Шпаргалка по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:23, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и задачи курса экономической теории. Экономика – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества. Этапы развития: Меркантилизм. Меркантилисты считали, что источником богатства являются деньги, торговля купечество. Школа физиократов. Физиократы считали, что источником богатства явл

Файлы: 1 файл

Sh_Mikroekonomika.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Малое – предпринимательство, осуществляемое субъектами (коммерческие организации, благотворительные фонды), признанными таковыми в соответствии с законодательством. Рисковое – предпринимательство, характерное преимущественно для мелких фирм. Совместное – широкий диапазон форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран.

Собственность – принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидам  или коллективам – в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.  Собственность: - государственная – имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, имущество, принадлежащее на правах собственности субъектам РФ – республикам, краям и т.д.

- индивидуальная –  разновидность частной собственности, важной чертой которой является слияние собственника и работника в одном лице.

- коллективная – имущество,  принадлежащее одновременно нескольким  лицам. - частная – абсолютное право физического или юридического лица на конкретное имущество.

 

20.Мелкий  и средний бизнес и его роль в экономике.

 Малый бизнес –  принятое обозначение совокупности  мелких и средних частных предприятий,  прямо не входящих ни в одно  монополистическое объединение  и выполняющих подчиненную по  отношению к монополиям роль в экономике.  Исторически малый бизнес является первой и на протяжении многих веков единственной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в 19 веке. Малые предприятия сегодня – это динамично развивающийся сектор любой рыночной экономики. Малые фирмы динамичны и гибки, способны на быстрое техническое перевооружение, требуют меньше капиталовложений.   Самой распространенной и простой формой малого бизнеса является индивидуальное предприятие. ИП в России может быть организовано в двух формах:

1.индивидуальная трудовая  деятельность

2.индивидуальное частное  предпринимательство

 

 

 

21.Корпорация как главный институт предпринимательской деятельности. Корпорация – широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.   Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпораций облагаются налогом на прибыль, который отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы или налоговых обязательств.

 

22.Рынок:  сущность, социально-экономические  предпосылки возникновения, классификация. Рынок-это сложная система социально-экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами по поводу обмена товарами и услугами. Предпосылками возникновения рынка являются: развитие общественного разделения труда (выделение отдельного производителя, отрасли, сферы деятельности и т.д.); вызванное обществом разделение труда, развитие и углубление обмена (благо-объект обмена); наличие частной собственности. В целом рынок можно представить как сложный механизм, где сталкиваются продавцы (поставщики отдельных товаров и услуг, в том числе ресурсов)  и покупатели (предъявители спроса). Различные формы и виды рынков могут быть выделены в зависимости от критериев, взятых за основу классификации. По территориальному признаку (место обмена) выделяют: внешний, внутренний, международный, национальный и региональный рынок. По признаку содержательности (содержание обмена): рынок продуктов труда, труда, природных ресурсов, капитала. По организационному признаку (организация обмена): оптовый, розничный, легальный, нелегальный.

 

23.Структура и инфраструктура рынка. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру. Структура-это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства,  а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние рынок оказывает на наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения. Все это обуславливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производством, так и с духовной сферой. По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и регулятором экономических отношений здесь выступают цены. Инфраструктура-это совокупность связанных между собой специализированных инструментов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляют собой рыночную инфраструктуру. Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются: биржи, аукционы, ярмарки, кредитная система, коммерческие банки, эмиссионная система, эмиссионные банки, биржи труда, информационные технологии и средства деловой коммуникации, налоговая система и налоговая инспекция, страховые компании, специальные рекламные агентства, трудовые палаты, таможенная система, общественные и государственные фонды, специальные зоны свободного предпринимательства. К основным функциям инфраструктуры относят: облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения  различных операций, повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; организационное оформление рыночных отношений; облегчение юридического и экономического контроля, государственного регулирования хозяйственной деятельности.

 

24.Функции  рынка. Рынок-это совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. Для успешного функционирования рынка необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции. Регулирующая функция-рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.  Стимулирующая-по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг. Информационная-дает объективную информацию об общественно-необходимом  количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Посредническая-в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. Сонирующая-рынок очищает общественное производство от экономически слабых жизнеспособных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм. Социальная-рынок  дифференцирует доходы участников рынка. Ценообразующая-цена является основой для принятия решения. Потребитель учитывает цены когда принимает решение о том, как потратить свой доход. Цена играет решающую роль как при распределении ресурсов, так и при распределении товаров.

 

25.Спрос. Детерминанты спроса. Графическая интерпретация. (ГРАФИК) Спрос – это потребность в товаре, подкрепленная платежеспособностью. Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен заплатить покупатель за определенное количество данного товара. Функция спроса – это зависимость спроса от влияющих на него факторов. Методы изучения спроса: табличный, аналитический, графический. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара.

Закон спроса состоит  в том, что чем выше цена товара, тем меньший спрос предъявляют  на него потребители, и наоборот: чем  ниже цена, тем больше спрос.

  Исключения из закона спроса: Гиффеновы товары (если увеличивается цена, то и спрос тоже увеличивается);Эффект сноба (изменение спроса из-за того, что другие люди начинают потреблять этот товар); Эффект Веблена (явление показательного потребления; покупка благ, недоступных другим людям в связи с их высокой ценой).

  Все факторы, влияющие  на спрос делятся на ценовые  и неценовые. Ценовые: (Р – цена, Q – объем) P2 > P1 => Q2 < Q1.

Неценовые: количество покупателей на рынке, доход потребителей, качество товара, вкусы, мода, предпочтения, сезонность, инфляционные ожидания в отношении изменения цен спрашиваемых товаров. При действии неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса: при увеличении спроса – вправо-вверх, при уменьшении – влево-вниз.

 

26.Исключения  из закона спроса. Как правило, чем выше цена товара, тем ниже величина спроса, и наоборот. Это и есть закон спроса. По закону спроса есть реальные и мнимые исключения. Мнимые исключения-это так называемый эффект Веблена. Эффект Веблена-это феномен, нарушающий закон спроса и гласящий, что при прочих равных условиях чем выше цена определенных товаров, тем больше объем спроса на них. Согласно концепции «демонстративного потребления», представители класса богатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребности, а для того, чтобы выделиться среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей. Реальные исключения-это так называемый эффект Гиффена. Суть его в том, что при прочих равных условиях, при повышении цен на определенные виды товара (в основном на товары первой необходимости) их потребление повышается за счет экономии на других товарах.

 

27. Предложение. Детерминанты предложения. Графическая интерпретация. (ГРАФИК)

Предложение – это  то количество товаров, которое представлено на рынок или может быть представлено на него по первому требованию. Функция предложения – это зависимость предложения от влияющих на него факторов. Методы анализа: табличный, аналитический, графический. Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем больше продукции готовы предложить производители.  Факторы, влияющие на предложение, подразделяются на ценовые и неценовые. При действии ценового фактора на графике происходит скольжение точки вдоль линии предложения, хотя своего положения график не изменяет.  К неценовым факторам относятся: количество продавцов на рынке; уровень цен на ресурсы, используемые при производстве предлагаемого товара; технологии производства; налоги и субсидии; инфляционные ожидания в отношении изменения цен предлагаемого товара. Действие неценовых факторов приводит к изменению предложения и на графике это отражается в сдвиге линии предложения: при увеличении предложения– вправо-вверх, при уменьшении – влево-вниз.

 

28.Рыночное равновесие. Механизм его установления. Равновесие наступает тогда, когда количество товаров, которые желают реализовать продавцы, соответствует количеству товара, которое желают приобрести потребители и когда отсутствует тенденция изменения цены и количества.  Равновесная цена – это цена, по которой продавцы согласны реализовать, а покупатели приобрести соответствующее количество товара. Модели равновесия: по Вальрасу (короткий период); по Маршаллу (длительный период); паутинообразная.  Главным в подходе Вальраса является разница в объеме спроса. Если существует избыток спроса, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе Маршалла является разность цен. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие, является паутинообразная модель. Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом, когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем: Q = S(Pt-1).

29.Модели  рыночного равновесия. Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальрасса и А.Маршалла. Если реальная рыночная цена меньше равновесной, то объем спроса окажется выше равновесного. Избыток спроса оказывает повышенное воздействие на цену. В этом случае через конкуренцию продавцов осуществляется давление и устанавливается равновесная цена. Во втором случае равновесная цена устанавливается через конкуренцию покупателей. Все это называется равновесием по Вальрассу. По Маршаллу равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытка спроса и предложения, а под влиянием повышения цены спроса над ценой предложения или наоборот. Примером динамического равновесия может служить паутинообразная модель. Эта модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.

 

30, 31.Эластичность спроса, ее виды и определяющие факторы. Чувствительность потребителя к изменению рыночных условий характеризуется понятием эластичность спроса. Виды эластичности спроса: ценовая эластичность спроса, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса. Реакция потребителя на изменение цены товара называется ценовой эластичностью спроса. Ценовая эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности (EDP). EDP = (∆QD / ∆P) (P1 / Q1D) Коэффициент ЦЭС показывает на сколько процентов изменяется объем спроса при изменении цены товара на один процент. ЦЭС подразделяется на несколько видов:

-Совершенно (абсолютно) неэластичный спрос: потребитель готов приобрести фиксированное количество товара по любой цене.  При изменении цены объем спроса не меняется.

-Совершенно (абсолютно) эластичный спрос: потребитель готов приобрести любое количество товара по фиксированной цене. Не происходит изменения цены товара, а меняется лишь объем спроса. -Единичная эластичность спроса: изменение цены и изменение объема спроса происходит в одинаковом количественном соотношении. -Неэластичный спрос: изменение объема спроса происходит менее интенсивно, чем изменение цены. - Эластичный спрос: изменение объема спроса происходит более интенсивно, чем изменение цены. Факторы, влияющие на ценовую эластичность:- удельный вес цены товара в доходе потребителя;- степень взаимозаменяемости товаров;- фактор времени;- характер товара: является ли он предметом роскоши или товаром первой необходимости. Эластичность спроса по доходу – это чувствительность спроса к изменению дохода  потребителя. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу, который может быть положительным (для нормальных товаров), отрицательным (для товаров низшего качества) и равным нулю (для товаров повседневного спроса). I – доход потребителя. ED(I) = %∆QD / %∆I.   Перекрестная эластичность спроса. Все товары могут быть взаимодополняемыми (комплименты) и взаимозаменяемыми (субституты).  Нейтральные товары – товары, несвязанные между собой. Перекрестная эластичность спроса показывает изменение объема спроса на один товар при изменении цены на другой товар. ED(xy) = %∆QDx / %∆Py

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономика"