Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть практическое значение системы национального счетоводства, а также рассмотреть проблемы внедрения СНС в практику Республики Беларусь.
Объект курсовой работы – Система Национальных счетов.
Предмет курсовой работы - методологические основы СНС.
Основными задачами работы являются:
изучение методологических основ системы национальных счетов;
рассмотрение методологии составления и анализа системы национальных счетов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 5
1.1. История создания и развития системы национальных счетов 5
1.2. Общая характеристика национального счетоводства 7
1.3. Система показателей национальных счетов 11
2. МЕТОДОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 21
2.1. Методология составления и анализа счета текущих операций 21
2.2. Методология составления и анализа счета накопления 22
2.3. Прочие счета системы национальных счетов 24
3 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Файлы: 1 файл

GR_-_sistema_natsionalnyh_schetov.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

Актуальность  выбранной темы: Изучение проблемы национального дохода является одной из важнейших задач, решаемых национальной экономикой. В странах с рыночной экономикой объем национального продукта и национального дохода определяется по системе национальных счетов. Система национальных счетов представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.

Система национальных счетов появилась в 40-50 годы в наиболее развитых странах в ответ на потребность  органов государственного управления в информации макроэкономического характера, необходимой для разработки экономической политики, применения мер, направленных на регулирование рыночной экономики.

Система национальных счетов (СНС) изучает и фиксирует процесс  создания, распределения и перераспределения ВНП и национального дохода в данной стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов экономического развития различных стран.

Таким образом, СНС является оптимальным решением статистического  учета национального продукта и национального дохода. Следовательно, для профессионального подхода к решению проблемы национального дохода необходимо воспользоваться именно системой национальных счетов.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям возникает  необходимость существенной перестройки учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами, что является необходимым условием интеграции экономики Беларуси в мировую экономику и дает возможность органам власти и управления получать сопоставимую информацию о социально-экономическом развитии Республики и всего остального мира.

Цель курсовой работы – рассмотреть практическое значение системы национального счетоводства, а также рассмотреть проблемы внедрения СНС в практику Республики Беларусь.

Объект курсовой работы – Система Национальных счетов.

Предмет курсовой работы  - методологические основы СНС.

Основными задачами работы являются:

    • изучение методологических основ системы национальных счетов;
    • рассмотрение методологии составления и анализа системы национальных счетов;
    • рассмотрение проблем внедрения СНС в Республике Беларусь

Методы исследования: в работе использовались метод наблюдения, группировки и экономического анализа.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ  НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

  • 1.1. История создания и развития системы национальных счетов

 

Система национальных счетов возникла в 40-х гг. XX в. в западных странах в результате интеграции двух направлений исследований:

  • работ в области статистики НД (чистой продукции);
  • анализа экономического цикла — получение общей и систематизированной картины состояния и развития экономики на макроуровне.

Социалистические страны, в том числе Беларусь, вплоть до начала 90-х гг. XX в. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства (БНХ).

Вначале СНС рассчитывалась лишь в ряде западных стран, прежде всего в США и Великобритании, но после второй мировой войны она была введена в международную практику [1, c. 226].

Важным этапом в становлении  СНС явились рекомендации ООН 1953 г. по учету и представлению основных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле в рамках шести счетов. Данные в счетах предлагалось отражать только в текущих ценах. Эти рекомендации создали благоприятные условия для обеспечения согласованности подходов к разработке СНС в разных странах. С 1956 г. ООН стала издавать «Ежегодник по статистике национальных счетов».

В 1968 г. с учетом накопленного опыта была сформирована более совершенная  межгосударственная система национальных счетов ООН (СНС ООН). К принципиально  новым элементам в СНС ООН 1968 г. можно отнести деление производства по отдельным отраслям и прочим производителям и включение в СНС межотраслевого баланса, осуществление более подробного учета финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, включение балансов и показателей национального богатства, углубление методологии расчетов в области непроизводственной сферы, услуг и управления.

На основе СНС ООН 1968 г. была разработана стандартная  СНС Европейского экономического сообщества. В ней проведено более четкое разграничение между потоками (материальных благ, услуг, доходов, финансовых обязательств), с одной стороны, и запасами (материально-вещественных и финансовых активов) — с другой.

Экономические показатели в СНС ООН 1968 г. исчисляются по двум концепциям: внутренней и национальной. Согласно внутренней концепции, показатели отражают деятельность всех экономических единиц на территории страны независимо от их национальной (гражданской) принадлежности. По национальной концепции в состав этих показателей дополнительно входит разность между поступлениями из-за границы гражданам данной страны и выплатами за границу гражданам других стран.

СНС ООН 1968 г. была пересмотрена и усовершенствована в 1992 г. в  связи с развитием макроэкономических исследований и распространением различных  экономических учений (кейн-сианства, монетаризма и др.). Произошли изменения в интерпретации отдельных концепций или определений, множество статей было пересмотрено в свете изменившихся обстоятельств, переоценки их характеристик или функций в пределах основополагающих концепций или определений. Прежде всего это относится к таким острым экономическим проблемам, как инфляция, безработица, загрязнение окружающей среды. Новые реалии потребовали преобразования имеющейся системы данных и введения новых показателей, в более полной мере отвечающих потребностям углубленного анализа поставленных проблем. В СНС 1992 г. предусмотрено использование четырех видов цен: производителя, покупателя, основных и факторных. Кроме того, для характеристики физических объемов затрат и выпуска, их динамики в различных секторах и отраслях экономики введены сопоставимые цены.

Ныне СНС как международный  стандарт 1992 г. представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода. Ее макроэкономический характер обусловлен использованием агрегатов в полном анализе экономического процесса. Бухгалтерский аспект обеспечивается тем, что отражение экономического цикла ведется с помощью двойной проводки операций в системе счетов. Таким образом, СНС дает конкретное (цифровое) отражение экономического цикла, а не его теоретический анализ, как это имело место ранее [3, c. 26].

  • 1.2. Общая характеристика национального счетоводства

Система национальных счетов представляет собой систему расчетов макроэкономических показателей, построенную в виде набора взаимосвязанных счетов и балансовых таблиц. Основная задача СНС состоит в том, чтобы дать упрощенное по форме, но вместе с тем полное по содержанию описание явлений и процессов, характеризующих экономическую жизнь страны (производства, образования и распределения доходов, потребления, накопления, наличия и движения национального богатства), и проследить взаимосвязь между ними.

СНС изучает и фиксирует  процесс создания, распределения  и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. С ее помощью можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.

Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер. Во–первых, она учитывает деятельность всех участников процесса производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободной профессии, наемной прислуги и т.д. Во–вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, стадии производственного процесса, его активы и пассивы.

В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся  хозяйственные единицы, совершающие  экономические операции с материальными  или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в 6 секторов:

  1. Нефинансовые предприятия – производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых). В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и другие фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и др.), предпринимателей.
  2. Финансовые учреждения и организации – коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды.
  3. Государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли–продажи:
        • органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);
        • государственные финансово–кредитные организации (национальный банк, государственные финансовые компании, налоговые инспекции и др.);
        • другие государственные учреждения;
  4. Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Главная особенность таких организаций заключается в том, что их деятельность не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;
  5. Домашние хозяйства. В эту группу входят собственно домашние хозяйства и лица, выполняющие экономические операции для обеспечения своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.).
  6. Заграница (остальной мир) – все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны [6, c. 183].

При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Под операцией в СНС подразумевают экономическое действие по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Различают операции между институциональными единицами и операции внутри институциональных единиц. К последним относятся строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды.

По характеру осуществления экономические операции разделены на:

  • операции, реализуемые на компенсационной основе, т.е. когда поток товаров и услуг имеет встречный ему – денежный;
  • трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д. Если же в основу классификации экономических операций положить иной критерий – характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы операций:
  • с материальными благами и услугами. Эти операции охватывают экономические процессы производства, распределения и обмена материальных благ и услуг (производство, импорт, инвестиции и др.). Они отражаются на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капитальные вложения и др.;
  • по распределению доходов между секторами (заработная плата, дивиденды и др.);
  • финансовые операции (с ценными бумагами, валютой, по изменению денежных активов и пассивов).

Современная СНС состоит  из трех взаимосвязанных блоков. Первый позволяет сопоставить инвестиции и сбережения, дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию национального дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах «затраты – выпуск» В. Леонтьева. Третий блок представляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке [8, c. 666].

Следует отметить, что  СНС базируется на принципах теории равновесия и бухгалтерских балансов. Теория равновесия основывается на следующих постулатах:

  • основой жизнедеятельности является рыночная экономика;
  • экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;
  • основная цель производства – извлечение максимальной прибыли;
  • цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат;
  • макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

Информация о работе Система национальных счетов