Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: комплексное рассмотрение системы прогнозирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
обобщение и систематизация теоретических основ прогнозирования социально-экономического развития региона;
рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации;
определение основных проблем ее функционирования;
предложение возможных вариантов решения найденных проблем.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основываясь на конституционных положениях, учитывая приведенные положения законодательства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации полномочны принимать правовые акты по вопросам регулирования системы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Для реализации обозначенной нормотворческой компетенции в ряде субъектов Российской Федерации приняты законодательные акты.

Так, в Костромской области, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Мордовия, Республике Дагестан, Республике Тыва, Республике Хакасия, Красноярском крае, Саратовской, Тверской, Ульяновской областях, Республике Ингушетия, Республике Бурятия, Мурманской области приняты законы о прогнозировании социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

В Челябинской области действует Закон «О государственном прогнозировании, программах социально-экономического развития Челябинской области и областных целевых программах»17.

В Республике Алтай и Новосибирской области приняты законы «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».18

В Новгородской области законодательно урегулированы вопросы прогнозирования социально-экономического развития — определены цели и содержание системы прогнозов социально-экономического развития Новгородской области, а также общий порядок их разработки. В Республиках Калмыкия и Башкортостан приняты законодательные акты с наименованием «О прогнозировании социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

Система прогнозирования, а также состав соответствующих документов установлены также законодательными актами Воронежской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Нижегородской, Томской, Курганской областей.

Законом Республики Дагестан «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» определены цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Дагестан, а также общий порядок разработки указанных прогнозов.19

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОВ  СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

3.1 Система документов прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

Как показал приведенный выше анализ федеральных законов, документом, обязательно разрабатываемым субъектами Российской Федерации, является прогноз социально-экономического развития (ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации). С учетом этого указанный документ отнесен к системе прогнозирования регионального социально-экономического развития в большинстве законов субъектов Российской Федерации. При этом, как правило, выделяются:

  • прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
  • прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
  • прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на краткосрочную перспективу.

В отдельных субъектах Российской Федерации, например, в Удмуртской Республике, предусмотрен только прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период.

 

3.2 Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

В большинстве региональных законов о планировании и прогнозировании установлено, что прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации — это документ, включающий систему научно обоснованных представлений об уровне, динамике и пропорциях социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и характеризующий возможные тенденции и сценарии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на определенный период.

Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется, как правило, на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды. Хотя, например, законом Алтайского края от 9 февраля 2011 года № 19-ЗС «О стратегическом планировании социально-экономического развития» прогнозирование социально-экономического развития края на краткосрочный период не предусмотрено (п. 2 ст. 10)20. Кроме этого значительное число субъектов Российской Федерации в своих законах предусматривает, что прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по субъекту Российской Федерации, по отраслям экономики и муниципальным образованиям21.

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Кроме того, законами некоторых субъектов Российской Федерации обозначен конкретный орган, к компетенции которого отнесено определение порядка разработки прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Так, в Республике Калмыкия, Красноярском крае, Мурманской области эти функции осуществляет высший исполнительный орган государственной власти22. Непосредственные же функции по прогнозированию социально-экономического развития хозяйственных комплексов, отраслей экономики, государственного сектора возлагаются на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности (далее — уполномоченный орган).

В Законе Саратовской области от 30 июля 2001 года № 36-ЗСО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Саратовской области» предусмотрена даже отдельная статья 3, получившая название «Органы, ответственные за разработку прогнозов социально-экономического развития области». Согласно ее содержанию функции по прогнозированию социально-экономического развития области возлагаются на органы исполнительной власти области23. Функции по координации работ и методологическому обеспечению прогнозирования социально-экономического развития области возлагаются на орган исполнительной власти области в сфере экономики. Органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления формируют базу данных, необходимых для прогнозирования социально-экономического развития области, предоставляют необходимую для разработки прогноза социально-экономического развития области информацию органу исполнительной власти области в сфере экономики, а также администрациям муниципальных образований области.

Прогнозы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатываются на основе комплексного анализа состояния и тенденций развития экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации с учетом перспектив социально-экономического развития муниципальных образований субъекта Российской Федерации, а также организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 (п. 5—7) Закона Красноярского края от 10 февраля 2000 года № 9-627 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Красноярском крае» прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца отчетного периода и тенденций развития экономики и социальной сферы на прогнозируемый период. Данные, характеризующие социально-экономическое развитие, включают показатели производственного, природно-ресурсного и научно-технического потенциала, демографической ситуации, отраслей социальной сферы, индикаторов рынка труда, внутреннего рынка товаров и услуг, внешнеэкономических и межрегиональных связей Красноярского края, а также макроэкономические параметры.24

Законом Саратовской области «О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Саратовской области» (ч. 6 ст. 2) предусмотрено, что первичной информацией для разработки прогноза социально-экономического развития области служит государственная статистическая отчетность25.

Как правило, прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов и включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, динамики производства и потребления, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Далеко не все законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусматривают тот объем сведений, которые должен содержать прогноз социально-экономического развития.

Между тем, например, ч. 6 ст. 2 Закона Ульяновской области от 5 июня 2001 года № 023-ЗО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ульяновской области» к ним отнесены:

  • итоги социально-экономического развития за прошедший период и оценка предполагаемых итогов в прогнозируемом периоде;
  • направления социально-экономического развития на прогнозируемый период с выделением приоритетов;
  • основные показатели прогноза социально-экономического развития;
  • аналитическая записка к основным разделам прогноза, характеризующим состояние финансов территории, уровень цен, материальное производство, товарные и потребительские рынки, социальное развитие и уровень жизни населения, инновационную и научно-техническую сферы, инвестиционную, внешнеэкономическую и природно-охранную деятельность, социально-экономическое положение и развитие муниципальных образований области.26

В качестве обязательного раздела в прогнозах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации всегда предусматривается отдельный раздел по развитию государственного сектора экономики, в котором отражаются прогнозы социально-экономического развития, касающиеся показателей, отражающих деятельность государственных унитарных предприятий, казенных предприятий. Они отражаются в разделе «государственный сектор».

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период разрабатывается, как правило, один раз в пять лет на десять и более лет. В Законе Ульяновской области от 5 июня 2001 года № 023-ЗО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ульяновской области» указано, что такой прогноз разрабатывается один раз в четыре года на восьми летний период (ч. 2 ст. 3), Законом Республики Башкортостан от 17 ноября 1995 года № 13-з «О государственном прогнозировании социально-экономического развития Республики Башкортостан» предусмотрена его разработка каждые шесть лет на двенадцать и более лет (абз. 1 ст. 3)27. Самый большой срок действия прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу обозначен в Законе Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 56-РЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Республики Алтай». Согласно п. 1 ст. 5.1 данного закона долгосрочный прогноз разрабатывается на срок не менее 15 лет и уточняется не реже одного раза в пять лет28.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период выступает основой для разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период (среднесрочную перспективу), а также используется при разработке отраслевых стратегий и долгосрочных целевых программ субъекта Российской Федерации.

Срок действия прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период (среднесрочную перспективу) в различных субъектах Федерации варьируется: он разрабатывается ежегодно на 3 года (Алтайский край), на пятилетний период (Красноярский край), на период от 3 до5 лет (Республики Тыва, Калмыкия; Мурманская, Ульяновская, Нижегородская области и др.), на срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (Ульяновская область) и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период является основой для разработки и (или) корректировки целевых индикаторов программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документов программно-целевого планирования, а также составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период и представляется одновременно с проектом закона о бюджете субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно общим предъявляемым требованиям прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу должен содержать:

  • анализ состояния экономики и степени достижения целей, определенных долгосрочным прогнозом и концепцией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
  • оценку итогов социально-экономического развития области за предыдущий период, а также важнейшие макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Законами Республики Ингушетия от 8 января 1996 года № 1-РЗ «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Ингушетия» (п. 8 ст. 4), Республики Дагестан от 12 марта 1998 года № 8 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» (п. 7 ст. 4) в этот перечень включены также инвестиционная, аграрная, экологическая, социальная и внешнеэкономическая политика. А законами Республики Бурятия от 2 апреля 1996 года № 284-I «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия» (п. 8 ст. 4) и Республики Мордовия от 25 ноября 1998 года № 41-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Мордовия» (п. 4 ст. 3), помимо вышеуказанных, предусмотрены и такие элементы как: институциональные преобразования, структурная политика, региональная экономическая политика, межрегиональные торгово-экономические связи.

Информация о работе Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ