Система нормативного регулирования аудита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

В современный период формирования правового государства и становления рыночной экономики в Российской Федерации, как никогда важно соблюдение конституционного принципа свободы в использовании способностей для предпринимательской и иной, незапрещенной законом экономической деятельности. Особую актуальность приобретает на современном этапе развития экономики свободного рынка продуманное и взвешенное регулирование вопросов осуществления контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов с целью защиты прав и законных интересов участников экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..2
1.Правовое регулирование аудита в России………………………………………….5
1.1 Общая характеристикасистемы нормативного регулирования аудита в России…5
1.2 Закон РФ «Об аудиторской деятельности»………………………………………….7
1.3 Закон РФ «О саморегулируемых организациях»…………………………………...9
1.4 Стандарты аудиторской деятельности в РФ……………………………………….10
2. Структура и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность в России…………………………………………………………………………………….11
2.1 Умполномоченный федеральный орган по регулированию аудиторской деятельности……………………………………………………………………………..11
2.2 Совет по аудиторской деятельности при УФО…………………………………….13
2.3 Саморегулируемые организации аудиторов……………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Система нормативного регулирования аудита в России.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Отметим наиболее важные положения Закона РФ «О саморегулируемых организациях»:

  • Дано определение саморегулирования (п.1 ст. 2), субъектов саморегулирования (п. 3 ст.2), предмета саморегулирования (п.1 ст. 4), саморегулируемых организаций (п.1 ст. 3), а также общих критериев признания некоммерческой организации СРО (п.3 ст. 3). Содержанием саморегулирования являются разработка и установление стандартов и правил определенной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил;
  • Определена структура органов управления (ст. 15-19), а также основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации (ст.6);
  • Определена необходимость разработки и утверждения стандартов и правил СРО (п.4 ст. 3);
  • Определен порядок осуществления контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов (ст.9);
  • Определены способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями товаров (работ, услуг) и иными лицами (ст. 13)

1.4 Стандарты аудиторской деятельности в РФ

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) — профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов. Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года; на данный момент действуют 30 (6-й, 13-15-е из 34-х утратили силу) стандартов (ФПСАД) плюс 6 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита (Приложение Б).

Стандарты аудита являются едиными базовыми принципами, которым  должны следовать все аудиторские  организации и аудиторы в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их заказчики и общественность. В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от отдельных факторов, таких, как масштабы производства заказчика, специализация, система бухгалтерского учета, и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы и должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.

Аудиторские стандарты  формируют единые базовые нормативные  требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их соблюдении определенный уровень гарантии результатов  проверки. По мере изменения экономической  ситуации стандарты подвергаются периодическому пересмотру.

На базе аудиторских  стандартов формируются учебные  программы для подготовки аудиторов  и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской  деятельностью. Аудиторские стандарты  являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий  подход к проведению аудита масштаб  аудиторской проверки, визы отчетов (заключений) аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.5

Значение стандартов состоит в том, что они:

  • обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;
  • способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • повышают престиж профессии;
  • облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;
  • обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

2. Структура и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность в России

2.1 Уполномоченный  федеральный орган по регулированию  аудиторской деятельности

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Правительство Российской Федерации приняло постановление «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.02 № 80, в котором Министерство финансов Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти6.

В соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности»7 на уполномоченный федеральный орган возлагаются следующие функции по государственному регулированию аудиторской деятельности:

1) выработка государственной  политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое  регулирование в сфере аудиторской  деятельности, в том числе утверждение  федеральных стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций,  а также принятие в пределах  своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра  саморегулируемых организаций аудиторов,  а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских  услуг в Российской Федерации;

5) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 22 Закона);

6) внешний контроль качества  работы аудиторских организаций,  осуществляющих обязательный аудит  государственной собственности  (п. 5 ст. 10 Закона).

Созданный в рамках Минфина  России департамент регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности разрабатывает  систему мер по государственному регулированию рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, осуществляет надзор над этой деятельностью, защищает интересы государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских организаций.

2.2 Совет по аудиторской деятельности при УФО

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан совет по аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции8:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

7) осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

В состав совета входят:

1) 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25 процентов их общего числа;

2) два представителя уполномоченного федерального органа;

3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.

Членами совета  не могут  быть члены рабочего органа совета, за исключением представителей Минфина  РФ. Председатель совета избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета. Заседания совета созываются председателем совета не реже одного раза в три месяца. Заседание совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета. Его решения принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.9

Для подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом.

В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят:

  1. руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления;
  2. другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов;
  3. , руководитель единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
  4. представители уполномоченного федерального органа – Минфина РФ;
  5. представители научной и педагогической общественности.

Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70 процентов общего числа членов рабочего органа совета.

Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности (за исключением руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления саморегулируемых организаций аудиторов, представителей уполномоченного федерального органа, руководителя единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом) подлежит ротации один раз в три года не менее чем на 30 процентов общего числа членов рабочего органа совета, за исключением руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления саморегулируемых организаций аудиторов, представителей уполномоченного федерального органа, руководителя единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

Положение о совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа совета по аудиторской деятельности утверждаются советом по аудиторской деятельности.

2.3 Саморегулируемые организации аудиторов

Согласно новому Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», с 1 июля 2009 года лицензирование в аудиторской  деятельности заменено саморегулированием. Ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности с 1 января 2010 года утратили силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, не вправе осуществлять аудиторскую деятельность.

Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Саморегулирование в области аудиторской деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  • Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  • Постановление Правительства от 16 февраля 2008 года № 80 «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности».
  • И другие нормативно-правовые акты.

Информация о работе Система нормативного регулирования аудита в России