Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: комплексное рассмотрение системы прогнозирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
обобщение и систематизация теоретических основ прогнозирования социально-экономического развития региона;
рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации;
определение основных проблем ее функционирования;
предложение возможных вариантов решения найденных проблем.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ЧОУ ВПО «Институт правоведения и предпринимательства»

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование» на тему: «Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила: студентка 1022 группы

                  Пурышева Анна

  

 

       Проверил:

                      к.э.н. Кичигин О.Э.

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 г. 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д. Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, например, прогнозирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона — это предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В настоящее время экономическая ситуация в России требует знания перспектив развития не только страны в целом, но и ее отдельных регионов, чем обусловлена актуальность данной темы.

Цель курсовой работы: комплексное рассмотрение системы прогнозирования регионального социально-экономического развития.

К основным задачам исследования можно отнести:

  • обобщение и систематизация теоретических основ прогнозирования социально-экономического развития региона;
  • рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации;
  • определение основных проблем ее функционирования;
  • предложение возможных вариантов решения найденных проблем.

Для решения поставленных задач были использованы различные методы, в том числе анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематики курсовой работы, конкретно-исторический, метод анализа и синтеза, сравнительный и ряд других.

Объектом исследования является система прогнозирования социально-экономического развития региона.

Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие между субъектами системы прогнозирования социально-экономического развития региона.

При написании курсовой работы была использована нормативно-правовая, научная и периодическая литература. Был проведен анализ различных точек зрения по проблематике данной курсовой работы. Так, например, Житкова Е.Л., Митрофанова И.В. в своих работах рассматривают и анализируют социально-экономическое прогнозирование региона.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ

 

1.1 Понятие, сущность и принципы прогнозирования социально-экономического развития регионов

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Несмотря на бурное развитие теории прогнозирования, понятие «прогноз» не получило единого, четкого определения. В литературе можно встретить его разные интерпретации. Поэтому, исходя из существующих подходов к определению прогноза, можно сформулировать его следующим образом. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем.1

Под прогнозированием социально-экономического развития региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки соответствующей региональной политики2.

Выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано, как отмечается в литературе, с необходимостью «выработки специфически прогностической системы понятий», в том числе «правильного определения понятия «прогноз» и отграничения его от таких понятий, как предвидение, предсказание, план, программа, проект, ожидание, предположение, гипотеза»3.

Прогнозирование не обладает директивным характером. Другими словами, качественное отличие прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

  1. демографическая ситуация в регионе;
  2. состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;
  3. будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;
  4. основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);
  5. величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
  6. платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;
  7. темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.

С целью разработки прогнозов социально-экономического развития проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям4:

  • демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);
  • природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);
  • социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);
  • региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);
  • уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);
  • производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);
  • экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Некоторые из них рассмотрены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Классификация прогнозов

Признаки классификации прогнозов

Виды прогнозов

Временной охват (горизонт прогнозирования)

  • краткосрочные
  • среднесрочные
  • долгосрочные

Типы прогнозирования

  • поисковые
  • нормативные
  • основанные на творческом видении

Степень вероятности будущих событий

  • вариантные
  • инвариантные

Способ представления результатов прогноза

  • точечные
  • интервальные

Однако наиболее подходящей к социально-экономическим прогнозам будет являться классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точки зрения этого критерия прогнозы социально-экономического развития делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные5.

Долгосрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-летний период. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население).

Долгосрочные и среднесрочные прогнозы служат основой для определения стратегического выбора региона, обоснования целей устойчивого, сбалансированного развития, их количественных параметров или нормативов с учетом сильных сторон и диспропорций региональной системы, возможностей финансового обеспечения, предполагаемого влияния внешних условий.

Краткосрочные прогнозы разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население.

Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. «При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем»6.

Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экономических прогнозах всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии экономики и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходимость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций; определение возможной области их расхождения, т.е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

Информация о работе Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ