Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: комплексное рассмотрение системы прогнозирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
обобщение и систематизация теоретических основ прогнозирования социально-экономического развития региона;
рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации;
определение основных проблем ее функционирования;
предложение возможных вариантов решения найденных проблем.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Иногда в региональных законах предусматриваются и специальные правила включения в тексты официальных документов должностных лиц субъекта Российской Федерации текста прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период. Так, в пп. 4, 5 ст. 4 Закона Республики Ингушетия «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Ингушетия» сказано, что первое после вступления в должность Президента Республики Ингушетия послание, с которым он обращается к Народному собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Республики Ингушетия на среднесрочную перспективу29. В специальном разделе послания Президента Республики Ингушетия характеризуется состояние экономики Республики Ингушетия, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики республики, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на республиканском уровне, приводятся основные макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на среднесрочную перспективу.

Аналогичные нормы предусмотрены Законом Республики Дагестан «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» (пп. 4, 5 ст. 4).

Как правило, прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно в качестве обязательной основы для формирования и реализации приоритетов и целей деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и формирования консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (который выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории), разработки краткосрочных региональных целевых программ30.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается, как правило, ежегодно в двух вариантах: предварительном и уточненном. Прогнозируемым периодом в обоих случаях является следующий финансовый год.

Предварительный прогноз социально-экономического развития разрабатывается в первом полугодии отчетного года и используется при разработке уточненного прогноза. Уточненный прогноз социально-экономического развития разрабатывается во втором полугодии отчетного года.

Прогноз социально-экономического развития области на краткосрочную перспективу должен содержать:

  • итоги социально-экономического развития;
  • основные показатели социально-экономического развития на прогнозируемый период;
  • основные показатели развития государственного сектора экономики на прогнозируемый период;
  • финансовый баланс субъекта Российской Федерации;
  • баланс денежных доходов и расходов населения субъекта Российской Федерации;
  • основные показатели налогооблагаемой базы.

Конкретные сроки разработки прогнозов определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации31. Вместе с тем, законами некоторых субъектов Российской Федерации предусматривается отдельная статья, регламентирующая этапы разработки прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на краткосрочную перспективу.

Так, ст. 9 Закона Мурманской области от25 марта 1999 года № 137-01-ЗМО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Мурманской области» предусмотрены следующие этапы:

  1. Проведение предпрогнозной проработки, определяющей цели и задачи, систему прогнозных показателей и круг необходимых данных, начиная с I квартала года, предшествующего прогнозируемому году.
  2. Подготовка информационных материалов к прогнозным расчетам, осуществление анализа функционирования экономики области за предыдущий год — в течение всего периода разработки прогноза.
  3. Разработка вариантов сценарных условий перспективного развития в целом по области в разрезе отраслей экономики, городов и районов — на основе проведенного анализа функционирования экономики области с учетом внутренних и внешних факторов.
  4. Принятие правительством области варианта социально-экономического развития области согласно постановлению Правительства Российской Федерации.
  5. Разработка методических рекомендаций и материалов по прогнозированию социально-экономического развития области, городов и районов, обеспечивающих методологическое единство прогнозирования, и направление их участникам разработки прогноза социально-экономического развития.
  6. Разработка и одобрение правительством области прогноза социально-экономического развития области, выявление и обоснование отраслевых и территориальных проблем, предложения по их решению, подготовка предложений по реализации и финансированию федеральных и региональных целевых программ.
  7. Представление правительством области в областную Думу прогноза социально-экономического развития области.
  8. Представление в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации прогноза социально-экономического развития области в сроки, определенные Правительством Российской Федерации.

Иные этапы выделены в ст. 9 Закона Саратовской области от 30 июля 2001 года № 36-ЗСО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Саратовской области»:

  1. Определение целей, задач, системы прогнозных показателей и необходимых данных, начиная с первого квартала года, предшествующего прогнозируемому.
  2. Подготовка статистической информации к прогнозным расчетам, осуществление анализа функционирования экономики области, начиная с первого квартала года, предшествующего прогнозируемому.
  3. Организация разработки прогноза социально-экономического развития области и подготовка необходимых информационно-статистических, аналитических, методических рекомендаций и материалов по прогнозированию социально-экономического развития области, обеспечивающих методологическое единство работ по прогнозированию, в том числе единую систему показателей, и направление их участникам разработки прогноза социально-экономического развития области — до 10 мая года, предшествующего прогнозируемому.
  4. Уточнение объемов средств, необходимых для реализации областных целевых программ, подготовка бюджетной заявки и расчетов предельных объемов финансирования мероприятий по обеспечению эффективного функционирования экономики области — до 15 июня года, предшествующего прогнозируемому.
  5. Согласование основных бюджетообразующих показателей уточненного прогноза социально-экономического развития области с органами местного самоуправления — до 1 июля года, предшествующего прогнозируемому.
  6. Разработка на основе выбранных условий прогноза социально-экономического развития области по соответствующим отраслям и муниципальным образованиям, подготовка предложений по реализации и финансированию областных целевых программ — до 10 июля года, предшествующего прогнозируемому.
  7. Утверждение прогноза социально-экономического развития области — до 1 октября года, предшествующего прогнозируемому.

В отдельных субъектах Российской Федерации прогноз социально-экономического развития включается в состав бюджетного послания32.

Состав прогнозных показателей должен обеспечивать принятие обоснованных решений по вопросам стратегического и программно-целевого планирования в субъекте Российской Федерации.

В Законе Костромской области от 24 апреля 2003 года «О прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области» анализируемый вид прогнозного документа получил название прогноза социально-экономического развития области на очередной финансовый и плановый год. В соответствии с положениями ст. 5 вышеуказанного закона прогноз социально-экономического развития области на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития области приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами, с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

 

3.3 Проблемы прогнозирования  социально-экономического развития  регионов и возможные пути  их решения

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, показал наличие проблем, существенно снижающих эффективность прогнозирования. На основе нормативно-правовых документов, принятых в субъектах федерации, установлено, что в ряде регионов организация процедуры прогнозирования регламентирована документами, описывающими процесс стратегического планирования в целом с минимальной конкретизацией в части прогнозирования, в других для этой цели утвержден отдельный документ с более детальным описанием этапов разработки прогноза (Алтайский край, Кемеровская, Пензенская, Московская, Тамбовская, Смоленская области). Кроме того, нормативные акты существенно отличаются между собой по логике построения, определению основных понятий, перечню прогнозных документов, а также описанию последовательности процедур разработки прогноза33. Таким образом, с одной стороны, накапливается различный опыт прогнозирования в субъектах федерации, что может позволить в будущем выбрать лучшую практику и внедрить ее повсеместно, с другой стороны, мы наблюдаем различную интерпретацию прогнозной деятельности, определенную законодательством регионального уровня, и некоторую разобщенность в методологических процедурах разработки региональных прогнозов.

В ходе анализа функционирования сложившейся системы прогнозирования социально-экономического развития российских регионов выявлен также ряд других факторов, затрудняющих и существенно снижающих качество прогнозов регионального развития. К ним относятся: недостаточные полнота и качество исходных для процесса прогнозирования данных, небольшой период основания прогноза, недостаточное использование методов экономико-математического моделирования, отсутствие единой для субъектов федерации методологической платформы регионального прогнозирования, программного обеспечения и информационного пространства, отсутствие мониторинга и оценки фактического достижения прогнозных параметров со стороны независимого органа и др. В таблице 3.1 кратко изложены существенные проблемы прогнозирования социально-экономического развития регионов и сформулированы возможные пути их решения.

Таблица 3.1

Проблемы прогнозирования социально-экономического развития регионов и возможные пути их решения

Проблема

Возможные пути решения

Неактуальность, неоднородность, противоречивость правового поля, в котором функционирует система прогнозирования социально-экономического развития регионов

Доработка законодательства федерального уровня в части определения:

- понятийного аппарата;

- перечня, состава и структуры  прогнозных документов для каждого  уровня государственной власти;

- ответственности за подготовку документов и их адекватность;

- критериев оценки качества  прогнозов и процедуры контроля  качества подготовки прогнозных  документов

Недостаточное качество, полнота и прозрачность региональных прогнозов

Постоянный мониторинг экономической ситуации в регионе и публикация результатов мониторинга в средствах массовой информации, общественное обсуждение проектов прогнозов с привлечением экспертов в области прогнозирования

Разнородность информационно-программного обеспечения прогнозной деятельности в регионах

Внедрение на территории всех субъектов РФ единого информационно-аналитического комплекса, разработанного силами коммерческих структур и научно-исследовательских институтов, профессионально занимающихся прогнозированием

Отсутствие возможности проведения глубокого ретроспективного анализа отдельных социально-экономических показателей для целей прогноза по причине изменения методик расчета показателей, недоучет скрытой экономики

Оперативное устранение проблем несопоставимости данных за разные периоды времени органами статистики путем пересчета данных в соответствии с новой методикой, разработка и применение методик расчета скрытой экономики

Невысокий уровень системности, комплексности и гибкости прогнозных расчетов, прогнозирование ведется по разрозненным группам показателей без их глубокой системной увязки

Разработка и широкое использование экономико-математических моделей, описывающих многостороннюю увязку социально-экономических параметров и позволяющих гибко перестраивать систему связей в условиях меняющейся ситуации

Отсутствие условий для активного участия в разработке стратегически важных для региона прогнозных документов со стороны представителей науки, бизнеса, гражданского общества

Консолидация усилий региональных органов власти, высших учебных заведений, представителей ведущих секторов экономики, банковского сектора, направленных на совершенствование социально-экономического прогнозирования путем создания коллегиального независимого органа


Реализация перечисленных мероприятий по совершенствованию прогнозирования социально-экономического развития региона позволит, на наш взгляд, повысить качество разрабатываемых прогнозов, обеспечить эффективное использование прогнозных расчетов в управленческой деятельности региональных органов власти.

В заключение хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент, который имеет политическую окраску и отрицательно влияет на выполнение прогнозных функций. Суть его состоит в том, что прогнозирование как важный элемент стратегирования зачастую рассматривается органами государственной власти субъектов федерации в качестве эффективного инструмента в конкурентной борьбе с другими регионами за привлечение государственной финансовой поддержки и инвестиций. В результате в региональных стратегиях ставятся излишне амбициозные цели и задачи, не подкрепленные реальным потенциалом, а прогнозные расчеты подстраиваются под эти задачи34.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях сложного федеративного устройства Российского государства, состоящего из 85 территориально, политически и экономически обособленных, но связанных целями общего развития субъектов, важная роль отводится региональным прогнозным исследованиям. Определение компромиссных вариантов развития, которые бы отвечали как общенациональным, так и региональным интересам, возможно в результате совместных усилий органов государственной власти федерального и субфедерального уровней. В этом направлении наиболее трудоемкая и детальная часть работы выполняется непосредственно субъектами РФ, поскольку в региональных прогнозных документах важно отразить целевые ориентиры и потенциальные возможности развития конкретной территории.

Прогноз – основной инструмент анализа экономической политики. Он позволяет получать аналитическую информацию, необходимую для управленческих решений. При прогнозировании социально-экономического развития территорий  выявляются объективно действующие тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы, осуществляется комплексная оценка социально-экономического развития территорий, формируются мероприятия, способствующие оперативному  решению проблем. Поэтому важно единое понимание методики составления социально-экономического прогноза региона.

Достоверный прогноз возможен при условии обеспечения качественной информацией органами статистики. Поэтому система взаимодействия территориальных комитетов госстатистики с органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления должна совершенствоваться.

Прогнозирование играет ключевую роль в системе управления процессами социально-экономического развития региона, как объективная функция процесса принятия решений. Выбор ошибочных управленческих решений, основанный на ложном прогнозе, может привести к негативным последствиям развития региональной системы.

Информация о работе Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ