Система интересов в современной экономике и их противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Определить современные трактовки сущности экономических интересов, их цели и средства
Определить виды экономических интересов современной экономики
Определить специфику противоречий системы экономических интересов
Проанализировать современную экономическую ситуацию в России
Проанализировать важнейшие противоречивые интересы в современной российской экономике
Проанализировать экономические интересы предпринимателя и работника, согласование их интересов
Определить направления совершенствования предпринимательского экономического интереса

Файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 69.41 Кб (Скачать файл)

Финансово-экономические  интересы России представляют собой  сложнейшую совокупность отношений  между национальными, зарубежными  и международными хозяйствующими субъектами по поводу создания фондов денежных средств  и их использования в целях  производства, распределения, обмена и  потребления валового внутреннего  продукта (ВВП) страны, направленных на долгосрочное развитие народного хозяйства как целостной и конкурентоспособной системы, удовлетворяющей потребности населения и государства.6

Содержание системы экономических  интересов неоднородно. Национальные интересы, например, с необходимостью включают предпринимательские, но только в той части, в какой они  не противоречат им как общественным. Часть предпринимательских интересов  выпадает из структуры национальных интересов. Это касается прежде всего интересов крупного капитала, лишь частично соответствующих национальным интересам. Интересы, проявляющиеся в негативном экономическом поведении (стремление к монополизму, к завоеванию экономической власти), а также интересы, суть которых выражается в компрадорской ориентации: вывоз капитала, эксплуатация природных ресурсов в ущерб народному хозяйству и экологии и т.п., – противостоят национальному интересу.

Таким образом, основные противоречия, возникающие при взаимодействии предпринимательских интересов  с национальными интересами, связаны  с деятельностью крупного бизнеса, особенно того, который ориентирован преимущественно на мировой рынок.

В то же время экономические  интересы национально ориентированного предпринимательства, куда следовало  бы включить предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, более  полно представлены в структуре  национальных интересов. Интересы такого предпринимательства в значительной мере совпадают с национальными  экономическими интересами, поскольку  существование и развитие субъектов  этих интересов определяются благополучием  общества, его устойчивостью. А это  означает, что социальные слои, занятые  таким предпринимательством, заинтересованы в развитии национальной экономики  и ее социальной направленности.

С учетом сказанного можно  выделить три подсистемы национальных интересов (и, следовательно, финансово-экономической  безопасности), образующих определенное единство:

-  интересы общества в целом, как условие его существования и безопасности;

-   интересы, реализация которых означает осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан;

-     интересы предпринимательства и его безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше.

Такая структура национальных экономических интересов и финансово-экономической  безопасности, с одной стороны, определяет приоритеты развития, а с другой, – раскрывает основу противоречий интересов в обществе.

Характер взаимодействия разных групп интересов в экономике  современной России обладает рядом  особенностей, обусловленных длительным существованием патернализма в отношениях государства и населения. Вместе с тем реальная система интересов объективно содержит новые тенденции их социализации, имеющие в основе интеграционные начала смешанного общества. Это налагает ряд ограничительных условий на формирование рыночной среды и на процессы трансформации прежней системы. В их числе высокие социальные ожидания в обществе, потребность в сильной социальной роли государства, сохранение его значения как собственника средств и условий производства. Поэтому государственная стратегия согласования интересов в России требует активных действий, усиливающих социальные приоритеты экономики, для чего необходимо и более глубокое понимание сути национальных интересов.8

 
2.3. Анализ экономических интересов  предпринимателя и работника,  согласование их интересов

 Экономический интерес предпринимателя определяется спецификой его деятельности как товаропроизводителя, субъекта производителя товаров. Поэтому его экономический интерес ориентирован на обеспечение материальных условий сохранения и развития предпринимательства, предприятия, собственником которого он является. Поскольку безубыточная, эффективная деятельность фирмы возможна только в случае получения предпринимателем прибыли, то непосредственно его экономический интерес заключается в максимизации прибыли. Выражение экономического интереса предпринимателя в зависимости от специфики фирмы (совокупность техно-экономических и социально-экономических факторов) может принимать различную определенность, воплощаясь в текущих, среднесрочных и стратегических целях.

      Для предпринимателя, владеющего крупной корпорацией, получение прибыли как внутренний мотив хозяйственной деятельности может трансформироваться в интерес, непосредственно связанный с расширением рынков сбыта продукции либо с экономическим ростом и техническим перевооружением. Если же субъектом хозяйственной деятельности является коллектив-предприниматель (например, кооператив), то в этом случае экономический интерес непосредственно трансформируется в качестве главной задачи - в необходимости сохранения рабочих мест. Однако в любом случае каждый предприниматель заинтересован в сохранении своей фирмы как эффективно работающего предприятия. Поэтому будь то частное, акционерное или государственное предприятие в условиях рынка экономический интерес един - это максимизация прибыли. И хотя формы целевых устремлений фирм довольно различны и часто меняются под влиянием внутренних и внешних факторов, тем не менее, ориентация предпринимателя на получение прибыли остается доминирующим фактором.       Существуют два основных способа максимизации прибыли. Первый способствует получению большей массы прибыли, второй - увеличению темпов прироста прибыли. В основе первого способа лежит принцип сопоставления предельных издержек с предельными доходами, в основе второго способа - учет влияния постоянных и переменных издержек на темпы прироста прибыли.

Средства реализации экономического интереса в различных условиях могут  быть различны: это и удешевление  или, наоборот, увеличение цены единицы  продукции, повышение ее качества, выпуск модных изделий, снижение зарплаты и  других издержек производства, использование  ресурсосберегающих технологий. Но, как  показывает практика, главным конституирующим  средством максимизации прибыли  и успешного предпринимательства  является новаторство.

Экономический интерес работника  определяется спецификой его деятельности в системе производственных отношений. Работник в процессе производства реализует свою способность к труду и его интерес состоит в том, чтобы его способность к труду (его рабочая сила) была оплачена работодателем соответственно цене рабочей силы. Поэтому главный экономический интерес работника заключается в получении зарплаты на уровне, обеспечивающем стоимость жизни самого работника и его семьи.

На сегодняшний день работник часто  выступает в роли собственника акций  своего предприятия. Положение его  как собственника обогащает его  экономический интерес - формируется  заинтересованность в эффективной  работе всего предприятия, от которой  зависит цена акций и величина дивидендов. Это приводит к формированию общего экономического интереса работника и работодателя и возникновению на этой основе социальной стабильности в обществе.

На предприятиях нет других возможностей согласовать экономические интересы работников и предпринимателей, кроме  обсуждения этих интересов и требований их владельцев и достижения договоренностей  о степени и путях реализации интересов. Основной формой согласования экономических интересов работников, предпринимателей и собственников  выступает социальное партнерство.

 

 

 

 

 

 

 
Глава 3. Совершенствование системы  экономических интересов в трансформируемой экономике

 
3.1. Совершенствование предпринимательского  экономического интереса

Эффективным в условиях России будет  являться такой механизм реализации экономических интересов, который, с одной стороны, обеспечивает конкурентоспособное  развитие национальной экономики, а, с другой, делает возможным максимальное согласование интересов экономических субъектов, позволяет снижать остроту противоречий между ними. 
   На основе анализа существующих механизмов реализации экономических интересов в условиях транзитивной экономики России, а также зарубежного опыта в этой области в работе обосновываются направления совершенствования данных механизмов.

1. Создание системы институтов, адекватных современному состоянию и тенденциям развития экономических процессов, обеспечивающих переход к новой системе экономических интересов, для чего необходимо:

- сформировать социальные институты (правовые нормы, системы законов и соответствующие механизмы их реализации), направленные на демонополизацию, дебюрократизацию и декриминализацию экономической жизни и обеспечивающие тем самым, с одной стороны, экономическую свободу всех субъектов, действующих в правовом поле, а, с другой, минимизирующие возможные деструктивные последствия эгоистической реализации отдельных интересов;

- преодолеть или максимально возможно сгладить противоречия между формальными и неформальными институтами (привычками, традициями, сложившимися идеалами, моделями поведения и т.д.), в рамках которых протекает реализация экономических интересов;

-сформировать или наполнить реальным содержанием институты согласования интересов основных субъектов российской экономики (профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, потребителей и т.д.). 
2. Переориентация реальной экономической политики государства с создания необоснованных привилегий отдельным хозяйствующим субъектам на формирование общих благоприятных условий для максимально возможной реализации экономических интересов всеми слоями современного российского общества. Это достигается созданием с помощью государственного регулирования более благоприятных общих условий экономической деятельности, не нацеленных на преимущественную реализацию интересов отдельных привилегированных хозяйствующих субъектов (олигархических структур, монополий, связанных с государственной бюрократией и т.д.) за счет подавления или игнорирования интересов других участников экономических отношений. 
3. Реформирование государственного механизма распределения доходов, обеспечивающее их более равномерную алокацию в обществе (увеличение доли доходов наименее обеспеченной части населения посредством прямых трансфертных платежей; перераспределение доходов, в т.ч. в форме инвестиций в человеческий капитал; выравнивание уровней доходов между различными слоями населения, отраслями и регионами и т.д.). 
4. Конструирование новых форм эффективных предпринимательских структур, основанных на гибких механизмах сочетания государственной и частной форм собственности, – развитие системы государственно-частного партнерства в его различных видах (арендные экономические отношения, концессия, трастовые отношения, доверительное управление и др.) и подкрепление указанных механизмов гарантиями долгосрочной государственной защиты посредством усиления планово-индикативных начал в управлении государственной собственностью, разработки и утверждения целевых комплексных программ по формированию этих механизмов.

5. Содействие более широкому внедрению на микроэкономическом уровне модели «экономики участия», что предполагает поддержку со стороны государства и бизнес-кругов различных программ развития представительства интересов работников в собственности предприятий, повышение их роли в принятии решений по ключевым вопросам хозяйственной деятельности, увеличение их доли в совокупных доходах, реально отражающее превращение рост значимости человеческого фактора в условиях современной экономики.10

 
3.2. Совершенствование экономических  интересов субъектов 
государственного и муниципального секторов экономики

Государственный сектор экономики (ГСЭ) представляет собой совокупность экономических отношений, связанных  с использованием унитарными предприятиями (ГУП), государственными учреждениями (ГУ) государственной казны, а также  имущественных прав государства, вытекающих из его участия в коммерческих организациях. По аналогии, под муниципальным сектором экономики (МСЭ) понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями (МУП), муниципальными (бюджетными) учреждениями (МУ), муниципальной казны, а также имущественных прав органа местного самоуправления (МСУ), вытекающих из его участия в коммерческих организациях. 
   В этой связи необходимо принять меры по возрождению внутреннего (ведомственного) финансового контроля (в качестве неотъемлемого элемента ГФК) под руководством Минфина РФ.

Современный внутренний (ведомственный) финансовый контроль должен обладать согласованной нормативной правовой базой, быть функционально независимым  от руководства проверяемого объекта, опираться на единые правила и инструкции по его осуществлению и способствовать уменьшению потерь государственных денежных и материальных средств. Для достижения указанной цели необходимо предусмотреть в структуре объектов финансового контроля (ФК) должности внутренних контролеров, осуществляющих на постоянной основе внутренний (ведомственный) ФК как самостоятельно, так и в составе внутрипроверочных комиссий.

Организация эффективного государства  требует прозрачности, анализа экономической  целесообразности государственных  финансовых потоков всех видов. Для достижения этой цели необходимо расширить полномочия органов внешнего контроля; разработать единые стандарты внешнего контроля для каждого типа объектов контроля, соответствующие рекомендациям Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI); определить критерии эффективности, экономности и полезности произведенных государственных расходов и выданных обязательств. 
   Одновременно в условиях рыночной экономики использование только органов государственного и муниципального финансового контроля ГФК для противодействия угрозам нормального функционирования финансовых отношений недостаточно.  Необходима более развитая аудиторская деятельность – форма финансового контроля, востребованная потребностями и особенностями рыночного хозяйства.

Информация о работе Система интересов в современной экономике и их противоречия