Синтетический и аналитический учет операций по расчетному счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить безналичную форму расчетов и учет операций по расчетному счету.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1.изучить значение расчетного счета в организации.
2. рассмотреть общую характеристику расчетов;
3. рассмотреть учет операций по расчетному счету.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Организация бухгалтерского учета операций по расчетному счету...………5
1.1 Нормативные документы, регламентирующие учет денежных средств и операций на счетах в банке…………………………………………….. ……….5
1.2 Организация расчетно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком………………………………... …………………………………………...8
1.3 Порядок открытия, переоформления и закрытия расчетного счета………………………………………………………………………………14
2.Синтетический и аналитический учет операций по расчетному счету……………………………………………………………………………....18
2.1 Документальное оформление движения средств по расчетному счету........................................................................................................................18
2.2 Содержание и порядок обработки банковских выписок с расчетного счета………………………………………………………………………………21
2.3 Синтетический учет денежных средств по расчетному счету…………..…………………………………………………………………..23
2.4 Учет денежных переводов в пути………………………………………….........................................................26
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованных источников..................................................................31

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Вознаграждение (плата) за оказываемые услуги взимается банком или небанковской кредитно-финансовой организацией из денежных средств владельца счета ежемесячно, если иное не предусмотрено договором текущего (расчетного) банковского счета.

Вознаграждение (плата) не взимается:

- за обслуживание государственных  органов, организаций, финансируемых из бюджета, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по открытым ими текущим (расчетным) банковским счетам для размещения бюджетных средств;

- за исполнение платежных поручений  владельца счета на перечисление  налога, сбора (пошлины), пени и иных  обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- за исполнение решений налогового  органа, таможенного органа, органа  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты Республики Беларусь о взыскании налога, сбора (пошлины), пени и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- за прием наличных денежных  средств от физических лиц  при уплате налога, сбора (пошлины) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- за проведение межбанковских  расчетов с использованием бюджетных средств;

- в иных случаях, предусмотренных  законодательными актами Республики Беларусь.

За пользование денежными средствами, находящимися на текущем (расчетном) банковском счете, банк или небанковская кредитно-финансовая организация уплачивают проценты в размере и порядке, определенными договором текущего (расчетного) банковского счета, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Проценты, уплачиваемые банком или небанковской кредитно-финансовой организацией за пользование денежными средствами, находящимися на текущем (расчетном) банковском счете, зачисляются на этот счет по истечении каждого месяца, если иное не предусмотрено договором текущего (расчетного) банковского счета.

Списание средств со счета плательщика осуществляется на основании первого экземпляра расчетного документа или документа, переданного по телефаксу, если иное не оговорено Законодательством Республики Беларусь. В случае зачисления денежных средств на счет ненадлежащего бенефициара в результате технической ошибки банк-получатель вправе списать зачисленные денежные средства со счета и возвратить их банку-отправителю вне очередности платежей, установленной законодательством Республики Беларусь.

При ведении расчетного обслуживания банк производит, как правило, и кассовое обслуживание предприятий и организаций, если они нуждаются в этом.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь (в ред. постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.10.2008 г. № 150, от 21.09.2009  г. № 154 (ред. 12.10.2009 г.)).

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в коммерческий банк.

В хозяйственной деятельности организаций довольно часто возникает необходимость в приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет. Банк выдает предприятию наличные деньги по денежному чеку стандартной формы. Предприятие, имеющее счет в банке и состоящее на кассовом обслуживании, оформляет получение чековой книжки. Для этого в банк представляется заявление стандартной формы на выдачу чековой книжки с указанием номера расчетного счета, наименования организации и лица, которое будет получать деньги (обычно кассира). Кроме кассира, при необходимости чеки и наличные деньги могут выдаваться и другим работникам данного предприятия (исключение составляет главный бухгалтер).

Чековая книжка, выдаваемая предприятию, содержит 50 или 25 чеков. Чековая книжка представлена: а) самими чеками - по ним предприятие получает деньги, они остаются в банке в документах дня; б) корешками чеков, которые остаются у предприятия и служат основанием для составления кассовых документов.

 

1.3. ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ,ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ  И ЗАКРЫТИЯ  РАСЧЕТНОГО СЧЕТА

 

      Для осуществления безналичных расчетов и для хранения временно свободных денежных средств каждая организация открывает в банке расчетный счет. На этот счет поступает основная часть платежей причитающихся организации. С расчетного счета производятся платежи в бюджет, поставщикам и другим организациям, выдаются наличные денежные средства на различные цели.

В Республике Беларусь существует единый порядок открытия расчетного счета и других счетов. Основными нормативными документами, регулирующими порядок открытия расчетного счета являются:

- Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»

- Постановление правления Национального Банка от 3.04.2009г. №40 «Об открытии банковских счетов».

Для открытия расчетного счета организация представляет следующие документы:

- заявление на открытие счета, в котором приведены полное и точное наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, телефакса (по особой форме);

- копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческих организаций) имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

- копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной  регистрации - для индивидуального предпринимателя;

- карточку с образцами подписей  должностных лиц юридического  лица, имеющих право подписи документов  для проведения расчетов, и оттиска  печати. При этом форма карточки  с образцами подписей и оттиска  печати и порядок ее заполнения утверждаются банками в локальных нормативных правовых актах;

- оттиск печати.

Банк заключает с организацией договор банковского счета, в котором оговаривают обязанности и ответственность сторон. Организации оплачивают банку определенную сумму за открытие счета, после этого банк присваивает номер расчетного счета

 

Бывают случаи, когда организация должна переоформить расчетный счет. Это происходит в случае изменения наименования организации, реорганизации.

 При переоформлении счетов  в связи с реорганизацией предприятия представляются такие же документы, как при открытии счета.

При изменении и дополнении учредительных документов владельцем счета представляются копии новых учредительных документов либо копия изменений (дополнений) к ним, удостоверенные нотариально или органом, производившим регистрацию.

В случае изменения наименования предприятия, не вызванного реорганизацией, а также изменения подчиненности (до представления копии решения соответствующего органа, уполномоченного принимать такие решения, либо копии учредительных документов, удостоверенных нотариально) в банк представляется заявление владельца счета, уведомляющее об изменениях. В этом случае владелец счета представляет новую карточку с образцами подписей и оттиска печати.

Указанные документы должны быть представлены в течение одного месяца со дня реорганизации, регистрации переименования, изменения подчиненности, изменения или дополнения учредительных документов.

Руководителям банка предоставляется право освобождать владельца счета от представления документов для переоформления счета и производить переоформление собственным распоряжением, если изменение наименования предприятия вытекает из законодательства Республики Беларусь и других нормативных актов. О данных изменениях банк сообщает налоговому органу в течение трех рабочих дней.

Текущие и другие счета предприятий (обособленных структурных подразделений) и предпринимателей закрываются при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания и претензии к счету, а также задолженность, в следующих случаях:

- по решению (заявлению) владельца  счета в сроки, согласованные  с обслуживающим банком;

- в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), а также новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом;

- по решению собственника или  органа, создавшего предприятие;

- при переходе владельца счета  на обслуживание в другой банк  в сроки, согласованные между банками. Этот срок не может превышать 10 рабочих дней. При этом документы, находящиеся в деле по открытию счета (за исключением таких документов, как заявление на открытие счета; карточка с образцами подписей должностных лиц; договор банка с клиентом на расчетно-кассовое обслуживание; и справки Фонда социальной защиты населения), передаются во вновь избранный клиентом банк на основании акта приема-передачи. Остаток средств клиента перечисляется во вновь избранный клиентом банк не позднее следующего после передачи документов рабочего дня;

- при ликвидации предприятия (прекращении  деятельности предпринимателя) после завершения работы ликвидационной комиссии;

- при отсутствии средств на  счете в течение трех месяцев, по карт-счетам и специальным счетам, для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет);

- при отсутствии записей по  счету в течение трех месяцев, по карт-счетам и специальным  счетам, для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет). Остаток средств по счету клиента перечисляется вышестоящей организации или зачисляется банком на счет "Расчеты с прочими кредиторами";

- в случае отмены уполномоченными органами решения о государственной регистрации предприятия, предпринимателя;

- в других случаях, предусмотренных  действующим законодательством  и соответствующими договорами.

 

2. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПОРАСЧЕТНОМУСЧЕТУ

 

2.1 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ

 

С расчетного счета в большинстве случаев производятся платежи предприятия: оплата поставщикам за приобретаемые материалы, погашение задолженности перед бюджетом, фондом социальной защиты населения, Получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет, как правило, на основании приказа предприятия-владельца расчетного либо другого счета или с его согласия (акцепта).

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством , банк может производить принудительное  списание денежных средств с расчетного счета.

Прием, выдачу и перечисление денег банк осуществляет на основании специализированных документов, которые имеют типовую форму, правильно оформленных. Эти документы называются расчетно-платежными, к ним относят: платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение, денежный чек, расчетный чек, объявление о взносе наличными.

1. Платежное поручение - первичный документ, на основании которого банк  по  поручению клиента осуществляет кредитовый перевод в пользу указанного  бенефициара. Используется для списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя. Этот документ представляет собой  приказ банку о перечислении определенной суммы с расчетного счета в адрес получателя. С  помощью платежных поручений осуществляются расчеты по налогам с поставщиками и другими организациями (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2. Платежное требование - основной документ, по которому осуществляются безналичные расчеты, в которых инициатива платежа исходит от бенефициара (дебетовый перевод или инкассо). Платежное требование составляется, как правило, в трех экземплярах и должно содержать следующие реквизиты: «Сумма и валюта», «Плательщик» (наименование и номер счета), «Банк-отправитель», «Корреспондент банка-отправителя», «Банк-получатель», «Бенефициар», «Назначение платежа» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

3. Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить определенную сумму и распоряжение плательщика банку перечислить указанную сумму поставщика. Само название указывает на его промежуточный между платежным требованием и платежным поручением характер. С одной стороны, документ, как и платежное требование, изначально составляется бенефициаром и, минуя банковскую систему, направляется плательщику. С другой - как и в случае с платежным поручением, непосредственно в банк (банк-отправитель) этот расчетный документ представляется  плательщиком. Расчеты требованиями-поручениями могут использоваться только при проведении внутренних платежей. Двойственность инициаторов платежа при использовании платежных требований  заключается и в том, что часть реквизитов (поля «Сумма и валюта», «Плательщик», «Корреспондент банка-получателя» (поле факультативно и может заполняться самим банком - отправителем), «Банк-получатель», «Бенефициар», «Назначение  платежа») заполняет бенефициар, а оставшуюся (поля «Сумма к оплате и валюта», «Номер(а) счета(ов)», «Банк-отправитель», «Расходы по переводу») - плательщик. Как видно, сумму и валюту платежа указывают обе стороны. Это значит, что платежное требование-поручение может быть акцептовано плательщиком как полностью, так и частично. Платежные требования-поручения составляются в двух или трех экземплярах (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Информация о работе Синтетический и аналитический учет операций по расчетному счету