Система государственного регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является выявление особенностей государственного регулирования внешней торговли в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - выявить особенности системы государственного регулирования внешней торговли в России; - изучить формы и методы государственного регулирования внешней торговли России; - выявить особенности тарифных и нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли в России; - проанализировать динамику показателей развития экспорта и импорта в России за 2007-2011 гг.; - выявить достоинства и недостатки существующей системы государственного регулирования внешней торговли в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ………………...6
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ………………………………………...8
3. ОСОБЕННОСТИ ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ……………………………………………………………………....11
4. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА В РОССИИ …………………………………….14
5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ …………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...22
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Sistema_gosudarstvennogo_regulirovania_vneshney.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики»

Институт международного бизнеса и права

Кафедра товароведения и экспертизы

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность»

 

«Система государственного регулирования внешней торговли»

 

 

 

Выполнила: Айыдова М.

Студент 3 курса    спец. Таможенное дело

Группа 3442 № зачет. книжки  036401

 

 

Преподаватель: Хейфец Виктор Лазаревич

 

Оценка____________

 

Дата____________

 

Подпись_________

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

 

Содержание.

                                                                                                                          стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

 

1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ………………...6

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ………………………………………...8

3. ОСОБЕННОСТИ  ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ ……………………………………………………………………....11

 

  1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА В РОССИИ …………………………………….14

 

5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ …………………………………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………21

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...22

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………...24

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда является стратегическим направлением национальной внешнеторговой политики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьём и материалами.

Россия слабо вовлечена  в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

Экономика страны оказалась  зависимой от экспорта узкого круга  товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

С другой стороны, необходимо отметить, что современный этап является переломным для России с точки зрения роли внешних факторов в её экономике. Обширные и разнообразные природные ресурсы, масштабный и слабо насыщенный внутренний рынок, значительный государственный спрос на промышленную продукцию - все эти обстоятельства ещё в Российской империи обусловили сравнительно невысокую вовлечённость страны в мирохозяйственные связи. В советский период к этим факторам добавилась длительная экономическая изоляция от мирового рынка. Лишь с переходом в 90-х гг. к рыночной экономике начинается интеграция России в мировое хозяйство.

Несмотря на обладание  Россией уникальными технологиями, наличием значительных конкурентных преимуществ  высокого ранга, экспорт страны сводится к поставке топливно-сырьевых ресурсов, доля которых за последние полтора десятилетия в общем объеме экспорта составляет 80-90%, в то время как доля машинотехнической продукции — около 10%.

Как показывает опыт ведущих  стран-экспортеров, реальное увеличение экспорта промышленной продукции возможно лишь при наличии мощной системы государственного стимулирования экспорта, которая включает в себя целый арсенал средств от чисто экономических до дипломатических и даже военных. В то же время в России в настоящее время система государственного регулирования внешней торговли состоит из набора отдельных элементов и не имеет чётко выраженного системного подхода.

 Также существует  множество тенденций мировой  торговли, связанных с процессами  глобализации, которые делают проблему  внешнеэкономической стратегии  России как никогда актуальной.

Целью написания данной работы является выявление особенностей государственного регулирования внешней торговли в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить особенности системы государственного регулирования внешней торговли в России;

- изучить формы и методы государственного регулирования внешней торговли России;

-  выявить особенности тарифных и нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли в России;

- проанализировать динамику показателей развития экспорта и импорта в России за 2007-2011 гг.;

- выявить достоинства  и недостатки существующей системы  государственного регулирования  внешней торговли в России.

Объектом данной работы является система государственного регулирования внешней торговли России, а предметом изучения - её элементы.

В качестве информационной базы для проведения исследования автор  использовал:

-    актуальную нормативно-законодательную базу;

  • учебники и учебные пособия по заданной тематике;
  • статистические данные по динамике показателей структуры экспорта и импорта в России;
  • актуальную периодическую литературу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

 

 

В условиях развития современной экономики внешнеэкономическая деятельность государства является одной из важнейших составляющих, которая формирует систему национальной безопасности государства. Эффективная реализация внешнеэкономической деятельности – это залог успешного развития действующей экономической системы и одно из важнейших условий интеграции в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Следовательно, каждой стране необходим постоянный мониторинг своего текущего и будущего места в мировой экономике с учетом собственной внешнеэкономической политики. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Фундаментом изучения данной темы являются теоретические подходы к исследованию проблем регулирования внешнеэкономической деятельности. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений. В наиболее общем виде они представлены в приложении 1 [13].

Анализ представленных в приложении 1 данных свидетельствует о том, что в системе государственного регулирования внешней торговли в разные периоды времени использовались различные аспекты рассмотренных в таблице теорий. В современных условиях глобализации мировой экономики ускоряются темпы вовлечения стран в международное разделение труда, что изменяет роль, цели, назначение системы государственного внешнеэкономического регулирования. С одной стороны, приоритетной задачей государства по-прежнему является создание благоприятных условий для субъектов экономики на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы глобализации мировой экономики вызывают необходимость трансформации существующих подходов, усиление либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений. В данном контексте особое значение приобретает система используемых форм и методов государственного регулирования своей системы реализации внешнеэкономической деятельности.

 

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ  ТОРГОВЛИ В РОССИИ

 

Основным документов в области нормативно-правового  обеспечения функционирования системы  государственного регулирования внешней  торговли в России является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ в последней редакции от 06.12.2011 u/ [3]. Согласно  данному Федеральному закону государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, действующим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством [3]:

1) таможенно-тарифного  регулирования; 

2) нетарифного регулирования; 

3) запретов и ограничений  внешней торговли услугами и  интеллектуальной собственностью; 

4) мер экономического  и административного характера,  способствующих развитию внешнеторговой  деятельности и предусмотренных  Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются [3].

Одним из приоритетов в развитии мировых хозяйственных взаимоотношений является поиск оптимального сочетания различных форм сотрудничества. Выделяют традиционные формы внешнеэкономических отношений: внешняя торговля и инвестиционное сотрудничество.

Таким образом, существуют следующие основные направления государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

По такому критерию, как способ государственного воздействия на внешнеэкономические отношения между субъектами внешнеэкономической деятельности выделяют:

- административные (квоты, лицензии, оговорки, ограничения и т.п.);

- экономические формы регулирования (налоги, таможенные пошлины и сборы, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.).

Соотношение экономических  и административных форм воздействия  определяют тип внешнеэкономической  политики государства. Выделяют [11]:

- протекционистскую;

- умеренную;

- политику открытой  экономики (политика свободной  торговли или фритредерства.

Использование административных методов регулирования субъектов системы государственного регулирования внешней торговли взаимосвязано с реализацией протекционистской или умеренной политикой регулирования внешней торговли, что является закономерным во многих развивающихся и стран с переходной экономикой, которые вынуждены защищать национальную промышленность.

Но стоит отметить, что некоторые элементы политики протекционизма, фундаментом которых  является экономические формы воздействия на объект внешней политики, используют и промышленно развитых стран, особенно это касается такого направления, как сельское хозяйство. Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Таким образом, выбор  и использование конкретных методов и инструментов государственного регулирования внешней торговли зависит от целей и задач и связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ  МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

 

Сущность использования  тарифных методов заключается в  том, что их применение основано на регулировании внешнеторговых отношений  при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина представляет собой вид акцизного налога, взимаемого институтами таможенной системы при движении товаров через границу, которые выполняет следующие функции: фискальную - пополнение госбюджета, протекционистскую - защита отечественных производителей и регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны [13].

Фундамент таможенных пошлин – это таможенные тарифы, которые представляют собой список их ставок, применяемых к импортным товарам (импортный таможенный тариф) или экспортным товарам (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф – приоритетный операционный механизм системы государственного регулирования внешней торговли России. Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Информация о работе Система государственного регулирования внешней торговли