Система безопасности и пути ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости [2]». Однако, в этом документе экономические угрозы были сформулированы в принципиальном виде.

Содержание работы

Введение
1. Анализ социально-экономического развития регионов России в аспекте обеспечения экономической безопасности государства

2. Система безопасности и пути ее построения

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

 

СЗФО является одним из ведущих российских центров научно-технического прогресса и подготовки высококвалифицированных кадров, здесь находятся объекты культуры и истории России, имеющие мировую значимость.

СЗФО занимает в нашей стране особое место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроению. В СЗФО производится значительная часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около 33% целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.

Округ занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживает 13,6 млн. человек, или 9,5% численности населения страны [7].

Экономико-географическое положение округа имеет ряд достоинств. Выходы к морям – Балтийскому, Баренцеву и Белому – обеспечивают судоходные пути на запад – в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток – по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза – Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также граница с экономически развитыми Центральным и Уральским федеральными округами, с которыми растет и обоюдовыгодный рыночный товарообмен на кратчайших расстояниях для перевозок товаров и предоставления услуг. К недостаткам экономико-географического положения следует отнести относительно суровые климатические условия северных регионов, снижающие комфортность проживания и значительно удорожающие технико-экономические показатели всех отраслей хозяйства. Достигнутый уровень социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа выражается в показателях его удельного веса в общероссийских показателях (табл. 2).

Таблица 2. Удельный вес Северо-Западного федерального округа в общероссийских социально-экономических показателях

Показатель

Удельный вес, %

Территория

9,9

Численность населения

9,5

Валовой региональный продукт

10,3

Основные фонды

10,0

Объем отгруженных товаров собственного производства:

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

6,1

12,1

11,3

Продукция сельского хозяйства

5,9

Строительство

12,9

Инвестиции в основной капитал

13,2

Экспорт

8,6

Импорт

20,2


 

Объем отгруженной продукции добывающих отраслей в округе пока не соответствует растущим возможностям использования природно-ресурсного потенциала и составляет 6,1%, в основном за счет Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где наиболее активно осваиваются минерально-сырьевые, в первую очередь топливные ресурсы Тимано-Печорского комплекса. Следует выделить высокий удельный вес импорта продукции, более чем вдвое превышающий долю в экспорте.

СЗФО в настоящее время не отличается благоприятной экологической обстановкой, поскольку здесь формируется почти пятая часть всех загрязненных сточных вод Российской Федерации и около 11% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В северной части округа имеются проблемы радиационного загрязнения, вызванные утилизацией выработавших ресурс ядерных судовых реакторов (на побережье Кольского полуострова) и последствиями ядерных испытаний прошлых лет (архипелаг Новая Земля).

Природно-ресурсный потенциал СЗФО, в целом очень значительный, распределен по его территории неравномерно, за исключением повсеместной обеспеченности водными и лесными ресурсами, которые составляют почти половину всех ресурсов европейской территории страны. Относительно малая обеспеченность лесными ресурсами наблюдается только в Мурманской и Калининградской областях и особенно в Ненецком автономном округе.

Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Европейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы топливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых – алмазов, апатитов, слюды, строительных материалов и др.

Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. [10] 13,6 млн человек, отличается высоким удельным весом городских жителей – свыше 82%. Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в Мурманской области – 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского мегаполиса. Плотность населения на территории округа неравномерна. Естественный прирост населения в 2005 г. был кризисным (-8,4 человек на 1000 жителей). Наиболее критических величин естественная убыль населения достигала в Псковской и Новгородской областях – что свидетельствовало о наличии в этих регионах социально-экономического кризиса, индикаторами которого являются недостаточные инвестиции (в первую очередь в обрабатывающие производства), безработица и недоразвитость социальной структуры. Существенный вклад в значительную естественную убыль населения округа вносит также старая возрастная структура населения. Людей в пенсионном возрасте в СЗФО уже в 1,5 раза больше, чем детей до 16 лет. Выездная миграция тоже является главной причиной сокращения численности населения. Уезжает в основном люди трудоспособного возраста с детьми, что ведет к дальнейшему старению возрастной структуры населения и усугублению демографических проблем. СЗФО отличается многонациональным составом населения, в котором преобладают русские, а также народы финской группы.

Богатство природными ресурсами, суровый климат, на большой части территории, обусловили особенности исторического развития и освоения СЗФО. Здесь основными отраслями рыночной специализации в индустриальной сфере являются топливная промышленность, черная и цветная металлургия, многопрофильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, пищевая, рыбная промышленность, а в сельском хозяйстве – льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболовство.

 

Таблица 3. Отраслевая структура валового регионального продукта Северо-Западного федерального округа в 2006 г.

Отрасль

Удельный вес, %

Отрасли, производящие товары:

промышленность

сельское хозяйство

строительство

48,1

36,2

2,5

8,7

Отрасли, производящие услуги:

транспорт

связь

торговля и коммерческая деятельность

46,8

9,2

2,5

13,7


 

В Северо-Западном федеральном округе довольно четко можно выделить три части (подрайона), различающиеся как по современной социально-экономической ситуации, так и по перспективам развития в ближайшие годы.

Первый подрайон – это центральная часть округа, включающая Санкт-Петербург и Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области, а также южную часть Республики Карелия и западную часть Вологодской области. Фактически это территория, находящаяся под непосредственным влиянием Санкт-Петербурга – многомиллионного города, «второй столицы» России. Соответственно в промышленности здесь главенствуют обрабатывающие отрасли – машиностроение, химическая промышленность, производство стали и проката. Относительно благоприятны условия для развития некоторых отраслей сельского хозяйства (молочно-мясное скотоводство, овощеводство, выращивание картофеля и льна). На местном и импортном сырье могут развиваться перерабатывающие звенья агропромышленного комплекса – пищевая и легкая промышленность. Транспортная инфраструктура является одной из наиболее развитых в России. Хорошо развиты многие отрасли непроизводственной сферы, в том числе наука, высшее образование, культура и искусство. Наличие многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, в том числе входящих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, способствует развитию туризма. В перспективе здесь продолжится развитие тех отраслей, которым способствуют выгодное экономико-географическое положение, накопленный научно-технический и культурный потенциал, наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Усилится значение подрайона как связующего звена между внутренними частями России и западноевропейскими государствами. Этому должно способствовать сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры – нефте- и газопроводов, скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, морских портов.

Второй подрайон – северо-восточная часть округа, включающая Мурманскую и Архангельскую области (в том числе Ненецкий АО), Республику Коми, а также северную часть Республики Карелия (севернее Онежского озера) и восточную часть Вологодской области (восточнее железнодорожной магистрали Москва–Архангельск).

Это территория с суровыми природными условиями, что обусловливает неразвитость сельского хозяйства, слабые заселенность и транспортную освоенность. В то же время здесь значительны запасы многих видов природных ресурсов, и расположены они сравнительно близко от главных экономических центров России и экспортных портов. Поэтому в ближайшей перспективе ведущими на территории подрайона будут отрасли экономики, связанные с добычей и первичной переработкой имеющихся природных ресурсов.

Имеются также условия для развития туризма (горнолыжные курорты в Хибинах в Мурманской области, Соловецкий монастырь в Архангельской области, «родина Деда Мороза» в городе Великий Устюг Вологодской области и др.). Однако развитие экономики будет возможным только при условии закрепления на территории подрайона молодых и высокообразованных людей, для чего необходимо развивать сферу обслуживания населения и транспортную инфраструктуру [11].

Третья часть СЗФО – это расположенная на юго-западе Калининградская область, отделенная от остальной России территориями зарубежных государств. Своеобразие социально-экономической ситуации создают географическая оторванность, небольшие масштабы природных и социально-экономических ресурсов, а также особенности исторического развития.

Главная в Калининградской области рыбная промышленность, поскольку она производит более 2/3 всей промышленной продукции региона. Топливная промышленность обеспечивает около 1/5 производства в области. Ежегодно добывается 1,2 млн. т нефти, 100 млн. м3 газа, а также 30 тыс. т торфа. Месторождения нефти и газа на суше уже истощены, и поэтому в перспективе намечается переход на шельфовую добычу. Разведанные запасы позволят полностью удовлетворить собственные потребности в топливе, а также экспортировать часть добываемой нефти. Машиностроение области производит около 15% промышленной продукции.

Морской транспорт области также имеет межрайонное значение, но мощности Калининградского морского порта (4,5 млн. т грузов в год) не отвечают потребностям России. Главное достоинство порта – единственный незамерзающий порт России на Балтийском море.

Курортные учреждения сосредоточены на балтийском взморье. Возможно, рекреационное использование российской части Куршской косы, но в ограниченных масштабах, поскольку она признана ЮНЕСКО памятником природного наследия человечества.

Особое место в экономике региона занимает добыча янтаря на крупнейшем в мире месторождении этого минерала, расположенном на балтийском побережье. В Калининграде действуют предприятия по обработке янтаря, производству различных изделий их него, создан музей янтаря.

Развитие рыночных отношений в СЗФО сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике. В северных регионахокруга стратегия развития связывается с наращиванием межрегиональных и внешних поставок сырьевых ресурсов. Должно вырасти значение морского транспортного комплекса – базового для круглогодичной навигации в западном секторе Арктики, а также для осуществления морских перевозок по трассе Северного морского пути, включая транзитные – между странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

На территории Европейского Севера инвестиционные проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового комплекса на север – в сторону основных запасов углеводородов, расположенных на побережье Печорского моря, а также на шельфе Печорского и Баренцева морей. Развитие регионов Северо-Западного федерального округа будет сопровождаться развитием рыночной инфраструктуры, активизацией малого и среднего бизнеса.

 

2. Система безопасности и пути ее построения

 

Проблемы экономической безопасности возникают у предприятия при работе в стабильной экономической среде и кризисные периоды, комплекс решаемых при этом целевых задач имеет существенное различие:

· в режиме устойчивого функционирования предприятие акцентирует внимание на поддержании нормального ритма производства и сбыта продукции, на предотвращении материального и / или финансового ущерба, на недопущении несанкционированного доступа к служебной информации и разрушения компьютерных баз данных, на противодействии недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям.

· в кризисные периоды развития – опасность для предприятия представляет разрушение его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), возможностей. А условия хозяйствования таковы, что не обеспечивается способность потенциала к воспроизводству. Ресурсы для этого, предприятие может приобретать исходя из результатов своей деятельности (точнее – амортизационных отчислений и прибыли) и заёмных средств. Эти источники инвестиций в кризисной ситуации у предприятия, оказываются перекрыты.

В настоящее время большинство российских промышленных предприятий, работая в нестабильной экономической среде, являются убыточными, переживают глубокий спад производства и находится в критическом (банкротном) состоянии. Такое положение представляет опасность как для экономики и социальной стабильности в регионе, так и для потенциала и коллектива каждого конкретного предприятия. Промышленное предприятие – основной структурообразующий элемент экономики, выполняющий не только производственную функцию, но и дающий средства к существованию людей, связанных с ним, то есть несёт определённую социальную нагрузку и ответственность. Предприятие не может ощущать себя в экономической безопасности, если его продукция не востребована рынком; ни одно предприятие, производящее средства производства, не может ощущать себя в безопасности, если происходит длительный спад в технологическом развитии страны.

Информация о работе Система безопасности и пути ее построения