Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:23, шпаргалка
1.Предмет и задачи курса экономической теории. Экономика – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества. Этапы развития: Меркантилизм. Меркантилисты считали, что источником богатства являются деньги, торговля купечество. Школа физиократов. Физиократы считали, что источником богатства явл
Коэффициент перекрестной эластичности спроса может быть как положительным, так и отрицательным. Если товары взаимозаменяемые, то увеличение цены одного товара приводит к увеличению спроса на товар-заменитель, следовательно, коэффициент перекрестной эластичности спроса положительный. Если товары взаимодополняемые, то увеличение цены на один товар приводит к уменьшению спроса на товар дополняющий, следовательно, коэффициент перекрестной эластичности отрицателен.
32. Эластичность предложения. Краткий, короткий, длительный период. (ГРАФИК)
Эластичность предложения – это чувствительность производителя к изменению рыночных условий. Эластичность предложения измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения, который определяется как отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены данного товара. Es = %∆Qs / %∆P. Чем выше эластичность предложения, тем проще продавцам увеличить объем выпускаемой продукции с тем, чтобы воспользоваться преимуществами от увеличения цены и, следовательно, тем больше прирост объема предложения. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Es = 0). Повышение спроса приводит к повышению цен, но не отражается на величине предложения. В условиях короткого периода предложение более эластично. Повышение спроса обусловливает рост цен и увеличение объема производства. В условиях длительного периода предложение совершенно эластично. Увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен. Факторы, влияющие на эластичность предложения: степень насыщенности рынка, степень развитости технологий, эффективность государственной политики.
33.Поведение потребителей и факторы, его определяющие. Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством потребителей, которые руководствуются своими потребностями и имеющимися денежными средствами. Чтобы распределить свои денежные средства между различными потребностями люди должны иметь общую основу, которой является полезность. Бентам ввел термин полезности. Максимизация полезности является основным принципом поведения потребителя. Основными постулатами теории потребительского поведения являются: ограниченность денежного дохода потребителя, цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельным потребителем, все потребители хорошо представляют дополнительную полезность потребляемых благ. Положение потребителя на рынке зависит от следующих факторов: - разумность потребителя, - предпочтения, - бюджетные ограничения, - цены потребляемых благ. Принцип максимизации полезности предполагает такое распределение денежного дохода потребителя, при котором каждая денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товаров, приносила бы одинаковую дополнительную полезность.
34.Кардиналистский подход к анализу полезности и спроса. Функции общей полезности. Предельная полезность. (ГРАФИК) Кардиналистский (количественный) подход основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в условных гипотетических единицах (ютил). Полезность – это способность блага удовлетворять потребность. В основе количественного подхода лежат понятия общей полезности и предельной полезности блага. Общая полезность (TU) – это суммарная полезность, которую получает потребитель от потребления соответствующего количества блага. Предельная полезность (MU) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель от потребления каждой дополнительной единицы блага. MU = ∆TU / ∆Q
При росте объема потребления блага общая полезность увеличивается до определенной величины, а затем она начинает убывать. Предельная полезность блага по мере увеличения объема его потребления падает. Свойства полезности: 1) Очередное дополнительное увеличение количества потребляемого блага всегда приносит меньшую полезность, чем предыдущее количество. На этом свойстве основан закон убывающей предельной полезности: предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага, которым располагает потребитель. 2)Потребности, удовлетворяемые человеком при использовании некоторого блага имеют для него различную значимость и их можно упорядочить по мере их убывания. Это значит, что потребитель переходит от удовлетворения более насущных потребностей к менее насущных. Законы Госсена: - В одном непрерывном акте потребления полезность последней единицы потребляемого блага убывает. При повторении акта потребления полезность каждой единицы блага убывает по сравнению с первоначальным потреблением. - Чтобы получить максимальную полезность от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени нужно каждое из этих благ потреблять в таких количествах, при которых отношение предельной полезности блага к его цене является величиной постоянной.
35.Условие равновесия потребителя в кардиналистской теории. (ГРАФИК)
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функция полезности
максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя
распределяется таким образом, что каждый
последний рубль (доллар, марка, фунт и
т.д.), затраченный на приобретение любого
блага, приносит одинаковую предельную
полезность.
Правило максимизации полезности позволяет
сделать ряд выводов. Действительно, если
MU1/P1= MU2/P2= …= MUn/Pn, то и
MU1/MU2= P1/P2; …MU1/MUn= P1/Pn и т.д.
Следовательно, соотношение
между предельными полезностями
любых благ равно соотношению
их цен, то есть
MU1: MU2: …: MUn = P1: P2: … Pn
Обозначим взвешенную предельную
полезность через:
MU1/P1= MU2/P2= … = MUn/Pn = ,
где - предельная полезность денег.
Таким образом, в равновесии предельные
полезности денежных единиц при разных
вариантах использования равны. Следовательно,
условие равновесия потребителя выглядит
следующим образом: MUi = Pi
36.Ординалистский подход к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия и их свойства. (ГРАФИК). Смысл ординалистского (порядкового) подхода состоит в том, что потребитель должен ранжировать все товарные наборы по мере их предпочтительности. В основе порядкового подхода лежат следующие аксиомы: аксиома полной или совершенной упорядоченности: А безразличен В, С предпочтительнее Д
2. аксиома транзитивности. 3. аксиома ненасыщения: если два товарных набора содержат одно благо в одинаковом количестве, а другое второй товарный набор имеет больше, чем первый, то в условиях ненасыщения второй товарный набор будет предпочтительнее для потребителя. 4. аксиома независимости потребителя: удовлетворение потребностей зависит от количества благ, потребляемых индивидом, но не зависит от количества благ, потребляемых другими индивидами.
Кривая безразличия – это множество точек на графике, каждая из которых представляет собой такой набор товаров из двух благ, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Свойства кривых безразличия: 1) Кривая безразличия, расположенная выше данной, представляет более предпочтительные для потребителя наборы товаров. Если на одной плоскости расположено несколько кривых безразличия, то это карта безразличия. 2)Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 3) Кривую безразличия можно провести через любую точку пространства. 4) Кривые безразличия выпуклы к началу координат. 5) Кривые безразличия никогда не пересекаются.
37. Кривые безразличия и их св-ва.
В основе порядкового подхода лежит такое понятие как кривые безразличия.Это множество точек на графике,характеризующее товарные наборы из двух благ,имеющих для потребителя одинаковую полезность.Изображение в пределах одной системы координат нескольких кривых безразличия называется картой безразличия.Св-ва:кривые безразличия имеют отрицательный наклон;кривые выпуклы к началу координат;через любую точку пространства можно провести такую кривую;кривая,расположенная выше данной характеризует товарные наборы,более полезные,чем на первой кривой;кривые безразличия никогда не пересекаются.Докажем последнее св-во:A B C D E след. A B C D E-такого не может быть,т.к A и B находятся на одной кривой ,а C и D на другой кривой.
38. Зона замещения кривой безразличия. Предельная норма замещения. (ГРАФИК) Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
39.Бюджетное ограничение и положение равновесия потребителя. (ГРАФИК) Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) – множество точек, характеризующих финансовые возможности потребителя в приобретении двух рассматриваемых товаров по соответствующим ценам. В соответствии с порядковой теорией максимизация полезности (оптимум потребителя) – это точка касания бюджетной линии с наивысшей из расположенных на графике кривых безразличия.
40. Положение равновесия потребителя в ординалистской теории.
Равновесие потребителя-точка,
41. Реакция потребителя на изменение дохода.Кривые Энгеля.
При некотором заданном доходе потребитель однозначно определяет свои расходы-выбирает на бюджетной линии точку ,которая соответствует самой «полезной»кривой безразличия.Однако в случае уменьшения дохода-приблизится к началу координат и потребителю придётся перейти на меньший уровень полезности.Если мы рассмотрим все возможные уровни дохода и соединим все точки выбора,соответствующие каждому уровню,то мы получим линию доход-потребление(OE1E2E3).Это множество точек ,характеризующих последовательность положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода(кривая уровня жизни).На основании линии доход-расходы для отдельного блага.Кривые такого типа называются кривыми Энгеля(по имени немецкого статистика).По характеру этих кривых можно можно судить об отношении потребителя к благам(с ростом дохода кривая расходов теряет наклон-спрос насыщается)Расходы на два и более товаров могут быть представлены на одном графике:1.продовольственные товары.2.промышленные товары стандартного качества.3.высококачественные товары.
42. Реакция потребителя на изменение цены
Изменение цены на один
из товаров при постоянстве дохода
и цены другого товара будет выглядеть
как поворот бюджетной линии.Т.
43. Кривые безразличия для различных видов предложения
Форма кривых безразличия и их наклон
в данной точке определяется исключительно
потребительскими предпочтениями.Для
отдельных товаров кривые безразличия
могут иметь вид,отличный от стандартного.1)товары-
44.Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Гиффена.(ГРАФИК)
Эффект замещения –
изменение структуры