Шпаргалка по "Политической экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политической экономике"

Файлы: 1 файл

Polit_ekonomia.doc

— 716.00 Кб (Скачать файл)

Деньги, это материальные тела, это  выразители масштаба стоимости, это  овеществленный материализованный труд общества. Основная функция денег, - представлять на рынке масштабы стоимости товаров, стоимости средств производства и капитала квалификации. Деньги, как таковые, выполняют функцию организации денежных потоков по возмещению средств производства, в их натуральной форме, и воспроизводству капитала квалификации. Принудительное изменение количества денег в потоках возмещения  ведет к нарушению пропорций процесса воспроизводства.

Печатание дополнительного количества денежных знаков просто изменяет масштаб оценки и учета стоимости существующего богатства общества, не прибавляя ничего к его размерам. Тонна руды, угля, нефти, пшеницы или любого другого сырья в его натуральной форме, или, например, единица товара, произведенная в результате целесообразной деятельности человека, так и останется тонной сырья или единицей товара не зависимо от денежной ее оценки.  Используемый нами термин «деньги» предполагает только фазу агрегатного состояния стоимости капитала общества, которые обслуживают процесс общественного воспроизводства.

 

26. Необходимость и сущность  международных экономических отношений.

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.  
 
Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.  
 
Что изучает теория международных экономических отношений, каков ее предмет?  
 
В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно международные экономические отношения и механизм их реализации.  
 
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения.  
 
Механизм международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, "кодексы", хартии и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений.  
В структуру курса "Международные экономические отношения" входят разделы:

  1. Международное разделение труда.
  2. Международная торговля товарами и услугами.
  3. Международное движение капиталов и зарубежных инвестиций.
  4. Международная миграция рабочей силы.
  5. Международный обмен технологиями.
  6. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.
  7. Международная экономическая интеграция.

Важными субъектами международных  экономических отношений с начала 60-х годов становится большая  группа освободившихся от колониальной зависимости государств. Эти развивающиеся, так называемые страны "третьего мира", играют все большую роль в международных экономических отношениях, в особенности их авангард - "новые индустриальные страны". Другими субъектами, без которых невозможна характеристика современных международных экономических отношений, являются крупные и крупнейшие международные корпорации. К числу весомых субъектов МЭО относятся и международные экономические организации (Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и др.).  
 
Изучая теорию и практику МЭО, мы сталкиваемся с таким понятием, как мировое хозяйство (MX). Мировое хозяйство, будучи объективной основой МЭО, не является специальным объектом изучения теории и практики МЭО. Однако оно не может не служить важным компонентом при рассмотрении проблем МЭО.  
 
Международные экономические отношения (в основном, торговые) существовали и до возникновения мирового хозяйства. Например, международные экономические отношения между отдельными европейскими государствами, в рамках отдельных регионов (Европа - Северная Африка; Европа - Ближний Восток и др.). Эти отношения носили межстрановый, узкорегиональный характер. С возникновением и развитием мирового хозяйства, МЭО расширяют и углубляют сферу своего существования, приобретают глобальный характер. Основываясь на специализации экономик отдельных государств или мировой экономике, МЭО в большой степени зависимы от них. Однако, реализуясь, МЭО становятся самостоятельным явлением, подчиняющимся собственным законам. Международные экономические отношения являются формой существования и развития мирового хозяйства, его внутренним механизмом.  
 
Что такое мировое хозяйство?  
 
Современное мировое хозяйство - это глобальный экономический организм, совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, подчиняющийся объективным законам рыночной экономики.

 

27. Государственное регулирование  капиталистического производства.

Наиболее крупные изменения  ГМК вносит в механизм регулирования общественного производства. Органическое соединение централизованного государственного воздействия на него с рыночными отношениями создало единую, в известном смысле целостную систему государственно-монополистического регулирования. В ней сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга частнокапиталистические регуляторы воспроизводства (конкуренция, рынок), частномонополистическое планирование и государственные рычаги централизованного регулирования. 
 
Основной организующей силой капиталистического хозяйства по-прежнему остается рынок. Динамика рыночных цен, сравнительная прибыльность или убыточность производства регулируют распределение ресурсов и структуру производства. Однако современный рынок значительно отличается от рынка эпохи свободной конкуренции и даже от рынка конца XIX — начала XX столетия, когда в отдельных отраслях господствовали картели и тресты. 
 
Отличие состоит в том, что элементы «слепой» конкуренции, при которой предприятия сначала производят, а затем ищут потребителя произведенной продукции, сохранились только в сравнительно ограниченных и маловлиятельных сегментах хозяйства, где действуют многочисленные мелкие и средние предприятия. Па большинстве отраслевых рынков господствуют крупные концерны, которые ориентируют производство на известных им потребителей, имея с ними предварительную договоренность о количестве, качестве, номенклатуре поставляемой продукции. Производственная программа таких концернов строится на тщательном и постоянном изучении массового спроса, его объема, структуры и тенденций изменения. Все это позволяет составлять достаточно обоснованные и вместе с тем гибкие планы реализации и, следовательно, производства конкретной продукции, а также в известных пределах определять ее цены. 
 
Регулирование производственных пропорций «апостериори» (то есть после того, как товар произведен) тесно сочетается в условиях современного капиталистического рынка с регулированием их «априори» (до того, как продукт произведен). 
 
Задаваемые государством экономические ориентиры усиливают априорный характер регулирующего механизма. В целом отношение между рыночным и государственным регулированием предполагает возможность разных вариантов и различных соотношений этих вариантов: государственное регулирование может в значительной степени потеснить рыночное, может опираться на рыночное, воздействуя на присущие последнему стимулы и ориентиры; государство может поощрять рынок и конкуренцию, ограничивая монополистические тенденции в целях прежде всего поощрения развития национальной экономики. 
 
Совместными действиями частных монополий и государственных органов рыночная стихия ограничивается, экономические отношения приобретают в известных пределах регламентированный, сознательно организованный характер. 
 
В итоге хозяйственный механизм современного капитализма создает несравненно более действенные средства для согласованного ведения общественного хозяйства, нежели прежний конкурентный механизм. И тем не менее это сочетание рыночных и плановых элементов регулирования не гарантирует капиталистическую экономику от несбалансированности и появления диспропорций, бессильно предотвратить кризисные явления в экономике, не избавляет современный капитализм от внутренне присущих ему противоречий, хотя и выступающих в модифицированных формах.

 

28. Экономическая система социализма. Причины несостоятельности экономики  социализма.

В прошлом не раз допускалась  и переоценка достигнутой ступени  зрелости социализма. Облегченно изображались прежде всего сами критерии завершения строительства социализма. Во внимание бралось фактически лишь одно — степень охвата общественной собственностью решающих средств производства, причем с упором на фиксацию этого процесса с юридических позиций. Но Для победы социализма важно не только формальное (юридическое) утверждение общественной собственности, но и наполнение этой формы реальным экономическим содержанием, создание условий, при которых социалистическое производство начинает планомерно функционировать на благо человека труда, обеспечивая торжество гуманизма. А это невозможно без достижения известного уровня развития производительных сил и эффективности производства, без его структурной перестройки, создания соответствующих политических и социальных институтов. 
 
Жизнь показала иллюзорность установок на форсированное прохождение фазы социализма, несостоятельность попыток «перепрыгнуть» через объективно обусловленные ступени его эволюции. Перерастание социализма в коммунизм определяется законами развития общества, не считаться с которыми нельзя. Любые попытки забегания вперед, «введения» коммунистических принципов без учета уровня материальной и духовной зрелости общества обречены на неудачу, чреваты серьезнейшими издержками экономического и социально-политического характера. 
 
Своеобразной реакцией на распространение облегченных представлений о путях и сроках решения задач коммунистического строительства явился тезис о развитом социализме. Он фактически означал признание исторической длительности социалистического этапа развития, необходимости выделения в его рамках известных ступеней. Однако такое признание сопровождалось не только переоценкой достигнутой меры зрелости социализма, но и постепенно стало использоваться односторонне — лишь для констатации успехов. Причем упор на эту констатацию дополнялся откладыванием назревших проблем на неопределенное будущее. В условиях нарастания тенденций, деформирующих социалистический строй, подобное применение тезиса о развитом социализме не только не препятствовало негативным процессам, но и, наоборот, способствовало им, превращалось в фактор торможения общественного прогресса. 
 
Длительность социалистического этапа ни в коем случае не тождественна замедленности развития. По своим объективным потенциям социализм — это высокодинамичный общественный строй. Он способен к качественному совершенствованию и обновлению под влиянием революционных преобразований в науке и технике, системе общественных потребностей. Но эти возможности сами собой, автоматически не реализуются. 
 
Ныне социализм вступил в качественно новый этап своего развития, который связан с глубокой перестройкой и обновлением всех сфер общественной жизни. Основные черты и признаки этого этапа имеют общезначимый, интернациональный характер, ибо они означают, что производственные отношения социалистического общества, все формы его жизнедеятельности приводятся в соответствие с достигнутым уровнем и с перспективными тенденциями развития производительных сил. Создание в ходе перестройки новых, современных форм организации социально-экономической жизни предполагает очищение социалистического общества от деформаций, всего устаревшего, переставшего отвечать потребностям общественного прогресса. Тем самым полнее раскрывается потенциал социализма, его демократическая суть и гуманистическая направленность. Формирование в ходе перестройки нового облика социализма соответствует его природе и открывает новые перспективы в соревновании с миром капитала.

ИЛИ

П. э. социализма — часть П. э. коммунистического  способа производства в целом. Она  изучает производственные отношения  многоукладной экономики переходного периода от капитализма к социализму, раскрывает закономерности развития общественного производства, присущие первой фазе коммунистического способа производства (систему социалистических производственных отношений, действие экономических законов, их использование в практике планового управления народным хозяйством), а также изучает особенности их проявления на тех или иных этапах развития самого социализма. Построение в СССР развитого социалистического общества, характеризующегося высокой степенью зрелости материально-технической базы и системы производственных отношений, создаёт условия для наиболее полного и последовательного изучения и использования преимуществ социализма. Зрелость социалистических производственных отношений, достижение ими наиболее высокой ступени развития — важная предпосылка дальнейшего углублённого анализа их сущности и форм проявления.  

 Главным объектом изучения  П. э. социализма являются производственные отношения социализма и прежде всего лежащая в их основе общественная социалистическая собственность на средства производства, которая характеризует способ присвоения материальных и духовных благ в интересах трудящихся масс. В СССР и др. социалистических странах общественная социалистическая собственность существует в двух формах — государственной и кооперативной. 

 Господство общественной социалистической  собственности и формирование  на её основе единых общенародных интересов обусловливают направленность развития социалистического производства — его подчинение интересам всё более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей народа, всестороннего развития всех членов общества. Это находит выражение в основном экономическом законе социализма. 

 Общественная собственность на средства производства обусловливает также возникновение и действие закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, который характеризует возможность и необходимость согласованной деятельности общества, предвидение результатов этой деятельности, плановое управление общественным производством, включающее сознательную выработку целей экономического развития и способов их достижения. 

 П. э. социализма изучает  особенности действия в условиях  социализма экономических законов,  свойственных всем или ряду  общественно-экономических формаций: экономии времени закона, возвышения потребностей закона, опережающего (преимущественного) роста производства средств производства закона.  

Информация о работе Шпаргалка по "Политической экономике"