Система образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по развитию системы образования на г.о. Орск Оренбургской области. Для достижения поставленной цели в проекте решаются следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические вопросы: - понятие и сущность системы образования, ее задачи, - государственная и муниципальная политика в сфере образования; 2) произвести анализ системы управления образованием г.о. Орск Оренбургской области: - дать характеристику Управления образования, - дать анализ сети образовательных учреждений,
- дать анализ кадрового, материально-технического финансового обеспечения учреждений образования, - дать анализ инноваций.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………………………5
1.1. Понятие и задачи системы образования РФ………………………………..5
1.2. Основные направления развития системы образования РФ ……………...9
Раздел 2. Аналитическая часть………………………………………………….15
2.1. Социально – экономическая характеристика г.о. Орск Оренбургской области…………15
2.2. Характеристика и анализ организационной структуры Управления образования администрации г.о. Орск Оренбургской области……………………22
2.3. Анализ сети образовательных учрежде-ний……………………………….29
2.4. Анализ кадрового обеспечения учреждений образова-ния……………….48
2.5. Анализ материально-технического обеспече-ния…………………………52
2.6. Анализ финансового обеспече-ния…………………………………………54
2.8. Анализ реализации основных направлений Приоритетного национального проекта «Образование» г.о. Орск Оренбургской облас-ти………………………………………………………………………………….56
Выво-ды…………………………………………………………………………...62
Раздел 3. Проектная часть………………………………………………………63
3.1.Разработка мероприятия по расширению форм дошкольного образо-вания в г.о.Орск…………………………………………………………………………63
3.2. Разработка мероприятия по повышению качества учебного процесса в общеобразовательных учреждениях г.о. Орск………………………………...68
3.3. Разработка мероприятия по внедрению современного технологического оборудования в столовые общеобразовательных учреждений г.о. Орск……74
Раздел 4. Экономическая часть…………………………………………………79
4.1. Расчет затрат на проведение мероприятия по расширению форм дошкольного образования в г.о. Орск…………………………………………………79
4.2. Расчет затрат на мероприятия по внедрению современного технологического оборудования в столовые общеобразовательных учреждений г.о. Орск………………………………………………………………………………81
4.2. Расчет затрат на мероприятия по внедрению современного технологического оборудования в столовые общеобразовательных учреждений г.о. Орск………………………………………………………………………………84
Заключе-ние………………………………………………………………………86
Список использованных источни-ков…………………………………………..88
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсач весь.doc

— 1.83 Мб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Теоретическая  часть……………………………………………………5

1.1. Понятие и задачи системы образования РФ………………………………..5

1.2. Основные направления  развития системы образования  РФ ……………...9

Раздел 2. Аналитическая часть………………………………………………….15

2.1. Социально – экономическая  характеристика г.о. Орск Оренбургской  области………………………………………………………………………………15

2.2. Характеристика и  анализ организационной структуры  Управления образования администрации  г.о. Орск Оренбургской области……………………22

2.3. Анализ сети образовательных  учреждений……………………………….29

2.4. Анализ кадрового  обеспечения учреждений образования……………….48

2.5. Анализ материально-технического  обеспечения…………………………52

2.6. Анализ финансового  обеспечения…………………………………………54

2.8. Анализ реализации основных направлений Приоритетного национального проекта «Образование» г.о. Орск Оренбургской области………………………………………………………………………………….56

Выводы…………………………………………………………………………...62

Раздел 3. Проектная часть………………………………………………………63

3.1.Разработка мероприятия по расширению форм дошкольного образования в г.о.Орск…………………………………………………………………………63

3.2. Разработка мероприятия по повышению качества учебного процесса в общеобразовательных учреждениях г.о. Орск………………………………...68

3.3. Разработка мероприятия по внедрению современного технологического оборудования в столовые общеобразовательных учреждений г.о. Орск……74

Раздел 4. Экономическая часть…………………………………………………79

4.1. Расчет затрат на  проведение мероприятия по расширению  форм дошкольного образования  в г.о. Орск…………………………………………………79

4.2. Расчет затрат на  мероприятия по внедрению современного технологического оборудования в столовые общеобразовательных учреждений г.о. Орск………………………………………………………………………………81

4.2. Расчет затрат на  мероприятия по внедрению современного технологического оборудования в столовые общеобразовательных учреждений г.о. Орск………………………………………………………………………………84

Заключение………………………………………………………………………86

Список использованных источников…………………………………………..88

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление образованием на уровне местного самоуправления является актуальной проблемой, поскольку именно здесь обеспечивается образовательный  процесс. В современной системе  управления образованием на муниципальном  уровне имеется ряд нерешенных вопросов: отсутствуют научно обоснованные механизмы и разработанные пути воплощения идеи муниципализации; медленно происходит профессионализация управленческой деятельности; отсутствуют параметры определения эффективности деятельности муниципальной структуры в образовании; недостаточна сопряженность муниципального звена управления образованием и образовательного учреждения, что снижает обоюдные результаты деятельности.

Исходя из выше сказанного текста, можно сделать вывод о  том, что тема курсового проекта является актуальной.

Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по развитию системы образования на г.о. Орск Оренбургской области.

Объектом исследования в курсовом проекте выступает система образования г.о Орск Оренбургской области, а предметом - развитие системы образования данного городского округа.

Для достижения поставленной цели в проекте решаются следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические вопросы:

- понятие и сущность  системы образования, ее задачи,

- государственная и  муниципальная политика в сфере образования;

2) произвести анализ системы управления образованием г.о. Орск Оренбургской области:

- дать характеристику Управления образования,

- дать анализ сети образовательных учреждений,

- дать анализ кадрового, материально-технического финансового обеспечения учреждений образования,

- дать анализ инноваций,

3) разработать мероприятия по совершенствованию системы образования г.о. Орск Оренбургской области;

4) Оценить социально-экономическую эффективность мероприятий.

При написании проекта были использованы: учебно-методическая литература, официальные источники информации в виде инетрнет-ресурсов и публикаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретическая часть

    1. Понятие и задачи системы образования РФ

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов1. В свою очередь, система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих, преемственных, образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализованных их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правововых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций

Образование является автономной системой, имеющей относительную  самостоятельность, образование способно оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.

Как отрасль социальной сферы образование - это процесс  и результат, система учреждений и государственная политика в  области получения гарантированного Конституцией образования. Образование  всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования  напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние  экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.2

Современное образование - это одно из средств решения  важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

          Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- общеобразовательные; 

- учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей; 

- профессиональные (начальные, средние  специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования; 

- другие учреждения, предоставляющие  образовательные услуги.

Государственные и муниципальные  образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. 3

Образование является социальной и духовной опорой жизнедеятельности  человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.

Основу образования составляют социокультурные и духовные потребности  человека. Каждый гражданин РФ имеет  право получать образование любого уровня по месту проживания и профессиональной деятельности.

Российское образование  основывается на Всеобщей декларации прав человека, на общечеловеческих, в  т.ч. социальных, культурных, моральных  и духовных ценностях, выработанных цивилизацией.

Целью образования в  Российской Федерации провозглашается  обеспечение целенаправленного  процесса воспитания и обучения в  интересах личности и общества.

Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Российская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.

Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Важнейшими компонентами связи образования с другими  сферами и подсистемами жизни  общества выступают: экономика, право, наука, культура, экология, демография, здоровье, религия, военная, национальная и региональная политика.

Задачи системы образования:

  • оптимизация сети образовательных учреждений, с целью обеспечения конституционных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования;
  • обеспечение реализации основных параметров модернизации образования: благосостояния граждан, их безопасности, академической свободы в обучении и воспитании;
  • создание условий для инновационной деятельности в учреждениях образования;
  • социальная поддержка обучающихся и педагогических работников;
  • совершенствование взаимодействия Министерства образования и органов местного самоуправления муниципальных образований.
  • ресурсное обеспечение образовательного процесса

К принципам образования  относятся:

  • демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
  • гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
  • мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
  • непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
  • преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
  • автономность образовательных учреждений;
  • адресность и доступность образовательных услуг;
  • единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.

Российская государственная  политика в области образования  включает в свою сферу всех граждан  РФ, население, проживающее на ее территории, а также, по желанию, зарубежное русскоязычное население.

1.2. Основные  направления развития системы  образования РФ

Образование населения  является стратегическим фактором развития страны и фундаментом её национальной безопасности. А потому всё чаще раздаются требования планомерно наращивать потенциал образования, делать все возможное для воспроизводства и накопления образовательных ресурсов. Справедливо утверждается, что снижение уровня образованности необходимо рассматривать как национальную трагедию.

Информация о работе Система образования в РФ