Система безналичных расчетов в РФ, ее организация и основные направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является изучение и анализ системы безналичных расчётов в России.
Объектом исследования в курсовой работе выступает система безналичных расчётов в России. Предметом исследования является совокупность принципов, форм и способов её организации и совершенствования.
Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:
- Изучение сущности безналичных расчётов;
- Характеристика системы организации безналичных расчетов;
- Изучение принципов и форм безналичных расчётов;

Содержание работы

Введение5
1.Теоретические аспекты анализа кредитного портфеля коммерческого банка8
1.1 Нормативно-правовое регулирование кредитной деятельности банка 8
1.2 Сущность и значение кредитного портфеля коммерческого банка8
1.3 Порядок определения критерий качества кредитного портфеля8
2 Анализ кредитного портфеля8
2.1 Характеристика кредитной деятельности банка8
2.2 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка8
3 Мероприятия по повышению качества кредитного портфеля коммерческого банка8
3.1 Проблемы изменения кредитного портфеля коммерческого банка России10
3.2 Проблема управления качества кредитного портфеля в банковском секторе экономики и способы решения10
Заключение16
Библиографический список17

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 66.90 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Порядок открытия и функционирование счетов в коммерческом банке

 

Порядок открытия счетов и механизм осуществления  операций по ним регулируются Банком России в соответствии с федеральным  законодательством. Они могут быть открыты предприятиям с различной  формой собственности. Существуют особенности  предоставления юридическими лицами документов, необходимых для открытия отдельных видов счетов.

Для открытия расчетного счета в банке предприятия — резиденты представляют:

  1. Заявление на открытие счета установленного образца;
  2. Справку о постановке на учет в налоговом органе;
  3. Справку из Пенсионного фонда;
  4. Справку из Фонда обязательного медицинского страхования и статистических органов;
  5. Нотариально удостоверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати предприятия (по установленной форме);
  6. Копии документов о назначении (избрании и проч.) должностных лиц предприятия — распорядителя счета, указанных в представленных карточках;
  7. Копию документа о включении в состав Единого государственного регистра предприятий и присвоении кодов предприятию органами Госкомстата РФ;
  8. Нотариально удостоверенные (удостоверенные регистрирующим органом) копии:

а) устава (положения);

б) учредительного договора (заявки на регистрацию);

в) свидетельства о государственной регистрации предприятия;

г) договора банковского счета.

Открытие счетов предпринимателям имеет свои особенности. Если предприниматель осуществляет свою деятельность без образования  юридического лица, то расчетный и  другие счета открываются ему  на его имя. Для открытия счета  в банк предоставляются:

  1. Заявление на открытие счета в российских рублях;
  2. Копия документа о государственной регистрации, удостоверенного нотариально (или регистрирующим органом);
  3. Справка о постановке на учет в налоговом органе;
  4. Справка из органа Пенсионного фонда;
  5. Справка из Фонда обязательного медицинского страхования;
  6. Нотариально удостоверенная карточка с образцом подписи предпринимателя.

Все платежи со счета клиента производятся банком только по поручению клиента и  в день поступления платежных  документов в банк до окончания операционного  дня. За несвоевременное осуществление  платежей со счета клиента банк уплачивает клиенту пеню в размере 0,5% от несвоевременно перечисленной суммы за каждый день просрочки платежа.

Все платежи в  пользу владельца счета зачисляются  в день поступления в банк подтверждающих платежных документов. В случае задержки поступления платежных документов банк принимает все меры к обеспечению  их розыска. За несвоевременное по вине банка зачисление платежей на счет клиента банк уплачивает пеню в размере 1,0% от несвоевременно зачисленной суммы  за каждый день просрочки.

Для юридических  лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и взносов в государственные  внебюджетные фонды, существует счет недоимщика. Это один из расчетных (текущих) счетов, с которого осуществляются все расчеты  по погашению задолженности бюджету  и внебюджетным фондам. Счет недоимщика подлежит регистрации в территориальном  органе Министерства РФ по налогам  и сборам. На время действия счета  недоимщика со всех остальных расчетных (текущих) счетов в рублях осуществляются только операции по зачислению средств и перечислению их на счет недоимщика и осуществление платежей 1-й и 2-й групп очередности.

Открытие счета  клиентам регистрируется в Книге  регистрации открытых счетов

 

Глава 2 Документальное оформление и бухгалтерский учет безналичных расчетов в коммерческом банке

 

2.1 Порядок провидения и оформление безналичных расчетов

 

Безналичные расчеты  осуществляются через кредитные  организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством  и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через  кредитные организации (филиалы) могут  осуществляться с использованием:

1) Корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) Корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) Счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) Счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или  без распоряжения владельца счета  в случаях, предусмотренных законодательством  и/или договором между банком и клиентом.

Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и  их клиентами.

В настоящее время  на территории Российской Федерации  согласно статье 862 Гражданского кодекса  Российской Федерации при осуществлении  безналичных расчетов допускаются  расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо.

Расчетные документы  на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в  Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Бланки расчетных  документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин. Оборотные стороны бланков  расчетных документов должны оставаться чистыми.

Расчетные документы  на бумажном носителе заполняются с  применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.

При заполнении расчетных документов не допускается  выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в  предназначенных для них полях  бланков расчетных документов.

Расчетные документы  должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка  осуществления безналичных расчетов):

а) Наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

б) Номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) Вид платежа;

г) Наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

д) Наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) Наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) Наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) Назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;

и) Сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) Очередность платежа;

л) Вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

м) Подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101 - 110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.

Поля, реквизиты  которых не имеют значений, остаются незаполненными.

Исправления, помарки  и подчистки, а также использование  корректирующей жидкости в расчетных  документах не допускаются.

Расчетные документы  действительны к предъявлению в  обслуживающий банк в течение  десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы  предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены  идентично.

Второй и последующие  экземпляры расчетных документов могут  быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.

Расчетные документы  принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать  расчетные документы, или одной  подписи (при отсутствии в штате  организации лица, которому может  быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме  чеков), заявленных в карточке с образцами  подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются  лицами, уполномоченными этим юридическим  лицом.

В рамках применяемых  форм безналичных расчетов допускается  использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных  актов Банка России.

Расчетные документы  принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.

Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы  исполняются в срок, установленный  законодательством или в более  короткий срок в соответствии со статьей 849 ГК РФ: банк обязан по распоряжению клиента  выдавать или перечислять со счета  денежные средства клиента не позже  дня, следующего за днем поступления  в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены  законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами  или договором банковского счета.

 

2.2 Порядок проведения и оформление межбанковских расчетов

 

Проведение безналичных  платежей между плательщиком и получателем  денежных средств, как правило, не ограничивается пределами одного банка. В случае если счета плательщика и получателя средств открыты в разных банках, для проведения платежа между  ними необходимо также осуществление  межбанковских расчетов. Межбанковские  расчеты — это безналичные  расчеты между банковскими учреждениями, которые обусловлены выполнением  платежей клиентов или собственными обязательствами одного банка перед  другим.

Порядок и условия  проведения межбанковских расчетов в денежной единице Украины и  в иностранной валюте регламентированы в Инструкции о межбанковских  расчетах в Украине, утвержденной постановлением Правления НБУ от 28.12.99 г. № 621.

Осуществление межбанковских  расчетов возможно только после установления между банками корреспондентских  отношений и открытия корреспондентского счета. Корреспондентские отношения  между банками — это договорные отношения, целью которых является осуществление платежей, расчетов и  предоставления других банковских услуг  по взаимным поручениям.

Корреспондентские отношения могут устанавливаться:

Между коммерческими  банками и Национальным банком Украины  путем заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание с открытием корреспондентского счета в территориальном управлении Национального банка по местонахождению  владельца счета.

Непосредственно между коммерческими банками  на основании договора путем открытия корреспондентского счета.

Межбанковские расчеты  осуществляются через:

— систему электронных  платежей Национального банка Украины (общегосударственная платежная  система, которая обеспечивает осуществление  расчетов между банковскими учреждениями на территории Украины с применением  электронных средств принятия, обработки, передачи и защиты информации) по корреспондентским  счетам коммерческих банков (филиалов) в территориальных управлениях  НБУ;

Информация о работе Система безналичных расчетов в РФ, ее организация и основные направления совершенствования