгосрочные)
Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.
6.Безграничные
потребности и ограниченные
Объективными условиями развития человеческого общества являются: 1)Безграничность экономических потребностей; 2)Относительная ограниченность экономических ресурсов. Безграничность потребностей означает, что на смену одних потребностей приходят другие.
Потребность – это побудительный мотив деятельности человека
Потребности: личные и общественные, материальные и духовные, разумные и неразумные. Под экономическими ресурсами понимается все то, что используется или может быть использовано в процессе создания товаров и услуг.
Относительная ограниченность экономических ресурсов означает, что ограничены возможности их использования текущими временными рамками. В любом обществе, независимо от его социально-экономического устройства имеет место противоречие между безграничными потребностями и относительно ограниченными экономическими ресурсами. Экономические ресурсы имеют особенность: они могут быть использованы различными способами и в различных направлениях. Некоторые виды экономических ресурсов могут иметь многоцелевое назначение. Относительная ограниченность экономических ресурсов обуславливает выбор в экономике альтернативного варианта использования ресурсов.
7.Проблемы выбора ресурсов. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. (ГРАФИК)
Производственные возможности общества – это возможность производить соответствующие товары и услуги при условии полной занятости. Полная занятость – это ситуация в экономике, когда задействованы в производстве все имеющиеся ресурсы.
Кривая производственных возможностей показывает, каким образом общество может заменить один товар другим приданном уровне развития техники и данном общем количестве ресурсов.
Наличие проблемы выбора в экономике приводит к необходимости решения трех фундаментальных проблем: что производить? как производить? для кого производить?
Способы решения фундаментальных
проблем в различных странах
отличаются и в зависимости от
этого и от роли государства в
решении фундаментальных
Альтернативные издержки
– издержки выбора; выгода, упущенная
вследствие не использования
экономических ресурсов в
8.Закон возрастания затрат и убывания доходности.
С помощью этого закона определяется форма ЛПВ.