Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть практическое значение системы национального счетоводства, а также рассмотреть проблемы внедрения СНС в практику Республики Беларусь.
Объект курсовой работы – Система Национальных счетов.
Предмет курсовой работы - методологические основы СНС.
Основными задачами работы являются:
изучение методологических основ системы национальных счетов;
рассмотрение методологии составления и анализа системы национальных счетов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 5
1.1. История создания и развития системы национальных счетов 5
1.2. Общая характеристика национального счетоводства 7
1.3. Система показателей национальных счетов 11
2. МЕТОДОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 21
2.1. Методология составления и анализа счета текущих операций 21
2.2. Методология составления и анализа счета накопления 22
2.3. Прочие счета системы национальных счетов 24
3 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Файлы: 1 файл

GR_-_sistema_natsionalnyh_schetov.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Среди компонентов ВВП (ВНП) самыми большими обычно бывают потребительские расходы (С), а самыми изменчивыми – инвестиционные расходы (I).

На основе ВВП (ВНП) рассчитываются и другие макроэкономические показатели (чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый  личный доход, потребление, сбережения, валовой национальный располагаемый доход):

Чистый национальный продукт можно получить из ВНП, вычитая  из него амортизационные отчисления (А):

 

ЧНП=ВВП – А                                            (1.3)

 

Существует разница  между ценами, по которым покупают товары потребители, и продажными ценами фирм. Эта разница представляет собой косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины, налоги на монопольные виды деятельности и т.д.) [5, c. 86].

Национальный доход (НД) – показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны, получается, если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу.

Личный доход (ЛД), получается путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные доходы, полученные в виде процента, в том числе процент по внутреннему государственному долгу.

Располагаемый личный доход (РЛД) исчисляется путем уменьшения личного дохода на сумму подоходного  налога с граждан и некоторых  неналоговых платежей государству. Располагаемый личный доход используется домашним хозяйством на потребление и сбережения.

Потребление (С) – важнейшая  составляющая ВВП (ВНП). В долгосрочной перспективе изменения ВВП (ВНП) и потребительских расходов приблизительно одинаковы, но в краткосрочном периоде  потребительские расходы колеблются в меньшей степени, чем ВВП (ВНП), так как они зависят главным образом от располагаемого дохода, прирост или уменьшение которого как по величине, так и по своим компонентам не совпадает с динамикой ВВП (ВНП). Например, две важнейших составляющих располагаемого личного дохода, отличающие его от ВВП (ВНП) – налоги (при прогрессивной системе налогообложения) и трансферты – действуют как автоматические стабилизаторы в периоды спадов и подъемов: налоги снижаются в период спада, а трансферты растут, поэтому располагаемый личный доход сокращается не так быстро, как ВВП (ВНП).

Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления.

Располагаемый доход  может определяться не только на уровне домашних хозяйств (располагаемый личный доход), но и экономики в целом.

Валовой национальный располагаемый  доход (ВНРД) получается путем суммирования ВНП и чистых трансфертов из–за  рубежа, т.е. трансфертов, полученных от "остального мира" (дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и пр.) за вычетом  аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. Валовой национальный располагаемый доход используется для конечного потребления и национального сбережения.

Таким образом, систему  основных макроэкономических показателей, введенную в статистическую практику системой национальных счетов (СНС), и которую широко используют в настоящее время страны с рыночной экономикой, и внедряют страны СНГ можно представить в виде системы основных показателей ВНП (ВВП), которая отражена на рис. 1.1 (см. приложение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

  • 2.1. Методология составления и анализа счета текущих операций

В структуре СНС можно выделить следующие группы счетов:

набор счетов для пяти секторов национальной экономики и консолидированные  счета для экономики в целом, в том числе:

    • счета текущих операций,
    • счета накопления,
    • балансы активов и пассивов;
    • счета для отраслей экономики;
    • счета внешних операций (счета для сектора «остальной мир»);
    • счета для отдельных видов экономических операций.

Завершающим блоком системы являются балансовые таблицы, отражающие изменение национального богатства в текущем периоде, и межотраслевой баланс, в котором показывается производство и использование товаров и услуг в детальном отраслевом разрезе (по видам деятельности и типам продуктов) [14, c. 7].

В счетах текущих операций описывается движение стоимости товаров и услуг от производства до конечного использования. Термин «текущие» означает регулярно повторяющиеся операции, непосредственно не затрагивающие стоимость собственного капитала хозяйственных единиц. В эту группу включаются следующие счета: счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет перераспределения доходов в натуральной форме, счета использования доходов. Правая сторона каждого счета, называемая «ресурсы», служит для записи операций, увеличивающих стоимость (суммы, полученные экономическими единицами). В левой стороне счета, называемой «использование»,   отражаются   операции,   уменьшающие стоимость (суммы, выплаченные экономическими единицами). В системе используется принцип двойной записи. Каждая операция фиксируется дважды: в ресурсной части и в разделе использования, поскольку представляет собой поток от одной экономической единицы к другой. Последняя балансирующая статья в данной группе счетов — «сбережение», представляющая собой превышение текущих доходов над текущими расходами, включающими расходы на конечное потребление. На рис 2 представлены балансирующие статьи счетов текущих операций для секторов экономики и экономики в целом [12, 479с.].

 

 

Рис. 2.1 Балансирующие статьи счетов текущих операций

  • 2.2. Методология составления и анализа счета накопления

Счета накопления предназначены  для описания всех операций и других экономических потоков, которые приводят к изменению объема, состава и стоимости активов, обязательств и чистой стоимости собственного капитала. Источниками финансирования этих операций является валовое сбережение (исходная статья счета операций с капиталом) и капитальные трансферты. Кроме того, активы, обязательства и чистая стоимость собственного капитала могут изменяться в связи с неэкономическими событиями или изменением цен. В данную группу счетов включаются: счет операций с капиталом, финансовый счет, счет других изменений в активах, счет переоценки.

Счета накопления непосредственно  связаны с балансами активов  и пассивов. Правая часть баланса  активов и пассивов служит для  отражения финансовых обязательств и чистой стоимости собственного капитала. В левой части представлены активы, находящиеся в собственности институциональных единиц. При этом балансы составляются на начало и конец отчетного периода, а изменения в активах и пассивах между этими моментами времени показываются в счетах накопления. Поэтому баланс активов и пассивов на конец периода должен быть согласован с данными баланса на начало периода и счетов накопления [15, с. 6]

По отраслям экономики  составляются счета производства и  образования доходов. В счетах внешних  операций описываются потоки между  институциональными единицами-резидентами и нерезидентами. Они строятся с точки зрения сектора «остальной мир». Это означает, что операции, отражаемые в ресурсной части данной группы счетов, характеризуют стоимости, полученные нерезидентами от резидентов. Эти же операции параллельно показываются в разделе «использование» соответствующих счетов для секторов национальной Экономики как стоимости, переданные «остальному миру». И наоборот, в разделе «использование» счетов внешних операций отражаются Стоимости, переданные нерезидентами резидентам. Если балансирующая статья имеет положительный знак, то из этого следует, что передано «остальному миру» больше, чем получено от него резидентами страны (дефицит для национальной экономики). В данную группу входят:

    1. Счета текущих операций, в том числе:
    • счет внешних операций с товарами и услугами;
    • внешних первичных доходов и трансфертов;
    1. Счета накопления, в том числе:
    • счет операций с капиталом;
    • финансовый счет;
    • счета других изменений в активах;
    • балансы активов и пассивов.

  • 2.3. Прочие счета системы национальных счетов

Следующая группа счетов — счета для отдельных видов  экономических операций (например, выплаты процентов, налогов, социальных пособий, операции с финансовыми инструментами и др.). Их назначение состоит в том, чтобы показать итог по данной группе операций или группе операций по каждому сектору экономики (сколько получено и сколько передано). Наиболее важным счетом среди них является счет товаров и услуг, составляемый по экономике в целом и группам продуктов. Он отражает общую величину ресурсов товаров и услуг, формирующихся за счет выпуска и импорта, и их использование на цели промежуточного потребления, конечного потребления, накопления и экспорта. Отличительная черта счета товаров и услуг состоит в том, что он должен балансироваться по определению: объем ресурсов должен быть равен объему использования товаров и услуг по всем направлениям. Однако из-за неполноты информации на практике всегда имеет место несовпадение итогов двух разделов счета, называемое статистическим расхождением.

Важное место в структуре  новой версии СНС (1993) занимает межотраслевой  баланс (МОЕ), показывающий взаимосвязи  между отраслями экономики. МОБ выполняет функцию детализации счетов производства, образования доходов, использования доходов и операций с капиталом на уровне отраслевых групп товаров и услуг. С его помощью проводится анализ важнейших экономических пропорций, изучаются структурные сдвиги в экономике, идентифицируются ключевые отрасли, дающие значительные импульсы для экономического роста, исследуется зависимость экономики страны от экспорта и импорта, моделируется влияние тех или иных программ на цены, производство, занятость и т.д. Для прогнозных расчетов развития экономики используются коэффициенты прямых и полных затрат на производство товаров и услуг, исчисляемые на основе МОБ [10, с.77].

СНС (1993) включает в себя также сателлитные счета и  системы показателей, разрабатываемые  для анализа специальных проблем, связанных с окружающей средой, влиянием экологии на экономический рост, образованием, рынком труда (человеческим капиталом), измерением благосостояния и т.п. В сателлитных системах могут использоваться отличные от основной структуры СНС концепции и определения некоторых категорий (производства, потребления, расходов, инвестиций и др.), а также показатели в натуральных измерителях [15, с. 6]

С учетом того, что некоторые  счета подразделяются на субсчета, в новой версии СНС (1993) полная система  счетов для секторов и экономики  в целом включает более 80 счетов. Однако на практике ни в одной стране мира не составляется весь набор счетов и таблиц, предусмотренных международным методологическим стандартом.

 

3 Проблемы внедрения СНС в Республике Беларусь

Внедрение системы СНС  является объективной необходимостью в условиях перехода Республики Беларусь  к рыночной экономике.

В целях создания надежной информационной базы для экономического анализа и оценки эффективности  народного хозяйства, выработки  рациональной политики и принятия решений  на всех уровнях управления, прогнозирования экономических процессов в условиях рыночных отношений, а также учитывая, радикальные экономические преобразования, происходящие в республике, расширение ее международных связей и интеграцию в мировое сообщество в Республике Беларусь утверждена Республиканская программа перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Программа разработана  в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1992 г. N 174 "О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики".

Существующая система  учета и статистики формировалась  в условиях действия административно-командных  методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

Не придавалось должного значения статистической информации и формированию показателей, характеризующих финансовое состояние, денежное обращение и кредит, функционирование новых структур предпринимательской и посреднической деятельности. В сочетании с недостаточной гибкостью методов статистического наблюдения это в значительной мере затрудняет анализ осуществляемых экономических преобразований, создает определенные трудности для эффективного регулирования хозяйственных процессов и проведения целенаправленной социальной политики.

Методология ныне действующей системы учета и статистики оторвана от мировой практики, что осложняет анализ экономического положения республики, процессов ее интеграции в международное сообщество.

Все это требует существенной перестройки учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами.

Госкомстатом Республики Беларусь выполнен ряд методологических и организационных работ, направленных на создание предпосылок внедрения  системы национальных счетов. Начаты работы по определению валового национального продукта, однако действующая система учета валового внутреннего продукта не в полной мере соответствует мировой практике. На новых методологических принципах ведется наблюдение за изменением цен, внешнеторговой деятельностью, составляются балансы производства и использования продукции в натуральном и стоимостном выражении, совершенствуется статистика занятости, доходов и, расходов населения.

Информация о работе Система национальных счетов