Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью написания данной работы является выявление особенностей государственного регулирования внешней торговли в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - выявить особенности системы государственного регулирования внешней торговли в России; - изучить формы и методы государственного регулирования внешней торговли России; - выявить особенности тарифных и нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли в России; - проанализировать динамику показателей развития экспорта и импорта в России за 2007-2011 гг.; - выявить достоинства и недостатки существующей системы государственного регулирования внешней торговли в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ………………...6
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ………………………………………...8
3. ОСОБЕННОСТИ ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ……………………………………………………………………....11
4. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА В РОССИИ …………………………………….14
5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ …………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...22
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………...24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский
государственный университет
Институт международного бизнеса и права
Кафедра товароведения и экспертизы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность»
«Система государственного регулирования внешней торговли»
Выполнила: Айыдова М.
Студент 3 курса спец. Таможенное дело
Группа 3442 № зачет. книжки 036401
Преподаватель: Хейфец Виктор Лазаревич
Оценка____________
Дата____________
Подпись_________
Санкт-Петербург
2013
Содержание.
1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ …………………………………………………………………..19
Интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда является стратегическим направлением национальной внешнеторговой политики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьём и материалами.
Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.
Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.
С другой стороны, необходимо отметить, что современный этап является переломным для России с точки зрения роли внешних факторов в её экономике. Обширные и разнообразные природные ресурсы, масштабный и слабо насыщенный внутренний рынок, значительный государственный спрос на промышленную продукцию - все эти обстоятельства ещё в Российской империи обусловили сравнительно невысокую вовлечённость страны в мирохозяйственные связи. В советский период к этим факторам добавилась длительная экономическая изоляция от мирового рынка. Лишь с переходом в 90-х гг. к рыночной экономике начинается интеграция России в мировое хозяйство.
Несмотря на обладание
Россией уникальными
Как показывает опыт ведущих стран-экспортеров, реальное увеличение экспорта промышленной продукции возможно лишь при наличии мощной системы государственного стимулирования экспорта, которая включает в себя целый арсенал средств от чисто экономических до дипломатических и даже военных. В то же время в России в настоящее время система государственного регулирования внешней торговли состоит из набора отдельных элементов и не имеет чётко выраженного системного подхода.
Также существует множество тенденций мировой торговли, связанных с процессами глобализации, которые делают проблему внешнеэкономической стратегии России как никогда актуальной.
Целью написания данной работы является выявление особенностей государственного регулирования внешней торговли в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности системы государственного регулирования внешней торговли в России;
- изучить формы и методы государственного регулирования внешней торговли России;
- выявить особенности тарифных и нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли в России;
- проанализировать динамику показателей развития экспорта и импорта в России за 2007-2011 гг.;
- выявить достоинства
и недостатки существующей
Объектом данной работы является система государственного регулирования внешней торговли России, а предметом изучения - её элементы.
В качестве информационной базы для проведения исследования автор использовал:
- актуальную нормативно-законодательную базу;
1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
В условиях развития современной экономики внешнеэкономическая деятельность государства является одной из важнейших составляющих, которая формирует систему национальной безопасности государства. Эффективная реализация внешнеэкономической деятельности – это залог успешного развития действующей экономической системы и одно из важнейших условий интеграции в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Следовательно, каждой стране необходим постоянный мониторинг своего текущего и будущего места в мировой экономике с учетом собственной внешнеэкономической политики. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.
Фундаментом изучения данной темы являются теоретические подходы к исследованию проблем регулирования внешнеэкономической деятельности. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений. В наиболее общем виде они представлены в приложении 1 [13].
Анализ представленных в приложении 1 данных свидетельствует о том, что в системе государственного регулирования внешней торговли в разные периоды времени использовались различные аспекты рассмотренных в таблице теорий. В современных условиях глобализации мировой экономики ускоряются темпы вовлечения стран в международное разделение труда, что изменяет роль, цели, назначение системы государственного внешнеэкономического регулирования. С одной стороны, приоритетной задачей государства по-прежнему является создание благоприятных условий для субъектов экономики на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы глобализации мировой экономики вызывают необходимость трансформации существующих подходов, усиление либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений. В данном контексте особое значение приобретает система используемых форм и методов государственного регулирования своей системы реализации внешнеэкономической деятельности.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Основным документов
в области нормативно-
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений
внешней торговли услугами и
интеллектуальной
4) мер экономического
и административного характера,
Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются [3].
Одним из приоритетов в развитии мировых хозяйственных взаимоотношений является поиск оптимального сочетания различных форм сотрудничества. Выделяют традиционные формы внешнеэкономических отношений: внешняя торговля и инвестиционное сотрудничество.
Таким образом, существуют следующие основные направления государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
По такому критерию, как способ государственного воздействия на внешнеэкономические отношения между субъектами внешнеэкономической деятельности выделяют:
- административные (квоты, лицензии, оговорки, ограничения и т.п.);
- экономические формы регулирования (налоги, таможенные пошлины и сборы, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.).
Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют тип внешнеэкономической политики государства. Выделяют [11]:
- протекционистскую;
- умеренную;
- политику открытой экономики (политика свободной торговли или фритредерства.
Использование административных методов регулирования субъектов системы государственного регулирования внешней торговли взаимосвязано с реализацией протекционистской или умеренной политикой регулирования внешней торговли, что является закономерным во многих развивающихся и стран с переходной экономикой, которые вынуждены защищать национальную промышленность.
Но стоит отметить, что некоторые элементы политики протекционизма, фундаментом которых является экономические формы воздействия на объект внешней политики, используют и промышленно развитых стран, особенно это касается такого направления, как сельское хозяйство. Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.
Таким образом, выбор и использование конкретных методов и инструментов государственного регулирования внешней торговли зависит от целей и задач и связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.
3. ОСОБЕННОСТИ ТАРИФНЫХ И
Сущность использования тарифных методов заключается в том, что их применение основано на регулировании внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
Таможенная пошлина
Фундамент таможенных пошлин – это таможенные тарифы, которые представляют собой список их ставок, применяемых к импортным товарам (импортный таможенный тариф) или экспортным товарам (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.
Таможенный тариф –
Информация о работе Система государственного регулирования внешней торговли