Система валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопросов, связанных с понятием и сущностью валютного регулирования и валютного контроля, субъектами и объектами последних, их непосредственным осуществлением.
Достижение цели предполагает решение нескольких задач:
1) разобрать понятие и сущность валютного контроля;
2) ознакомиться с историческим опытом валютного контроля и описать становление валютного контроля в России.

Содержание работы

Введение 3
1.Валютное регулирование. Понятие и сущность валютного контроля 5
1.1. Цель и направления валютного контроля 10
1.2. Исторический опыт валютного контроля 11
1.3. Становление валютного контроля в России 13
1.4. Эффективность и границы валютного контроля 14
1.5. Органы и агенты валютного контроля 15
2. Валютное регулирование в РФ в настоящее время и перспективы развития 17
3. Осуществление валютного контроля 23
3.1. Валютный контроль при экспортных поставках 23
3.2. Валютный контроль за импортными поставками 25
Заключение 26
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

валютный контроль 2.docx

— 60.71 Кб (Скачать файл)

3)проверка обоснованности  платежей в валюте;

4)проверка полноты и  объективности учета и отчетности  по валютным операциям, а также  по операциям нерезидентов в  валюте РФ

Для реализации поставленных задач сформированы механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью, которые определяются как совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая) [9].

 

 

 

 

 

    1. Исторический опыт валютного контроля

До формирования первой валютной системы (Парижской, в 1867 г.) применялись  в основном экономические, реже –  административные меры валютного контроля. Они были направлены, прежде всего, не на ограничения движения валюты между странами, а на экономическое стимулирование ввоза и невывоза капитала.

В преддверии и в годы Первой мировой войны некоторыми странами впервые были введены запреты на отдельные международный платежи. В России к этому времени операции с иностранной валютой регулировались Государственным банком, который установил, что «свободную продажу валюты допускать лишь по предъявлении фактур, удостоверяющих, что требования на валюту вытекают из потребностей импорта; при отсутствии фактур продажу валюты ограничивать суммою 50 000 германских марок в одни руки».

Охвативший весь мир глубокий экономический кризис 20-30-х годов  вызвал широкое распространение  валютных ограничений, в частности  прекращение платежей по иностранным займам, запрет перевода иностранных валют по обязательствам нерезидентов и др. Отдельные страны приостановили платежи по долгам за ввезенные товары.

В это время в СССР (начало 20-х годов, период «военного коммунизма») хранение иностранной валюты было запрещено и ее могли конфисковать. Экспортеры обязаны были держать валюту за границей на счетах торговых представительств; те, в свою очередь, должны были держать принадлежащую им валюту на текущих счетах у заграничных корреспондентов Госбанка.

В период нэпа в СССР (1922-1926) валютные ограничения были значительно ослаблены. В то время частные лица могли свободно покупать и продавать иностранную валюту на бирже или в помещении банка, без специального размещения переводить за границу своим родственникам или знакомым сумму до 100 золотых рублей в месяц по официальному курсу и брать с собой при поездках за границу инвалюту на 200 рублей. Обязательная продажа инвалюты предприятиями не предусматривалась, однако если они хотели ее продать, то должны были, прежде всего, предложить ее Госбанку и только при его отказе – продать на бирже.

В 1926 г. в СССР были введены  новые правила регулирования  валютных операций. Советские учреждения и предприятия были обязаны всю валютную выручку сдавать в Госбанк. Расходование инвалюты осуществлялось только в соответствии с утвержденным месячным валютным планом.

После Второй мировой войны (1946 – начало 50-х годов) развитый европейские страны ввели ограничения на проведения текущих валютных операций. Эти ограничения сохранялись вплоть до окончания периода восстановления хозяйства после Второй мировой войны. Опережение событий Великобританией привело к девальвации фунта стерлингов в 1947 г. и оттоку финансовых средств в форме иностранной валюты.

Ситуация 50-70-х годов характеризовалась  смягчением валютного контроля вплоть до полной его отмены в развитых странах. Для защиты интересов внутреннего рынка, товаропроизводителей, национальной валюты и государственных экономических интересов вновь, как и в начале века, применять краткосрочные меры монетарного (процентная ставка, обменный курс и пр.) и фискального (налоги) характера.

В начале 70-х годов, в период так называемой «золотой лихорадки», в условиях недоверия к доллару, держатели американской валюты стали  усиленно избавляться от нее, приобретая на рынках золото. Великобритания, нарушив Брюссельское соглашение ЕЭС (1972) о взаимных валютных курсах, ввела плавающий курс фунта стерлингов. В этих условиях ведущие капиталистические государства (без США и Великобритании) пошли по пути установления определенных форм государственного контроля над валютными операциями. Эти меры были направлены на то, чтобы попытаться предотвратить значительное повышение курсов валют этих стран по отношению к доллару и фунту стерлингов и тем самым избежать ухудшения конкурентоспособности товаров, не допустить ослабления своих позиций на мировых торговых рынках. Одновременно целью подобных мер было недопущение нового притока обесценивающихся долларов и фунтов стерлингов в резервы западноевропейских государств, который грозил им дальнейшим повышением инфляции.

    1. Становление валютного контроля в России

Процесс перехода российского (вначале советского) государства  к рыночным отношениям в экономике обусловил необходимость интеграции страны в мировое экономическое хозяйство и, следовательно, послужил катализатором резкого усиления и развития внешнеторговых связей. Начиная с 1986 г. практически все субъекты хозяйственной деятельности получили право прямого выхода на внешние рынки и распоряжения заработанной иностранной валютой.

Особенность ситуации состояла в том, что практически отсутствовала (за исключением ряда отдельных постановлений  Совета Министров СССР и ведомственных  инструкций, актов, внутренних инструкций бывших государственных банков) законодательная и нормативная база, регламентирующая правила работы с иностранной валютой; в частности, не был определен орган государственного управления, отвечающего за создание регулирующего механизма.

Все это послужило основанием принятия в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г. – Закон Российской Федерации). Этим законом в качестве основного органа валютного регулирования определен Государственный (в РФ – Центральный) банк, что соответствует практике большинства стран мира. Был введен институт агентов валютного контроля. Законом были установлены также основные принципы проведения операций с иностранной валютой (текущие – без ограничений, связанные с движением капитала – в особом порядке). Аукционная (биржевая) торговля иностранной валютой стала лицензироваться. Начиная с 1991 г. получили лицензии на организацию биржевых операций с иностранной валютой восемь валютных бирж.

В настоящее время можно  говорить о том, что только США, ФРГ, Великобритания, Италия и Франция, а с недавнего времени и Япония практически не имеют валютных ограничений. В некоторых странах (преимущественно развитых) валютный контроль слабее, в других (развивающихся) – сильнее. Однако в той или иной мере государственной регулирование и контроль валютных операций присутствует во всех странах – если не как мера экономического регулирования, то как мера борьбы с легализацией доходов, нажитых нечестным путем.

    1. Эффективность и границы валютного контроля

Валютный контроль со своими положительными и отрицательными сторонами  может по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь  больший или меньший эффект в  виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.

Как известно, существует два  подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.

Затратный подход предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предотвращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэффициента эффективности выглядит следующим образом:

 (1)

где ОПНК – объем предотвращенного нелегального движения капитала;

ЗВК – затраты на осуществление валютного контроля.

Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем  ниже затраты, тем выше эффективность.

Результативный подход предполагает оценку эффективности через отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель – предотвращение нелегального движения капитала (вывоз и ввоз). Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т.е. он характеризуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результативным» методом имеет вид:

 (2)

где ОЛК – объем легального движения капитала;

ОНЛК – объем нелегального движения капитала.

Любые меры контроля, в том  числе и валютного, имеют свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограниченных сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т.е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.

С течением времени эффективность  мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по капитальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все новых способов обхода правил проведения валютных операций.

    1. Органы и агенты валютного контроля

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Органы и агенты валютного  контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки  соблюдения резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования;

2) проводить проверки  полноты и достоверности учета  и отчетности по валютным операциям  резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать  документы и информацию, которые  связаны с проведением валютных  операций, открытием и ведением  счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют  право:

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления  валютного контроля агенты валютного  контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие  личность физического лица;

2) документ о государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие  статус юридического лица, - для  нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке.

 

  1. Валютное регулирование в РФ в настоящее время и перспективы развития

В настоящее время наиболее распространенной формой валютного регулирования в России являются валютные ограничения. Мировой опыт подтверждает необходимость широкого применения валютных ограничений на определенной стадии экономического развития. Но вместе с тем практика развитых стран свидетельствует о постепенном отказе от использования этой формы валютного регулирования и переходе к рыночным принципам регулирования валютных отношений по мере улучшения состояния национальной экономики. Повышение степени обратимости валюты как по текущим операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала, позволяет хозяйствующим субъектам извлечь максимальную выгоду от участия в международных экономических отношениях.

Информация о работе Система валютного контроля