Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

1. Мировое хозяйство: сущность, основные черты, субъекты, этапы становления и развития
2 .Особенности развития мирового хозяйства на современном этапе
3.Классификация стран в мировой экономике

Файлы: 1 файл

shpory_po_ME.docx

— 118.03 Кб (Скачать файл)

1.микро – конк-сть товара и предпр-я

2.мезо – отрасли промыш-ти

3.макро – страна(нац экономики.конкурсп-ть нации – это область эк знаний, которая анализирует факты и направления политики, которые формируют способность нации создавать и поддерживать среду , которая способствует созданию больших ценностей для её предпр-тий и большего процветания людей.

 Конксп-ть страны - «способ-ть страны достигать высоких устойчивых темпов роста ВВП на душу населения».

 Обобщающей  хар-кой конк-ти страны на макроуровне служит показатель ВВП на душу населения и его динамика.Главными факторами конк-ти страны:1 открытость(измеряет степень интеграции страны в мэ, выраженную через экспортн.ориентацию произ-ва и степень либерализации вн. торговли и инвестиций)2.правительство(фактор хар-ет роль правит-ва, влияние фискальной политики, степень гос вмешат-ва в экономику и качество работы правит служб) 3.финансы (роль фин рынков в оптимизации соотнош-я му потреблением и сбережением, эфф-ть фин посредников при направлении сбережений в произв инвестиции, стабильность ведущих фин институтов, кредитные рейтинги страны междунар агенств,кот-е оценивают кредитный рейтинг страны) 4.технология(условия разв-я и интенсивность НЕОКР, эфф-ть заимст-я иностр технологии-использ-е лицензий,трансферт технологий через ПИИ,уровень технол. в стране,уровень компьютериз-ии ) 5.инфраструктура(ур-нь развития и кач-во транспорт системы,сети-телекоммуникаций, капиталовлож-я в инфраструкт.,инф и науч инфраструкт.) 6)менеджмент(кач-во менеджмента в бизнесе, включая конкур стратегии,развитие продукта, контроль кач-ва,управление фин операциями предпр-я, управление кадрами и маркетин) 7)труд(кач-во труд ресурсов, гибкость рынков труда,труд законодат-во,оплата труда) 8)институты(фактор сопоставляет страны по степени надежности правовых и обществен. институтов,включая гарантии исполняемости законов и защиту прав собств-ка).Т.о. Нац конкурсп-ть описывается совок-тью эк, соц и политич критериев, отражающих накопленное матер и интеллектуальное богатство, эфф-ть его использ-я, уровень соц развития и соц стабильности, степень эк безопасности и др.

22. Теория национальной конкурентоспособности М.Портера.

М.Портер определил конкурентоспособность страны как способность государства создавать эффективную, способную  к инновациям систему  производства товаров и  услуг  и тем  самым обеспечить высоки е стандарты жизни, повышать благосостояние своих граждан. Он выделил свойства страны ,так называемые детерминанты, формирующие среду функционирования местных фирм и в конечном счете определяющих успех национальных компаний на международном уровне. К ним относятся:

1) Параметры  факторов – наделенность страны факторами производства,необходимыми для деятельности фирм в той или иной отрасли.Факторы могут даваться по  наследству или создаваться. 2)Условия(параметры) спроса- спрос на внутреннем рынке на  товары  или услуги ,предлагаемые отраслями местной промышленности.На повышение конкурентоспособности страны играет значение качество ,а не  обьём внутреннего рынка.

3) Родственные  и  поддерживающие отрасли-  присутствие в  стране отраслей- поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на  мировом рынке.Наличие в стране родственных отраслей промышленности открывает доступ к обмену  информацией и техническом у воздействию.Развитие и процветание в стране одной отрасли часто даёт толчок к формироваю и развитию смежных.

4)Стратегия,  структура и  соперничество  фирм- национальные особенности сознания  и функционирования фирм, а также управления ими. 5)Роль случая. Случаем является событие, на  которое часто не  могут влиять ни фирмы ,ни правительства.например:крупные технологические достижения,резкие изменения цен на  ресурсы, резкое повышение мирового или местного спроса.

6) Роль правительства,  которая заключается в том что оно оказывает влияние на  первые четыре детерминанты.

Важным  является так же то ,что портер выделил четыре  стадии конкурентоспособности нац. Экономики:

- На основе  факторов производства страна развивается благодаря основным факторам производства-природным ресурсам и дешевой рабочей силе. При этом используется техника и технология,созданные в др. странах. - развитие конкуренции на  основе инвестиций связано с готовностью и способностью нац. Фирм к агрессивному инвестированию своей экономики. -Конкуренция на  основе нововведений характеризуется успешным развитием всех четырёх детерминат.

-конкуренция  на  основе  богатства является  завершающей стадией развития конкурентоспособности страны.

23. Экономическая интеграция: сущность, предпосылки и цели

Экономическая интеграция – это процесс экономич-го взаимодействия стран приводящ к сближению хозяйственных механизмов, принимающ форму межгосуд-ых соглашений и согласованно регулируемый межгосуд-ыми органами.

Цели  эк-ой интеграции:

1. Использование преимуществ экономики масштаба (Экономика масштаба это обеспечение, расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба.

2.Создание  благоприятной внешнеполитической  среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений явл укрепление взаимопонимания и сотрудничество участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др неэкономических областях. 3. Решение задач торговой политики. Региональная интеграция не редко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних  торговых переговоров в ВТО. 5.Поддержка молодых отраслей нац-ой промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против трети стран, оно не редко рассматривается как способ поддержать местных производителей для которых возникает более широкий региональный рынок. Основные предпосылки экономической интеграции:

1.Близость  уровней экономического развития  и степени рыночной зрелости  интегрирующихся стран. За исключением межгосударственная интеграция развив либо м/у развитыми странами  либо м/у развивающимися.

2.Географич  близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случ  общей границы и исторически сложившихся эк-их связей. 

3.Общность  экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования регулирования экономики. 4.Демонстрационный эффект. В странах создавших интеграционные объединения обычно происходит положительные эк-ие сдвиги( ускорение темпов эк-го роста, снижение инфляции, рост занятости и тд) что оказывает определённое психологическое воздействие на другие страны. 

5.«Эффект  домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения остальные страны оставшиеся за его пределами неизбежно испытывают трудности связанные с переориентацией эк-их связей стран входящих в группировку друг на друга.

25. Статические и динамические эффекты экономической интеграции.

В соответствии с теорией таможенного союза  Вайнера в рез-те его создания в экономике возник два типа эффекта:

1.Статические  эффекты. (в краткосрочном периоде). Это экономические последствия проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный рез-т.

2.Динамический  эффект. Это экономич последствия. Проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических  эффектов наибольшее значение имеет  эффекты создания торговли и отклонение торговли. Эффект создания торговли заключ в переоринтации местных потребителей с менее эффективного внутреннего      на более эффективный внешний источник (импорт), ставшие возможным в рез-те устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза. Эффект отклонения торговли проявляется в переоринтации местных потребителей с закупки товара у более эффективного      источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник. Создание таможенного союза означ предоставление взаимных торговых преференций его членами друг др но не др странам. В рез-те может возникнуть эффект отклонения торговли по сути противоположный эффекту создания торговли. После политики свободы торговли  нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным.

«Второго  лучшего»

На этом построена  идея «второго лучшего» высказанная  английским экономистом Джоном Мидом  в 1955 году.

«Второго  лучшего». Помимо свободы торговли безусловно ведущий к росту совокупного благосостояния, ещё одного варианта торговой политики которая так же безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния не существует.

Общие закономерности этого следующие:

1.Чем выше  ур-нь таможенных тарифов существовавших до интеграции тем выше вероятность того что их отмена приведёт к тому что эффект создания торговли  будет превалировать над эффектом её отклонения и наоборот.

2.Чем ниже  ур-нь общего таможенного тарифа в отношении третьих стран установленного интегрирующимися  странами тем меньше вероятность преобладания эффекта отклонения.

3.Чем больше  стран интегрируются др с др  и чем больше их размер тем выше вер-сть преобладания эффекта создания торговли.

4.Чем ближе  ур-нь экономического развития стран и чем сильнее конкуренция м/у ними тем больше вер-сть преобладания эффекта создания торговли.

5.Чем больше  был объём торговли между интегрирующимися  странами до создания интеграционного  объединения тем выше вер-сть преобладания эффекта создания торговли.))

26. Этапы экономической интеграции

1)преференциальн.торг.соглаш-я2)зоны своб.торговли3)тамож союз4)общего рынка5)эк союз 6)ПОЛИТИч союз

1) м/у странами заключ.преференц. торгов. соглаш-я.Они могут подпис-ться  либо м\у 2-умя отд.госв-ми, либо м\у уже существ-щей интеграц группир. и отд. страной или группой стран.страны предост более благопр. режим друг другу, чем 3-им странам.Это отход от принципа режима наибольш.благоприятствов-я(РНБ), кот. санкционирован ВТО.РНБ-предоставл-е странам режима вн. торговли не хуже, чем тот режим, который предоставлен хотя бы одной из стран-членов ВТО. Исключения РНБ: для бедных странпредоставл-е тамож.льгот с целью последующ. создания зоны своб.торг(тамож союза). Преференц.соглаш-я -подготовит. этап интеграц процесса,.

2) создание зоны своб.торговли(ЗСТ)полная отмена тамож.тарифов во взаим. торговле при сохр-нии их в отнош-ии с 3-ми странами.В бол-ве случаев условия ЗСТ распрост-ся на все товары, кроме продуктов с\х(единст отрасль где устан-ся не макс цена, а миним т.к.только оно зависит от прир. факторов, форс-мажора).ЗСТ может координиров-ся небольшим межгос секретариатом, располож. в одной из стран-членов, но часто осн.параметры согласов.на периодич совещаниях руководит-ей соответствующ.ведомств.

3)тамож союз. отмена тамож.тарифов +  общий тамож.тариф и единая системы нетарифного регулир-я торговли в отнош-ии 3-их стран.Предусматривает беспошл. внутриинтеграц. торговлю тов. и услугами и полную свободу в перемещ.внутри группировки.Координир.органы чаще всего приним.форму периодич совещаний министров, руководящих соответствующ. ведомствами, кот. в своей работе опираются на пост-нно действующий межгос секретариат.

 4 )общий рынокСтраны договарив-ся о свободе движ-я не только тов. и услуг, но и факторов пр-ва (капитала и раб силы) под защитой единого внешнего тарифа.Координация осущ-ся на периодич совещаниях(1-2 р. в год) глав гос-в и правит-в участвующих стран, значит-но более частых встреч руководит-й министерств, цб и др эк ведомств, опирающ.на пост.действующий секретариат. В рамках ЕС это Европейский Совет глав гос-в и правит-в, Совет Министров ЕС, Секретариат ЕС

5)эк союз,предусматр. на ряду с общ. тамож. тарифом и свободой движения товаров и факторов пр-ва также и координацию макроэк. политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютн.,бюдж., денежн. возможно сущест-е 6-го уровня – ПОЛИТИЧ союза, кот. предусм. бы передачу нац правит-ми большей части своих функций в отношении с 3-ми странами надгос органам.

27. Европейский Союз как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования интеграции

Наибольшей  зрелости ЭИ достигла в Европейском  регионе и представлена деятельностью ЕС. ЕС представляет собой уникальное международное образование, в котором сочетаются признаки международных организаций и государства.

Однако формально  ЕС ни тем, ни другим не является. 1 шаг  в создании союза был сделан в 1951 году, когда был подписан договор  об учреждении Европейского объединения  угля и стали. С целью углубления ЭИ государства в 1957 году учредили Европейское  экономическое сообщество. В 1993 году оно было официально переименовано  в ЕС. Туда входят 27 стран.

Для вступления в Союз страна-кандидат должна соответствовать  копенгагенским критериям, которые  требуют, чтобы в государстве  соблюдались демографические принципы, принципы  свободы и уважения прав человека, а также принцип  правового государства. В странах  должна быть конкурентоспособная рыночная экономика.

ЕС состоит  из:

1. Европейский  совет – законодательный орган.

2. Европ парламент.

3.Европ комиссия  – исполнительный орган.

4. Совет ЕС.

В ЕС выделяют следующие институты:

– Европейский  суд – судебный орган. Он регулирует разногласия между государствами-членами  ЕС.

– Европейский  Центральный Банк.

28.Европейский союз как наиболее  развитое интеграционное объединение:  особенности современного этапа  интеграции

В Европейский альянс входят 27 государств: Австрия , Бельгия , Болгария , Великобритания , Венгрия, Германия, Греция , Дания , Ирландия , Испания , Италия , Кипр , Латвия , Литва , Люксембург, Мальта , Нидерланды , Польша Португалия , Румыния , Словакия , Словения , Финляндия , Франция , Чехия , Швеция и Эстония .Число государств, участвующих в альянсе, выросло с начальных шести - Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции - до сегодняшних 27 посредством последовательных расширений: присоединяясь к договорам , государства ограничивали собственный суверенитет в обмен на представительство в институтах альянса B действующих в общих интересах. Для вступления в Европейский объединение страна-кандидат обязана соответствовать Копенагенским критериям , принятым в июне 1993 года на заседании

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"