Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:39, контрольная работа
Сегментирование рынка - это процесс распределения потребителей (покупателей, клиентов) на отдельные группы по определенным характеристикам. Клиенты, входящие в определенную группу сходным образом реагируют на определенную стратегию позиционирования. Таким образом, сегментирование – это процесс определения подгрупп клиентов в общей массе потребителей.
Сегментирование рынка. Основные критерии……………………………...2
Позиционирование товара……………………………………………………7
Задание……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………….………..19
СОДЕРЖАНИЕ
Сегментирование рынка - это процесс распределения потребителей (покупателей, клиентов) на отдельные группы по определенным характеристикам. Клиенты, входящие в определенную группу сходным образом реагируют на определенную стратегию позиционирования. Таким образом, сегментирование – это процесс определения подгрупп клиентов в общей массе потребителей.
Возможность сегментации рынка появляется в тот момент, когда рыночный спрос предоставляет возможность его членения на отдельные сегменты.
Рыночная ниша – это
небольшая часть
Потребители, входящие в один рыночный сегмент характеризуются сходными требованиями к ценности товара или услуги. Это, как правило, выражается в предпочтении определенных свойств и качеств товара или торговой марки.
Определенный рыночный сегмент может быть использован компанией как целевой сегмент. Сегментирование позволяет компании лучше согласовать свойства своих товаров и направленность собственной деятельности с требованиями и пожеланиями клиентов к потребительской ценности.
Повысить степень
Процесс сегментации рынка включает в себя несколько ключевых этапов. Сначала необходимо определить область сегментирования. Затем необходимо определить основные критерии сегментации, Это может быть частота использования товара, уровень дохода потребителя, его пол, возраст и т.п. На следующем этапе необходимо обозначить существующие на рынке сегменты. Одна из задач, возникающая в процессе выявления сегментов, - определить их оптимальный размер. И, наконец, на последнем этапе каждый сегмент рынка подвергается стратегическому анализу, на результате которого основывается решение о выборе целевых сегментов.
Сегментирование может быть произведено на любом уровне товарного рынка: на товарно-родовом, товарно-типовом и на товарно-видовом уровнях. При определении области сегментирования необходимо как оценить степень изменчивости покупательских нужд и предпочтений на разных уровнях товарного рынка, так и установить различные типы покупателей данного рынка.
Критерии сегментирования рынка
После того, как область сегментирования определена, необходимо установить один или несколько критериев сегментирования рынка. Наиболее часто используются следующие критерии сегментирования:
1. Сегментирование по
характеристикам конечных
1.1. Сегментирование по
демографическим
1.2. Сегментирование по
психографическим
1.3. Сегментирование по
типу отрасли, размеру
2. Сегментирование по способу использования товара
3. Сегментирование согласно потребностям и предпочтениям
4. Сегментирование по
особенностям покупательского
Демографические характеристики включают образование, род занятий, доход, возраст и многие другие атрибуты физических лиц. При сегментировании рынка и принятии стратегических маркетинговых решений целесообразно использовать демографические данные в сочетании с информацией о покупательском поведении.
Психографические характеристики описывают особенности личности и характера людей, их интересы, мнения и покупательские привычки. Они помогают создать профили потребителей, используемые при позиционировании товаров и разработке рекламных сообщений.
Знание того, как потребители удовлетворяют свои потребности, позволяет осуществлять целенаправленную маркетинговую деятельность. Существуют различные классификации человеческих потребностей. Понимание природы потребностей человека позволяет определить, в какой степени тот или иной товар способен удовлетворить определенную потребность, а также понять, как нужно поменять товар или услугу для более полного удовлетворения нужд потребителей.
К особенностям покупательского поведения относятся объем и частота покупок или заказа услуг. Особенности поведения покупателя, иначе - решения о покупке, можно классифицировать также по степени вовлеченности покупателя в процесс принятия решения о покупке (высокая, средняя и низкая вовлеченность).
Условия сегментирования рынка
Для успешного проведения сегментирования необходимо наличие следующих условий:
1. Существование различия
в восприимчивости. Если
2. Доступность сегментов.
Маркетинговая программа
3. Возможность распознавания
сегментов. Компания должна
4. Стабильность рыночных
сегментов. Структура рыночных
сегментов должна
5. Рентабельность сегментирования. Проведение рыночного сегментирования должно быть оправдано с точки зрения полученного дохода относительно затрат, связанных с сегментацией. Требуется установить оптимальное соотношение затрат на проведение сегментирования с выгодами от него.
Выделенные сегменты рынка подвергаются анализу на предмет целесообразности использования в качестве целевого сегмента. Стратегический анализ сегмента проводится по четырем направлениям: анализ потребителей, анализ конкурентов, анализ возможностей позиционирования и оценка финансовой привлекательности сегмента и его рыночного потенциала. Анализ рыночного сегмента предполагает изучение основных конкурентов, действующих на рынке, включающем данный сегмент, и выявление потенциальных конкурентов в рамках этого сегмента. Оценить привлекательность сегмента можно, используя модель конкуренции М. Портера.
Методы сегментирования рынка
Существует два метода определения рыночных сегментов:
1. Метод описательных
характеристик. Потребители
2. Метод оценки степени
восприимчивости. Сегменты
Определяя рыночный сегмент, необходимо получить максимальную информацию о потребителях, его формирующих. Неотъемлемой составляющей анализа потребителей является оценка степени удовлетворенности целевой потребности.
Под финансовой привлекательностью сегмента подразумевается оценка дохода, издержек и величины вклада прибыли сегмента на планируемый период. Рыночный потенциал характеризуется прогнозом темпов роста рынка и субъективной оценкой привлекательности сегмента руководством компании. Необходимо сопоставить величину риска и доходность каждого сегмента, а также посчитать приведенную стоимость будущих доходов и издержек сегмента.
Позиционирование товара на рынке.
Под позиционированием товара понимается оптимальное размещение товара в рыночном пространстве. Позиционирование конкретного товара подразумевает разработку и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.
Можно выделить следующие основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте:
· позиционирование, основанное
на отличительном качестве
· позиционирование, основанное
на выгодах от приобретения
товара или на решениях
· позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
· позиционирование, ориентированное
на определенную категорию
· позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
· позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.
Позиционирование осуществляется с учетом конкретной целевой группы потребителей, для которой создаются и предлагаются преимущества и уникальность. Без ясного представления о том, на что направлена позиция, очень сложно, даже почти невозможно, согласовать решения маркетинга-микс. Определение конкурентного позиционирования часто диктует наиболее эффективные комбинации инструментов маркетинга.
В позиционировании существуют некоторые основные идеи и концепции. Во-первых, позиционирование относится в большей степени к долгосрочной стратегии, чем к краткосрочной тактике. Для создания позиции необходимо время, и позиционирование не осуществляется за краткосрочную рекламную кампанию. Позиции предлагают устойчивые средства дифференциации и создания конкурентных преимуществ. Хорошо разработанные позиции устойчивы, защищены и приспособлены к будущему развитию. Это говорит о том, что позиция может эволюционировать и изменяться в периоды роста, зрелости и спада.
Во-вторых, позиционирование
осуществляется в сознании потребителей.
Позиционирование — это то, что
потребитель думает о компании, продукции
или услуге. В основном это вызвано
комбинациями реальных характеристик
(осязаемые особенности
В-третьих, позиционирование базируется на получаемой выгоде. Сильные позиции обращают особенности компании или товара (такие как возможность производства с низкими затратами) в преимущества для целевых потребителей (такие как относительно низкая цена). Эффективные позиции не только выражают четкий имидж, но также предлагают потребителям явные причины (выгоды) покупки товаров компании.
В-четвертых, вследствие того, что позиционирование базируется на выгоде, и в результате того, что разные клиенты часто ищут различные выгоды от покупки, пользуясь по существу сходными продуктами и услугами, позиция индивидуального продукта в представлении одного покупателя может отличаться от позиции этого же продукта у другого покупателя. В сегментированном рынке очень важно понимать позицию, которую компания со своим предложением занимает в сознании потребителей всех значимых рыночных сегментов.
Наконец, позиционирование — относительное понятие. Товары и торговые марки занимают позиции относительно конкурирующих продуктов и торговых марок. Уровень цен может быть либо высоким, либо низким по отношению к ценам конкурентов. Подобным образом качество и уровень сервиса оцениваются относительно того, что предложено конкурентами.
Были разработаны
Стратегия эффективного позиционирования:
Для эффективного позиционирования должны выполняться четыре главных условия: