Система нормативного регулирования аудита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

В современный период формирования правового государства и становления рыночной экономики в Российской Федерации, как никогда важно соблюдение конституционного принципа свободы в использовании способностей для предпринимательской и иной, незапрещенной законом экономической деятельности. Особую актуальность приобретает на современном этапе развития экономики свободного рынка продуманное и взвешенное регулирование вопросов осуществления контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов с целью защиты прав и законных интересов участников экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..2
1.Правовое регулирование аудита в России………………………………………….5
1.1 Общая характеристикасистемы нормативного регулирования аудита в России…5
1.2 Закон РФ «Об аудиторской деятельности»………………………………………….7
1.3 Закон РФ «О саморегулируемых организациях»…………………………………...9
1.4 Стандарты аудиторской деятельности в РФ……………………………………….10
2. Структура и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность в России…………………………………………………………………………………….11
2.1 Умполномоченный федеральный орган по регулированию аудиторской деятельности……………………………………………………………………………..11
2.2 Совет по аудиторской деятельности при УФО…………………………………….13
2.3 Саморегулируемые организации аудиторов……………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Система нормативного регулирования аудита в России.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2

1.Правовое регулирование  аудита в России………………………………………….5

1.1 Общая характеристикасистемы  нормативного регулирования аудита  в России…5

1.2 Закон РФ «Об аудиторской  деятельности»………………………………………….7

1.3 Закон РФ «О саморегулируемых организациях»…………………………………...9

1.4 Стандарты аудиторской деятельности  в РФ……………………………………….10

2. Структура и функции  органов, регулирующих аудиторскую  деятельность в России…………………………………………………………………………………….11

2.1 Умполномоченный федеральный орган по регулированию аудиторской деятельности……………………………………………………………………………..11

2.2 Совет по аудиторской деятельности  при УФО…………………………………….13

2.3 Саморегулируемые организации  аудиторов……………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современный период формирования правового государства и становления рыночной экономики в Российской Федерации, как никогда важно соблюдение конституционного принципа свободы в использовании способностей для предпринимательской и иной, незапрещенной законом экономической деятельности. Особую актуальность приобретает на современном этапе развития экономики свободного рынка продуманное и взвешенное регулирование вопросов осуществления контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов с целью защиты прав и законных интересов участников экономических отношений.

Главная цель аудита – обеспечивать контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Аудит, наряду с государственным контролем, служит, в первую очередь, защите интересов потенциальных инвесторов. Данные об использовании имущества и денежных средств, о проведении коммерческих операций и направлении инвестиций юридическими субъектами могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.

Становление и развитие института аудита в Российской Федерации стало причиной формирования целого блока нормативно-правовых актов в отечественном законодательстве, регулирующего аудиторскую деятельность и определяющего правовое положение ее субъектов. Современной тенденцией развития правового регулирования в этой области является формирование и развитие саморегулирования аудиторов и аудиторских организаций, а также предположительное уменьшение государственного контроля над осуществлением аудиторской деятельности.

В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.

Выбор темы для курсовой работы обусловлен желанием изучить имеющуюся информацию для более полного понимания современных процессов происходящих в этой сфере.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что  рассмотрение названных выше вопросов имеет большое значение для определения особенностей правового положения субъектов аудиторской деятельности, установления путей дальнейшего развития аудита, как одного из механизмов, способствующему нормальному развитию как конкретных хозяйственных отношений, так и рынка в целом.

Целью данной курсовой работы является изучение аудиторской деятельности: ее нормативное регулирование.

Задачи курсовой работы:

    1. рассмотрение системы нормативного регулирования аудиторской деятельности;
    2. организация государственного регулирования аудиторской деятельности;
    3. изучение содержания и классификации аудиторских стандартов, их видов и значения.

Для выполнения задач  и целей настоящей курсовой работы будут использованы метод анализа  научной литературы и нормативных  актов  и метод синтеза.

Объектом исследования является нормативное регулирование аудиторской деятельности.

Предметом исследования является как нормативно-правовая, так и теоретическая база регулирования отношений, складывающихся в области аудита.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок организации аудита в РФ, в частности Федеральные законы «Об аудиторской деятельности», «О саморегулируемых организациях» и Федеральные правила (стандарты) аудита, а также учебные и научные публикации ведущих специалистов в области аудита, финансов и бухучета, таких как В.И. Подольский, А.Д. Шеремет, В.П. Суйц, М.В. Мельник, Р.П. Булыга и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое регулирование аудита в России

1.1 Общая характеристика системы нормативного регулирования аудита в России

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, в которой можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности.

Первая получила распространение  в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. Здесь аудиторская деятельность строго регламентируется административными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция характерна для англоязычных стран (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в определенном смысле саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями1.

В России принята концепция  смешанного регулирования аудиторской  деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового  регулирования аудита в России можно  выделить четыре основных уровня (Приложение А).

Первый уровень представлен следующими законодательными актами:

Гражданским Кодексом РФ,

Налоговым Кодексом РФ,

Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ,

Федеральным законом  РФ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ,

Федеральным законом  РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ,

Федеральным законом  РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 (ред. от 28.09.2010) № 129-ФЗ и др., которые определяют понятия, требования, задачи аудита, основные права и обязанности субъектов аудиторской деятельности, а также нормативными актами государственных органов власти (Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ», Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которой составляет не менее 25 процентов: Утверждены постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706) и др. На основании указанных нормативных актов осуществляется государственное регулирование аудита.

Второй уровень представляют национальный кодекс профессиональной этики аудиторов, федеральные стандарты аудиторской деятельности, а также нормативные акты и методические руководства, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности – Минфином России (Временные положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, утвержденные приказом Минфином РФ от 12.09.2002 № 93н; Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики, одобренное Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 30.10.2008 г., и др.). Поскольку в разработке указанных документов центральная роль принадлежит Совету по аудиторской деятельности, их можно отнести к нормативным актам смешанного регулирования деятельности2.

На третьем уровне находятся нормативные акты профессиональных аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены кодексами профессиональной этики, внутренними стандартами саморегулируемых аудиторских организаций. Основное назначение стандартов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. К третьему уровню относятся нормативные акты министерств и федеральных служб, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др.

К четвертому уровню относятся внутренние (внутрифирменные) регламенты (стандарты) аудиторской деятельности, правила осуществления внутреннего контроля качества и методики, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита.

С помощью нормативных  актов третьего и четвертого уровней  осуществляется саморегулирование  аудиторской деятельности.

1.2  Закон РФ «Об аудиторской деятельности»

Центральное место в  системе нормативного регулирования аудиторской деятельности любой страны занимает специальный закон об аудите.

Первым системообразующим  актом, установившим правовые основы аудиторской  деятельности как независимого вневедомственного  финансового контроля в России, явился изданный Президентом РФ в период своих особых полномочий Указ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. При этом устанавливалось, что данные Временные правила действуют только до принятия Федеральным Собранием РФ закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким актом явился Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Закон 2001 г. об аудите в целом сохранил свою преемственность по отношению к Временным правилам аудита 1993 г., и содержал положения о независимости аудиторов, правилах (стандартах) аудиторской деятельности, основах конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита, определении понятия аудиторской деятельности (аудита), а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы, аттестации и лицензировании аудиторской деятельности.3 За семь лет своего существования указанный закон неоднократно изменялся и дополнялся, исходя из потребностей рынка и экономической ситуации в стране, и в итоге был заменен новым законом.

В настоящее время  действует Закон РФ «Об аудиторской  деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ.

Перечислим ключевые положения данного закона:

  1. Дает определение аудита, аудиторской деятельности и перечень сопутствующих аудиту услуг;
  2. Определяет систему органов и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  3. Дает определение аудитора, аудиторской организации, а также саморегулируемой аудиторской организации;
  4. Определяет необходимость и порядок проведения аттестации аудиторской деятельности;
  5. Определяет критерии включения в реестр СРО, а также членства реестра аудиторов и аудиторских фирм;
  6. Определяет порядок ведения государственного реестра СРО, а также реестра аудиторов и аудиторских фирм;
  7. Определяет случаи проведения обязательного аудита;
  8. Дает понятие и классификацию аудиторских стандартов;
  9. Определяет права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц при проведении аудита;
  10. Дает определение и определяет структуру аудиторского заключения;
  11. Определяет порядок государственного надзора за деятельностью СРО, а также контроля качества работы аудиторских организаций.

Знание Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ необходимо прежде всего аудиторам, руководителям аудиторских организаций, бухгалтерам предприятий, юристам, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы, сотрудникам государственного аппарата, финансовых и налоговых органов.

1.3 Закон РФ «О саморегулируемых организациях»

Закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»  регулирует отношения, связанные с  деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской  или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), органов исполнительной власти.4

Информация о работе Система нормативного регулирования аудита в России