Система безопасности и пути ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости [2]». Однако, в этом документе экономические угрозы были сформулированы в принципиальном виде.

Содержание работы

Введение
1. Анализ социально-экономического развития регионов России в аспекте обеспечения экономической безопасности государства

2. Система безопасности и пути ее построения

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Анализ социально-экономического развития регионов России в аспекте обеспечения экономической безопасности государства

 

2. Система безопасности и пути ее построения

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 70-е годы впервые появился термин «экономическая безопасность». Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

В настоящее время экономическая безопасность – это общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

В России в марте 1994 года, через три года после начала «реформирования» экономики, правительство приняло распоряжение о разработке «Основных положений государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось почти 1,5 года, чтобы он стал документом, поскольку только в апреле 1996 года президент подписал Указ №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». В соответствии с Указом правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности. Таким образом, в мае 1997 года была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов – прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ (образованного, правда, только в 1998 году), а также соответствующих подразделений МВД, ГРУ, Федеральной службы налоговой полиции и ГТК.

10 января 2000 был принят 2-ой  вариант Концепции национальной  безопасности России. Этот документ  определяет принципиальные исходные  положения по национальной безопасности  страны, которые станут основой  формирования внутренней и внешней  политики государства. В нем проведен  анализ места России в мировом  сообществе, определены ее национальные  интересы, процессы и явления, им  угрожающие. Первостепенную роль  в обеспечении национальной безопасности  России играет защита национальных  интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение  всех элементов национальной  безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической, и других зависит от экономических  возможностей страны. В то же  время, разработка программы первоочередных  и долговременных мер по обеспечению  экономической безопасности России  и практические шаги в этом  направлении должны опираться  на четкое осознание современных  угроз.

В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости [2]». Однако, в этом документе экономические угрозы были сформулированы в принципиальном виде.

В 2009 году принят Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Этот документ – один из важнейших для развития нашей страны и определяет ключевые направления внешней и внутренней политики[3]. По словам президента Дмитрия Анатольевича Медведева, этот документ, имеет общенациональный характер и не может быть реализован только усилиями власти. В достижении целей и приоритетов стратегии необходимо участие всего общества.

 

 1. Анализ социально-экономического развития регионов России в аспекте обеспечения экономической безопасности государства

 

Анализ внешних и внутренних факторов показывает, что причины складывающихся угроз экономической безопасности страны имеют ярко выраженный региональный характер. Они регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, низкая финансовая дисциплина и т.д. Решению многих социально-экономических проблем препятствуют несовершенные, не соответствующие полномочиям региональных органов налоговая и бюджетная системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных, льгот, затрудняющих решение стратегических задач. Поэтому дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества зависит от четкой региональной политики государства.

Учитывая необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики. С другой – свести к минимуму риск возникновения угроз экономической безопасности в регионах и обеспечить стабилизацию и устойчивое развитие политической, социальной, экологической обстановки и процесса воспроизводства в каждом субъекте федерации. Это предполагает комплекс мер, учитывающих экономико-географические, социально-экономические, социально-культурные, исторические и другие особенности каждого отдельного региона страны.

Таким образом, сущность экономической безопасности региона можно определить как возможность и способность его экономики обеспечивать качество жизни населения на уровне соответствующих стандартов, социально-экономическую и общественно-политическую стабильность, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и при не истощаемом использовании природных факторов.

Экономическую безопасность на уровне региона следует рассматривать как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения.

Система экономической безопасности региона включает в себя следующие блоки:

· интересы региона в области экономики;

· оценка внешних, и внутренних угроз экономической безопасности региона;

· формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства;

· организационное обеспечение защиты экономической безопасности региона.

Во внутренней структуре экономической безопасности региона можно выделить три важнейших блока.

1. Экономическая независимость, которая носит относительный  характер ввиду экономико-политической  зависимости региона от федерального  центра и взаимосвязанности экономик  областей. В этих условиях экономическая независимость – возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий); достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на рапных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость  региональной экономики, предполагающие  защиту собственности во всех  ее формах; создание надежных  условий и гарантий для предпринимательской  активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами  в экономике, недопущение серьезных  разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные  потрясения и т.д.).

3. Способность к саморазвитию  и прогрессу – создание благоприятного  климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного  и культурного уровня работников  и т.д.

Традиционно развитие (или деградация) системы рассматривается в рамках достаточно плавных и относительно стабильных экономических процессов, описываемых зависимостями, близкими к линейным. Однако в результате реализации внешних или внутренних угроз в системе не исключено возникновение кризиса, т.е. ситуации переломного характера. Это связано с тем, что сложились следующие отличительные способности:

· более открытый характер экономики региона и обширные межрегиональные связи как необходимый элемент эффективного территориального разделения труда:

· несоответствие произведенного в регионе совокупного общественного продукта ресурсам, с которыми связано его производство. Это закономерно, так как созданный в регионе совокупный общественный продукт отражает место региона в территориальном разделении труда, а ресурсы воспроизводства – отношение распределения и перераспределении и степень участия региона в общественном потреблении;

· отсутствие строгой зависимости между произведенным и использованным национальным доходом;

· межотраслевые диспропорции как следствие территориального разделения труда и специализации регионов;

· особенности структуры использованного национального дохода.

В связи с этим, экономическая безопасность региона обеспечивается комплексом мер, препятствующих возникновению и реализации угроз для экономики региона в целом, экономического положения его жителей и хозяйственных субъектов. Этот комплекс мер призван обеспечить достаточный уровень жизни, бесперебойное функционирование инфраструктуры, наполнение регионального бюджета, регулирование движения рабочей силы, устранение препятствий для развития бизнеса. Важнейшими задачами также являются предотвращение зависимости от одного источника ресурсов, устранение диспропорций развития отдельных территорий и неравенства доходов населения. Существенную роль играют контроль над использованием природных ресурсов, устранение коррупции в сфере управления.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что в связи с формированием многоукладной экономики, новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления встала задача формирования нового механизма управления социально-экономическим развитием региона. Создание такого механизма должно базироваться на теории регионального воспроизводства, на изучении законов общественного воспроизводства и их проявления на региональном уровне.

Неотъемлемой частью регионального воспроизводства является экономическая безопасность. Проблема экономической безопасности никогда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий. Следовательно, для выработки стратегии и создания эффективной системы экономической безопасности необходима, четкая и ясная оценка ее состояния.

Например, в своих трудах В.К. Сенчагов рассматривает экономическую безопасность региона как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения [9].

Рассмотрим уровень социально-экономического развития Северо-Западного региона. Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), включающий 11 субъектов Федерации (табл. 1), играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейском Севере и западе страны. В его пределах находятся очень крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия (в городах Санкт-Петербург и Новгород, а также на Соловецких островах и острове Кижи).

 

Таблица 1 [10] Состав Северо-Западного федерального округа (2006 г.)

Регион

Пл. террит.

тыс. км2

Числ.

насел.

тыс. чел.

Числ.

жит. на км2

Административный центр и наиболее крупные города

Северо-Западный

федеральный округ

1687,0

13 628

8,1

Санкт-Петербург

Республика Карелия

180,5

698

3,9

Петрозаводск, Кондопога, Сегежа, Костомукша, Сортавала

Республика Коми

416,8

985

3,9

Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора

Архангельская область

В том числе

Ненецкий автономный

округ

589,9

176,8

1 291

42

2,2

0,2

Архангельск, Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма

Нарьян-Мар

Вологодская область

144,5

1 235

8,5

Вологда, Череповец, Сокол, Великий Устюг

Калининградская область

15,1

940

62,1

Калининград, Советск, Черняховск, Балтийск, Гусев

Ленинградская область

83,9

1 644

19,6

Гатчина, Выборг, Сосновый Бор, Тихвин, Кириши

Мурманская область

144,9

864

6,0

Мурманск, Апатиты, Североморск, Мончегорск, Кандалакша

Новгородская область

54,5

665

12,2

Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса

Псковская область

55,4

725

13,1

Псков, Великие Луки, Остров

Санкт-Петербург

1,4

4 581

3274,2

Санкт-Петербург

Информация о работе Система безопасности и пути ее построения