Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:04, реферат
Целью данной работы является изучение вопросов, связанных с понятием и сущностью валютного регулирования и валютного контроля, субъектами и объектами последних, их непосредственным осуществлением.
Достижение цели предполагает решение нескольких задач:
1) разобрать понятие и сущность валютного контроля;
2) ознакомиться с историческим опытом валютного контроля и описать становление валютного контроля в России.
Введение 3
1.Валютное регулирование. Понятие и сущность валютного контроля 5
1.1. Цель и направления валютного контроля 10
1.2. Исторический опыт валютного контроля 11
1.3. Становление валютного контроля в России 13
1.4. Эффективность и границы валютного контроля 14
1.5. Органы и агенты валютного контроля 15
2. Валютное регулирование в РФ в настоящее время и перспективы развития 17
3. Осуществление валютного контроля 23
3.1. Валютный контроль при экспортных поставках 23
3.2. Валютный контроль за импортными поставками 25
Заключение 26
Список использованных источников
3)проверка обоснованности платежей в валюте;
4)проверка полноты и
объективности учета и
Для реализации поставленных задач сформированы механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью, которые определяются как совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая) [9].
До формирования первой валютной системы (Парижской, в 1867 г.) применялись в основном экономические, реже – административные меры валютного контроля. Они были направлены, прежде всего, не на ограничения движения валюты между странами, а на экономическое стимулирование ввоза и невывоза капитала.
В преддверии и в годы Первой мировой войны некоторыми странами впервые были введены запреты на отдельные международный платежи. В России к этому времени операции с иностранной валютой регулировались Государственным банком, который установил, что «свободную продажу валюты допускать лишь по предъявлении фактур, удостоверяющих, что требования на валюту вытекают из потребностей импорта; при отсутствии фактур продажу валюты ограничивать суммою 50 000 германских марок в одни руки».
Охвативший весь мир глубокий экономический кризис 20-30-х годов вызвал широкое распространение валютных ограничений, в частности прекращение платежей по иностранным займам, запрет перевода иностранных валют по обязательствам нерезидентов и др. Отдельные страны приостановили платежи по долгам за ввезенные товары.
В это время в СССР (начало 20-х годов, период «военного коммунизма») хранение иностранной валюты было запрещено и ее могли конфисковать. Экспортеры обязаны были держать валюту за границей на счетах торговых представительств; те, в свою очередь, должны были держать принадлежащую им валюту на текущих счетах у заграничных корреспондентов Госбанка.
В период нэпа в СССР (1922-1926) валютные ограничения были значительно ослаблены. В то время частные лица могли свободно покупать и продавать иностранную валюту на бирже или в помещении банка, без специального размещения переводить за границу своим родственникам или знакомым сумму до 100 золотых рублей в месяц по официальному курсу и брать с собой при поездках за границу инвалюту на 200 рублей. Обязательная продажа инвалюты предприятиями не предусматривалась, однако если они хотели ее продать, то должны были, прежде всего, предложить ее Госбанку и только при его отказе – продать на бирже.
В 1926 г. в СССР были введены новые правила регулирования валютных операций. Советские учреждения и предприятия были обязаны всю валютную выручку сдавать в Госбанк. Расходование инвалюты осуществлялось только в соответствии с утвержденным месячным валютным планом.
После Второй мировой войны (1946 – начало 50-х годов) развитый европейские страны ввели ограничения на проведения текущих валютных операций. Эти ограничения сохранялись вплоть до окончания периода восстановления хозяйства после Второй мировой войны. Опережение событий Великобританией привело к девальвации фунта стерлингов в 1947 г. и оттоку финансовых средств в форме иностранной валюты.
Ситуация 50-70-х годов
В начале 70-х годов, в период так называемой «золотой лихорадки», в условиях недоверия к доллару, держатели американской валюты стали усиленно избавляться от нее, приобретая на рынках золото. Великобритания, нарушив Брюссельское соглашение ЕЭС (1972) о взаимных валютных курсах, ввела плавающий курс фунта стерлингов. В этих условиях ведущие капиталистические государства (без США и Великобритании) пошли по пути установления определенных форм государственного контроля над валютными операциями. Эти меры были направлены на то, чтобы попытаться предотвратить значительное повышение курсов валют этих стран по отношению к доллару и фунту стерлингов и тем самым избежать ухудшения конкурентоспособности товаров, не допустить ослабления своих позиций на мировых торговых рынках. Одновременно целью подобных мер было недопущение нового притока обесценивающихся долларов и фунтов стерлингов в резервы западноевропейских государств, который грозил им дальнейшим повышением инфляции.
Процесс перехода российского (вначале советского) государства к рыночным отношениям в экономике обусловил необходимость интеграции страны в мировое экономическое хозяйство и, следовательно, послужил катализатором резкого усиления и развития внешнеторговых связей. Начиная с 1986 г. практически все субъекты хозяйственной деятельности получили право прямого выхода на внешние рынки и распоряжения заработанной иностранной валютой.
Особенность ситуации состояла в том, что практически отсутствовала (за исключением ряда отдельных постановлений Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, актов, внутренних инструкций бывших государственных банков) законодательная и нормативная база, регламентирующая правила работы с иностранной валютой; в частности, не был определен орган государственного управления, отвечающего за создание регулирующего механизма.
Все это послужило основанием принятия в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г. – Закон Российской Федерации). Этим законом в качестве основного органа валютного регулирования определен Государственный (в РФ – Центральный) банк, что соответствует практике большинства стран мира. Был введен институт агентов валютного контроля. Законом были установлены также основные принципы проведения операций с иностранной валютой (текущие – без ограничений, связанные с движением капитала – в особом порядке). Аукционная (биржевая) торговля иностранной валютой стала лицензироваться. Начиная с 1991 г. получили лицензии на организацию биржевых операций с иностранной валютой восемь валютных бирж.
В настоящее время можно говорить о том, что только США, ФРГ, Великобритания, Италия и Франция, а с недавнего времени и Япония практически не имеют валютных ограничений. В некоторых странах (преимущественно развитых) валютный контроль слабее, в других (развивающихся) – сильнее. Однако в той или иной мере государственной регулирование и контроль валютных операций присутствует во всех странах – если не как мера экономического регулирования, то как мера борьбы с легализацией доходов, нажитых нечестным путем.
Валютный контроль со своими положительными и отрицательными сторонами может по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший или меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.
Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.
Затратный подход предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предотвращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэффициента эффективности выглядит следующим образом:
(1)
где ОПНК – объем предотвращенного нелегального движения капитала;
ЗВК – затраты на осуществление валютного контроля.
Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.
Результативный подход предполагает оценку эффективности через отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель – предотвращение нелегального движения капитала (вывоз и ввоз). Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т.е. он характеризуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результативным» методом имеет вид:
(2)
где ОЛК – объем легального движения капитала;
ОНЛК – объем нелегального движения капитала.
Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограниченных сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т.е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.
С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по капитальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все новых способов обхода правил проведения валютных операций.
Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) проводить проверки
соблюдения резидентами и
2) проводить проверки
полноты и достоверности учета
и отчетности по валютным
3) запрашивать и получать
документы и информацию, которые
связаны с проведением
Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют право:
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
- применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;
4) свидетельство о постановке.
В настоящее время наиболее распространенной формой валютного регулирования в России являются валютные ограничения. Мировой опыт подтверждает необходимость широкого применения валютных ограничений на определенной стадии экономического развития. Но вместе с тем практика развитых стран свидетельствует о постепенном отказе от использования этой формы валютного регулирования и переходе к рыночным принципам регулирования валютных отношений по мере улучшения состояния национальной экономики. Повышение степени обратимости валюты как по текущим операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала, позволяет хозяйствующим субъектам извлечь максимальную выгоду от участия в международных экономических отношениях.