Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть практическое значение системы национального счетоводства, а также рассмотреть проблемы внедрения СНС в практику Республики Беларусь.
Объект курсовой работы – Система Национальных счетов.
Предмет курсовой работы - методологические основы СНС.
Основными задачами работы являются:
изучение методологических основ системы национальных счетов;
рассмотрение методологии составления и анализа системы национальных счетов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 5
1.1. История создания и развития системы национальных счетов 5
1.2. Общая характеристика национального счетоводства 7
1.3. Система показателей национальных счетов 11
2. МЕТОДОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 21
2.1. Методология составления и анализа счета текущих операций 21
2.2. Методология составления и анализа счета накопления 22
2.3. Прочие счета системы национальных счетов 24
3 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Файлы: 1 файл

GR_-_sistema_natsionalnyh_schetov.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Республиканская программа  предполагает комплексный пересмотр  всей системы учета и статистики Республики Беларусь, приведение ее в соответствие с международными правилами при сохранении в статистике и учете тех инструментов, которые не только не противоречат мировой практике, но и обогащают ее.

Основной целью Республиканской  программы является создание условий для повышения эффективности государственного регулирования жизни общества на основе объективной и достоверной оценки состояния и возможностей различных форм собственности, сфер экономики, прогнозирования их развития и оценки последствий управленческих решений.

Республиканская программа  позволяет создать условия для  объективного анализа экономики  Республики Беларусь и ее отдельных  сфер в мировом сообществе, своевременного выявления тенденций международного разделения труда, оценки состояния и возможностей мирового рынка и перспектив его развития за счет:

  • определения состава, экономического содержания и методов расчета показателей, используемых в международной статистической практике и дополнения ими действующей отчетности;
  • разработки и интеграции в единую статистическую систему новых форм первичного учета бухгалтерской, финансовой, банковской и таможенной отчетности в соответствии с международными правилами;
  • внедрения новых методов обработки данных первичного учета с целью группировки по международным классификациям и формам представления данных международным экономическим органам;
  • уточнения состава показателей, периодичности, порядка представления и формы публикации статистических данных в соответствии с международными правилами.

При этом в качестве первоочередной и основополагающей задачи предусмотрено реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики в соответствии с потребителями, возникающими при переходе к рыночной экономике, реализации международных обязательств. Перестройка общеметодологических основ государственной статистики исходит из принципиально другого подхода к разделению народного хозяйства на сферы материального производства и непроизводственную, необходимости значительного расширения отражения процессов денежного обращения, финансового и платежного состояния государства. Для этого в действующую систему статистических показателей и учета вносится ряд существенных изменений, соответствующих международным стандартным статистическим системам.

Принципиальным направлением реформирования организационных основ  государственной статистики должно стать определение порядка взаимодействия государственной статистики с ведомственной  информацией в условиях изменившейся системы управления экономикой.

С учетом радикальных преобразований структуры и функций органов управления перестраивается система сбора и обработки первичной статистической и учетной информации на центральном и региональном уровнях.

Реформирование методологических основ государственной статистики предусматривает проведение широкого круга научно-методологических исследований, привлечение научных организаций к решению теоретических и методологических вопросов, проведение международной экспертизы принятых методических решений и осуществленных на их основе экспериментальных расчетов.

Преобразование организационных  основ государственной статистики на базе новых технических и технологических  решений позволит резко сократить  потоки статистической информации, преодолеть трудности, связанные со сбором информации от мелких предприятий и организаций, рационально распределить функции по обработке первичной информации на региональном и центральном уровнях.

Важны и новым для  Республики Беларусь направлением развития государственной статистики является организация работ по представлению статистических материалов в международные организации в соответствии с подписанными и ратифицированными международными соглашениями и конвенциями в области статистики.

Совершенствование системы  макроэкономического статистического учета и анализа, прежде всего, связано с приданием показателю валового национального продукта (ВНП) статуса основной характеристики национальной экономической деятельности.  Необходимость использования ВНП в практике статистического учета определяется тем, что он отражает функционирование всей экономики, включая как производственную, так и непроизводственную сферы. Важно также, что ВНП и его структура являются основой международных экономических сопоставлений, оценки степени интеграции республики в мирохозяйственные связи.

Наиболее полная и  достоверная оценка ВНП может  быть достигнута только при переходе к системе национального счетоводства (СНС). При этом необходимо учитывать, что она существенно отличается от действующей системы статистического  учета, основанного на методологии баланса народного хозяйства (БНХ).

Переход к системе  национального счетоводства потребует  коренного пересмотра первичной  статистической информации, бухгалтерского, финансового и банковского учета [13, c. 66].

Концептуальные и организационно-методические различия двух систем приводят к различным оценкам показателей доходов и расходов предприятий и учреждений или их совокупностей, доходов и расходов государственного бюджета, источников финансирования капитальных вложений, а также масштабов и путей перераспределения национального дохода, соотношения конечного и промежуточного продукта. Существующая ныне методология исчисления национального дохода также несопоставима с принятой в международной практике.

Цель создания системы  национальных счетов (СНС) Республики Беларусь - полное и точное отражение экономической деятельности государства. Внедрение СНС позволяет уточнить используемую и получить новую статистическую информацию о производстве продукции и оказании услуг, образовании, распределении и перераспределении доходов, движении капитала, конечном использовании народнохозяйственных ресурсов на потребление и накопление, а также об источниках их финансирования. С помощью СНС будет решена и задача адекватной оценки внешнеэкономических связей Республики Беларусь, ее торгового и платежного баланса.

За основу разработки системы национальных счетов Республики Беларусь принят вариант СНС ООН, используемый в Европейском Сообществе и известный как "Европейская  система интегрированных экономических счетов" (ЕСИЭС).

В СНС предусмотрено  использовать два типа классификационных  хозяйственных единиц - по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям позволит оценивать процессы производства, распределения и потребления  продуктов и услуг, балансы ресурсов и их использование. Группировка хозяйственных единиц по секторам экономики покажет потоки доходов и расходов, состояние финансовых активов и пассивов. Так, счета для сектора "домашние хозяйства" обеспечат данными для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.) и роли сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании валового внутреннего продукта.

В СНС кроме исчисления макроэкономических показателей, характеризующих  деятельность экономики Республики Беларусь в целом, предусмотрены также расчеты валовой добавленной стоимости, ряда других счетов, исчисление национального дохода по методологии ООН на уровне республики.

Использование СНС в  отечественной практике позволит получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции и источники их финансирования, сальдо внешней торговли, сальдо по текущим операциям с заграницей. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатывается экономическая политика и меры по ее осуществлению.

Заключение

На основании изученного материала  необходимо сделать следующие выводы:

  1. СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.
  2. Результатом функционирования экономики является национальный продукт, т. е. все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени (обычно за год).
  3. Национальный продукт является важнейшим показателем состояния экономики страны, отражающим ее экономический потенциал, уровень жизни населения, действенность экономической и социальной политики.
  4. Попытки измерить объем национального продукта предпринимались давно. Существуют различные методы определения объема национального продукта.
  5. В странах с рыночной и переходной экономикой размеры национального продукта определяются по Системе национальных счетов (СНС), представляющей собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе воспроизводства. Основная цель СНС — описание взаимоувязанных макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны, с целью обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода. Поэтому для статистики важно понимание национального счетоводства как комплексной системы понятий и категорий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в экономической системе.
  6. СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации уточнить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.
  7. В работе были рассмотрены следующие основные вопросы:
  • задачи системы национальных счетов в статистике;
  • роль и функций национального счетоводства в экономиках переходного типа;
  • значение СНС в статистике развитых стран;
  • основные направления и задачи внедрения международных статистических стандартов;
  • структура СНС и проблем внедрения СНС в РБ.

            На основании  рассмотренных в работе материалов можно сделать вывод о том, что Система национальных счетов представляет собой способ группировки и обобщения экономической информации. При этом экономическая система общества рассматривается как живой целостный организм. Кроме этого система СНС является международным стандартом и обеспечивает реальное сопоставление уровня развития экономик разных стран. Наличие СНС дает возможность сопоставить экономики различных государств и выявить их взаимодействие.

Список использованных источников

  1. Архипов А. И., Нестеренко А. Н., Большаков А. К. Экономика//Учебник// - М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 792 с.
  2. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2000. – 87 c.
  3. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киивой. Киров, 2004.- 56 с.
  4. Лысюк Р.С. Проблемы и перспективы инвестиционного кредитования в Республике Беларусь. // Бухгалтерский учет и анализ. –2002. -№3. –С.41-44
  5. Макроэкономика: Учеб.пособие / Под <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-deco

Информация о работе Система национальных счетов