Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

1. Мировое хозяйство: сущность, основные черты, субъекты, этапы становления и развития
2 .Особенности развития мирового хозяйства на современном этапе
3.Классификация стран в мировой экономике

Файлы: 1 файл

shpory_po_ME.docx

— 118.03 Кб (Скачать файл)

Первый  шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Франция , ФРГ , Италия подписали договор об учреждении Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community), функцией которого стало сообщество европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу этот договор вступил с июля 1952 года.

29.Ведущие интеграционные объединения в отдельных регионах мира

В Северной Америке крупнейшим объединением является североамериканская ассоциация свободной  торговли НАФТА. НАФТА представляет собой соглашение о свободной  торговле между Канадой, США и  Мексикой.

1-ым шагом  в создании стал план Эббота. Целью этого плана является стимулирование инвестиций США, ведущих отраслей канадской экономики.

Далее США  и Канада подписали соглашение о  военном производстве, о либерализации  торговли продукцией автомобилестроения, о свободной торговле. В 1994 году к  ним присоединилась Мексика подписанием  соглашения о создании североамериканской ассоциации свободной торговли.

В настоящее  время НАФТА является крупнейшей в мире зоной свободной торговли.

Факторы, обуславливающие  создание НАФТА:

1. географическая  общность стран-участниц данного  соглашения

2. тесные  торговые связи между странами

3. усиление  позиций ЕС и Японии на мировом  рынке.

Цели НАФТА:

1. снятие  барьеров и стимулирование движения  товаров и услуг между странами-участницами.

2. создание  и поддержание условий для  справедливой конкуренции в зоне  свободной торговли.

3. привлечение  инвестиций.

4. обеспечение  эффективности защиты и охраны  прав.

Центральным институтом объединения является Комиссия по свободной торговле. Еще одним  институтом является секретариат.

В Южной Америке  крупнейшим объединением является субрегиональный  торгово-экономический союз (МЕРКОСУР).

В данное объединение  входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла. Целью создания МЕРКОСУР является объединение, которое  способно гарантировать экономический  рост его участников на основе интенсивной  взаимной торговли и эффективного использования  инвестиций, а также повышение  международной конкурентоспособности  данного региона.

В 1960-х была создана латиноамериканская ассоциация свободной торговли. В нее вошли 10 стран. Из-за сильных различий между  государствами, ЭИ была направлена на объединение более близких стран. Аргентина и Бразилия создали  совместный проект развития, к ним  присоединились Парагвай и Уругвай, Венесуэла. Было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, с последующим преобразованием  в таможенный союз.

В зоне свободной  торговли были ликвидированы таможенные пошлины.

В Африке зарегистрировано 14 интеграционных группировок, 7 из которых  в стадии создания.

Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Предполагает создание зоны свободной торговли, а затем таможенного союза. Целью является содействие росту взаимной торговли, сотрудничество в промышленности, в с/х.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОБАЗ). Целью является содействие торговому сотрудничеству, свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы, содействие возданию валютного союза.

Сообщество по развитию стран Южной Африки. Предполагает снижение пошлин, нетарифные методы ограничения торговли, снижение барьеров при миграции капиталов.

Экономический и валютный союз стран Западной Африки. Сейчас действует беспошлинная торговля.

Восточноафриканское сообщество. Ликвидированы пошлины во взаимной торговле, свободной транзит товаров.

Союз  арабских стран МАГРИБА. Предполагает активизацию всех форм экономических связей. Действует неэффективно.

Ведущие интеграционные объединения  в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Наиболее  значительными объединениями являются:

Ассоциация  государств Восточной Азии АСЕАН.

Была создана  после подписания Банкокской декларации в 1957 году. В нее входят Индонезия, Филиппины, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Мьянма. Целью создания является содействие соц  и эк развитию стран, а также сотрудничество во всех сферах.

В рамках АСЕАН  функционируют:

*совет по  нефти

*ассоциация  судовладельцев

*банковский  совет

*финансовая  корпорация

Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество АТС было учреждено в 1989 году, объединив 18 государств. Затем еще присоединились Вьетнам, Перу, Россия.

В рамках АТС  проводят встречи отраслевых министров, а также экспертов в различных  отраслях сотрудничества.

В АТС существуют различные комитеты по разным отраслям экономики и промышленности.

К 2020 году планируется  создать зону свободной торговли и либерализовать сферу инвестиций.

30. Состояние, проблемы и перспективы интеграционных процессов на пространстве СНГ

Отношения республик  бывшего СССР (за исключением прибалтийских  государств) в настоящее время  оформлены в рамках Содружества  Независимых Государств. Содружество  в целом содействует в каждой стране-участнице, осуществлению собственной  модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Первоначально были подписаны двусторонние соглашения между странами. 

В 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Союз преследовал цель создания единого  таможенного пространства и унификации торговых режимов по отношению к  третьим странам, унификации хозяйственного права, согласования валютной и денежно-кредитной  политики. Однако реализация договоренностей  столкнулась с трудностями как  технического, так и экономического характера, поскольку интересы участников в конкретных областях не всегда совпадали. Поэтому результаты оказались меньше ожидавшихся.

С октября 2000 г. Таможенный союз был преобразован в организацию Евро-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС) Эта организация может стать заметным фактором ускорения интеграционных процессов в СНГ, она демонстрирует очевидный прогресс. ЕврАзАС дополняет экономическую сферу сотрудничеством в гуманитарных областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагается гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имеет рамочный характер, на его базе должны достигаться договоренности в конкретных областях.

Общие интересы в развитии региональных связей привели  к созданию Организации Центральноазиатского сотрудничества (ЦАС) между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменией. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. используя территориальную и культурную близость, исторически сложившиеся ещё в советские времена связи и разделение труда. С октября с.г. членом ЦАС стала Россия.

Была предпринята  попытка сближения между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией  в рамках неформального объединения  ГУУАМ. В его основе лежат, в частности, интересы в создании транспортного  коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти  и газа из Азербайджана, Туркмении  и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития стран ГУУАМ. Пока заметное сближение  между указанными государствами  не просматривается.

2 апреля 1996 г. был подписан Договор  об образовании Сообщества Беларуси  и России, преобразованный в мае  1997 г. в договор о союзе двух  стран. Однако ни четырехстороннее  соглашение, ни двусторонний союз  России и Беларуси не привели  пока к видимому успеху. Если  в начале статистика отметила  рост взаимной торговли стран  - участниц четырехстороннего соглашения  более чем на 20%, то через пару  лет был отмечен спад взаимного  товарообмена, который проявился  в качестве устойчивой тенденции.  При подготовке пакета документов  о его создании были обозначены  этапы и конечная цель: Таможенный  союз и Единое экономическое  пространство. В результате если  еще на первоначальном этапе  работы над созданием Таможенного  союза унифицированы ставки таможенного тарифа практически на 100%, то в последние годы уровень унификации составляет 56-60%.

Главная причина  снижения уровня унификации в том, что  все решения по изменению ставок таможенного тарифа принимаются  национальными органами стран-участниц, а не единым наднациональным органом.

Тем не менее, ЕврАзЭС - перспективная региональная организация, построенная с учетом основных принципов Евросоюза, которая имеет четкие экономические цели и действенную структуру. Сегодня реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте.

В экономической  сфере взаимодействия не оправдались  многие надежды, которые связывались  с появлением нового интеграционного  образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и  двустороннего сотрудничества. Не выполняются  основные условия Договора об Экономическом  союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для  хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения  товаров и услуг, капиталов и  рабочей силы. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного  пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры.

31. Участие РБ в региональных экономических организациях и объединениях

Беларусь  – соучредитель крупной региональной организации – Содружества Независимых  Государств (СНГ), в которую входят 11 стран бывшего Советского Союза. Штаб-квартира размещена в столице нашей страны Минске. К числу актуальных вопросов взаимодействия стран Содружества относятся укрепление экономических контактов, миграционный контроль, взаимодействие спасательных служб, противодействие распространению наркотиков, терроризму и организованной преступности, сотрудничество в гуманитарной сфере, сфере образования и культуры и пр.

10 октября  2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана  подписали Договор об учреждении  Евразийского экономического сообщества. Приоритетными направлениями в  деятельности ЕврАзЭС являются обеспечение полноценного функционирования зоны свободной торговли государств-членов, упрощение таможенных процедур, создание единой таможенной территории, создание транспортного союза, создание общего энергетического рынка и пр.

Важной составляющей внешней политики белорусского государства  является участие в процессах  региональной безопасности. Беларусь состоит в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ОДКБ существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению  на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе.

Беларусь  является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1992 года. Беларусь принимает активное участие в выработке важнейших документов и решений ОБСЕ, вносит свой вклад в развитие общеевропейского диалога по вопросам безопасности. Страна участвует в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, а также в деятельности Консультативной комиссии по открытому небу.

Организация Центрально-Европейская Инициатива (ЦЕИ) была создана в 1989 году с целью  развития устойчивых связей между государствами  Европы в области политики, экономики  и культуры, а также недопущения  образования новых разделительных линий в европейском регионе. Республика Беларусь стала членом Центрально-Европейской Инициативы в июне 1996 года. Белорусская дипломатия рассматривает участие в организации как способ расширить контакты с европейскими государствами, наладить с ними прочные, стабильные связи, а также обрести поддержку ЦЕИ в решении проблем миграции, борьбы с организованной преступностью, визовых и таможенных вопросов.

В октябре 2005 года на заседании Организации черноморского  экономического сотрудничества было принято  решение о предоставлении Беларуси статуса наблюдателя. Наибольший интерес для белорусской стороны представляет взаимодействие с ОЧЭС в области транспорта и коммуникаций, энергетики, таможенных процедур, туризма, науки и технологий, борьбы с преступностью, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

C 1 июля 2009 года  Республика Беларусь имеет статус  наблюдателя при Совете государств  Балтийского моря. Получение статуса  наблюдателя при СГБМ позволяет  Республике Беларусь более активно  и системно участвовать в практической  деятельности Организации в сфере  энергетики, образования, культуры, по вопросам охраны окружающей  среды, а также в процессах  сотрудничества на Балтике в  целом. 

В 2009 году была одобрена белорусская заявка о предоставлении статуса партнёра по диалогу в  ШОС. Для Беларуси диалог с ШОС – возможность подключения к межрегиональным проектам сотрудничества с учётом выгодного транзитного положения между Востоком и Западом. Для ШОС Беларусь – это выход на европейскую площадку, усиление связей Востока и Запада.

32.Влияние внешней торговли на национальный доход страны: равновесный уровень национального дохода с учётом экспорта и импорта , функция экспорта, функция импорта

Экономика страны может быть открытой и закрытой.Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Преимуществами открытой экономики являются:   1)углубление специализации и кооперации производства ,         2)рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности,    3)распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;      4)рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.                                                                                                      Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.                                                            Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты. К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК). Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики выглядит следующим образом:                                                                                                   Y = С + J + G +Xn,       Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).                                                                                                                           Мультипликатор экспорта или простой мультипликатор внешней торговли (μx) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МPС) или предельную склонность к сбережению (МPS):                                  μx = 1/MPC = 1/(1-MPS).                                                                                                                                Влияние увеличения экспорта на объем производстваопределяется на основании формулы:                 ∆Y=μx*∆Хn.                                                                                                                                                         Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. Предельная склонность к импорту (МPМ) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода. Равновесный доход равен:

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"