Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 20:24, курсовая работа
Цель курсовой работы: комплексное рассмотрение системы прогнозирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
обобщение и систематизация теоретических основ прогнозирования социально-экономического развития региона;
рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации;
определение основных проблем ее функционирования;
предложение возможных вариантов решения найденных проблем.
Таким образом, основываясь на конституционных положениях, учитывая приведенные положения законодательства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации полномочны принимать правовые акты по вопросам регулирования системы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Для реализации обозначенной нормотворческой компетенции в ряде субъектов Российской Федерации приняты законодательные акты.
Так, в Костромской области, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Мордовия, Республике Дагестан, Республике Тыва, Республике Хакасия, Красноярском крае, Саратовской, Тверской, Ульяновской областях, Республике Ингушетия, Республике Бурятия, Мурманской области приняты законы о прогнозировании социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В Челябинской области действует Закон «О государственном прогнозировании, программах социально-экономического развития Челябинской области и областных целевых программах»17.
В Республике Алтай и Новосибирской области приняты законы «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».18
В Новгородской области законодательно урегулированы вопросы прогнозирования социально-экономического развития — определены цели и содержание системы прогнозов социально-экономического развития Новгородской области, а также общий порядок их разработки. В Республиках Калмыкия и Башкортостан приняты законодательные акты с наименованием «О прогнозировании социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».
Система прогнозирования, а также состав соответствующих документов установлены также законодательными актами Воронежской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Нижегородской, Томской, Курганской областей.
Законом Республики Дагестан «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» определены цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Дагестан, а также общий порядок разработки указанных прогнозов.19
Как показал приведенный выше анализ федеральных законов, документом, обязательно разрабатываемым субъектами Российской Федерации, является прогноз социально-экономического развития (ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации). С учетом этого указанный документ отнесен к системе прогнозирования регионального социально-экономического развития в большинстве законов субъектов Российской Федерации. При этом, как правило, выделяются:
В отдельных субъектах Российской Федерации, например, в Удмуртской Республике, предусмотрен только прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период.
В большинстве региональных законов о планировании и прогнозировании установлено, что прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации — это документ, включающий систему научно обоснованных представлений об уровне, динамике и пропорциях социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и характеризующий возможные тенденции и сценарии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на определенный период.
Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется, как правило, на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды. Хотя, например, законом Алтайского края от 9 февраля 2011 года № 19-ЗС «О стратегическом планировании социально-экономического развития» прогнозирование социально-экономического развития края на краткосрочный период не предусмотрено (п. 2 ст. 10)20. Кроме этого значительное число субъектов Российской Федерации в своих законах предусматривает, что прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по субъекту Российской Федерации, по отраслям экономики и муниципальным образованиям21.
Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Кроме того, законами некоторых субъектов Российской Федерации обозначен конкретный орган, к компетенции которого отнесено определение порядка разработки прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Так, в Республике Калмыкия, Красноярском крае, Мурманской области эти функции осуществляет высший исполнительный орган государственной власти22. Непосредственные же функции по прогнозированию социально-экономического развития хозяйственных комплексов, отраслей экономики, государственного сектора возлагаются на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности (далее — уполномоченный орган).
В Законе Саратовской области от 30 июля 2001 года № 36-ЗСО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Саратовской области» предусмотрена даже отдельная статья 3, получившая название «Органы, ответственные за разработку прогнозов социально-экономического развития области». Согласно ее содержанию функции по прогнозированию социально-экономического развития области возлагаются на органы исполнительной власти области23. Функции по координации работ и методологическому обеспечению прогнозирования социально-экономического развития области возлагаются на орган исполнительной власти области в сфере экономики. Органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления формируют базу данных, необходимых для прогнозирования социально-экономического развития области, предоставляют необходимую для разработки прогноза социально-экономического развития области информацию органу исполнительной власти области в сфере экономики, а также администрациям муниципальных образований области.
Прогнозы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатываются на основе комплексного анализа состояния и тенденций развития экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации с учетом перспектив социально-экономического развития муниципальных образований субъекта Российской Федерации, а также организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 2 (п. 5—7) Закона Красноярского края от 10 февраля 2000 года № 9-627 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Красноярском крае» прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца отчетного периода и тенденций развития экономики и социальной сферы на прогнозируемый период. Данные, характеризующие социально-экономическое развитие, включают показатели производственного, природно-ресурсного и научно-технического потенциала, демографической ситуации, отраслей социальной сферы, индикаторов рынка труда, внутреннего рынка товаров и услуг, внешнеэкономических и межрегиональных связей Красноярского края, а также макроэкономические параметры.24
Законом Саратовской области «О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Саратовской области» (ч. 6 ст. 2) предусмотрено, что первичной информацией для разработки прогноза социально-экономического развития области служит государственная статистическая отчетность25.
Как правило, прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов и включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, динамики производства и потребления, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Далеко не все законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусматривают тот объем сведений, которые должен содержать прогноз социально-экономического развития.
Между тем, например, ч. 6 ст. 2 Закона Ульяновской области от 5 июня 2001 года № 023-ЗО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ульяновской области» к ним отнесены:
В качестве обязательного раздела в прогнозах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации всегда предусматривается отдельный раздел по развитию государственного сектора экономики, в котором отражаются прогнозы социально-экономического развития, касающиеся показателей, отражающих деятельность государственных унитарных предприятий, казенных предприятий. Они отражаются в разделе «государственный сектор».
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период разрабатывается, как правило, один раз в пять лет на десять и более лет. В Законе Ульяновской области от 5 июня 2001 года № 023-ЗО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ульяновской области» указано, что такой прогноз разрабатывается один раз в четыре года на восьми летний период (ч. 2 ст. 3), Законом Республики Башкортостан от 17 ноября 1995 года № 13-з «О государственном прогнозировании социально-экономического развития Республики Башкортостан» предусмотрена его разработка каждые шесть лет на двенадцать и более лет (абз. 1 ст. 3)27. Самый большой срок действия прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу обозначен в Законе Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 56-РЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Республики Алтай». Согласно п. 1 ст. 5.1 данного закона долгосрочный прогноз разрабатывается на срок не менее 15 лет и уточняется не реже одного раза в пять лет28.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период выступает основой для разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период (среднесрочную перспективу), а также используется при разработке отраслевых стратегий и долгосрочных целевых программ субъекта Российской Федерации.
Срок действия прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период (среднесрочную перспективу) в различных субъектах Федерации варьируется: он разрабатывается ежегодно на 3 года (Алтайский край), на пятилетний период (Красноярский край), на период от 3 до5 лет (Республики Тыва, Калмыкия; Мурманская, Ульяновская, Нижегородская области и др.), на срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (Ульяновская область) и ежегодно корректируется.
Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период является основой для разработки и (или) корректировки целевых индикаторов программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документов программно-целевого планирования, а также составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период и представляется одновременно с проектом закона о бюджете субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно общим предъявляемым требованиям прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу должен содержать:
Законами Республики Ингушетия от 8 января 1996 года № 1-РЗ «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Ингушетия» (п. 8 ст. 4), Республики Дагестан от 12 марта 1998 года № 8 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» (п. 7 ст. 4) в этот перечень включены также инвестиционная, аграрная, экологическая, социальная и внешнеэкономическая политика. А законами Республики Бурятия от 2 апреля 1996 года № 284-I «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия» (п. 8 ст. 4) и Республики Мордовия от 25 ноября 1998 года № 41-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Мордовия» (п. 4 ст. 3), помимо вышеуказанных, предусмотрены и такие элементы как: институциональные преобразования, структурная политика, региональная экономическая политика, межрегиональные торгово-экономические связи.
Информация о работе Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ