Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:04, реферат
Целью данной работы является изучение вопросов, связанных с понятием и сущностью валютного регулирования и валютного контроля, субъектами и объектами последних, их непосредственным осуществлением.
Достижение цели предполагает решение нескольких задач:
1) разобрать понятие и сущность валютного контроля;
2) ознакомиться с историческим опытом валютного контроля и описать становление валютного контроля в России.
Введение 3
1.Валютное регулирование. Понятие и сущность валютного контроля 5
1.1. Цель и направления валютного контроля 10
1.2. Исторический опыт валютного контроля 11
1.3. Становление валютного контроля в России 13
1.4. Эффективность и границы валютного контроля 14
1.5. Органы и агенты валютного контроля 15
2. Валютное регулирование в РФ в настоящее время и перспективы развития 17
3. Осуществление валютного контроля 23
3.1. Валютный контроль при экспортных поставках 23
3.2. Валютный контроль за импортными поставками 25
Заключение 26
Список использованных источников
Как и в развитых странах в определенные периоды, в России большинство валютных ограничений применяется в сфере валютных операций, связанных с движением капитала, которые являются одной из важнейших и наиболее сложных сфер валютного регулирования. В 2002 году принято решение о либерализации валютного режима. Однако по вопросу о выборе одной из двух основных моделей либерализации, известных в мировой практике, - поэтапной или единовременной (шоковой) либерализации - в российских научных и деловых кругах нет однозначного мнения.
Учитывая зарубежный опыт и экономическую ситуацию, в России нецелесообразно проводить шоковую либерализацию валютного регулирования. Отсутствует ряд важных предпосылок либерализации: стабилизация экономики и урегулирование внешней задолженности. Показатели экономического развития должны быть стабильными, а это может подтвердиться лишь по прошествии нескольких лет.
При этом существуют факторы, на фоне которых шоковая либерализация связана с риском ухудшения экономического положения. К ним относится существенная зависимость российской экономики с ее несовершенной структурой экспорта, где преобладают топливно-сырьевые товары, от состояния внешнеэкономической конъюнктуры. Опыт последних лет показал, что конъюнктура мировых рынков данных товаров (прежде всего нефти - основного товара российского экспорта) подвержена резким и внезапным изменениям.
В данной ситуации шоковая либерализация, в том числе с отменой требования о репатриации экспортной валютной выручки и об обязательной продаже ее части, со снятием ограничений на вывоз капитала, на открытие резидентами счетов в иностранных банках, не обеспечит притока долгосрочного иностранного капитала, который необходим экономике, и не гарантирует репатриации резидентами уже вывезенного капитала. Наоборот, будут созданы условия для немедленного вывоза капитала в случае ухудшения экономического положения.
В связи с этим, главная задача регулирующих органов видится в разработке программы поэтапной либерализации, в рамках которой отмена основных ограничений была бы увязана с достижением и поддержанием высоких темпов роста валового внутреннего продукта, размера положительного сальдо платежного баланса, объема золотовалютных резервов (с учетом выплат по внешнему долгу), а также темпов снижения уровня инфляции. При этом для предотвращения масштабного вывоза капитала, возможного в случае снятия валютных ограничений, необходимо повышать инвестиционную привлекательность российской экономики, в том числе путем реформирования налоговой и банковской систем и создания законодательной базы, гарантирующей правовую защиту предпринимательской деятельности.
За последние годы уже отменены валютные ограничения по некоторым операциям, связанным с движением капитала, в том числе ограничения ввоза капитала в форме прямых инвестиций и иностранных кредитов и займов, а также вывоза капитала в форме прямых инвестиций резидентов в страны ближнего зарубежья.
Для дальнейшей либерализации и совершенствования валютного регулирования целесообразно отменить существующие ограничения по таким капитальным операциям, как продажа резидентами нерезидентам за иностранную валюту акций, эмитированных другими резидентами и номинированных в иностранной валюте, установив вместо разрешительного свободный порядок совершения данных операций. В настоящее время такая операция проводится свободно только резидентами-эмитентами акций и уполномоченными банками. Это ограничение необоснованно затрудняет привлечение иностранных инвестиций и развитие операций с акциями предприятий на вторичном рынке, ограничивает приток валюты.
В целях улучшения показателей платежного баланса и противодействия утечке капитала, следует сохранить действующие ограничения на вывоз капитала в форме предоставления резидентами долгосрочных валютных займов нерезидентам, осуществления ими прямых и портфельных зарубежных инвестиций, приобретению недвижимости за рубежом. При этом необходимо усовершенствовать процедуру выдачи разрешений Банка России во избежание неоправданных издержек, а также для повышения качества оценки целесообразности вывоза капитала.
Важным условием развития
валютного регулирования
Валютные операции, не связанные с расчетами между резидентами и нерезидентами, большая часть которых не отражается в платежном балансе, предлагается считать самостоятельными категориями валютных операций и продолжать регламентировать путем установления режимов счетов резидентов за рубежом и счетов нерезидентов в России, а также порядка расчетов в валюте между резидентами на территории России, как это делается в настоящее время. При этом, в частности, возможно нормативным документом Банка России установить вместо разрешительного регистрационный порядок открытия в иностранных банках счетов для осуществления хозяйственных расходов на содержание зарубежных представительств юридических лиц - резидентов, что позволит упростить открытие таких счетов, не создав дополнительных предпосылок для утечки капитала.
Обеспечение эффективного функционирования валютного рынка и поддержание стабильности курса рубля при режиме плавающего валютного курса являются одной из важнейших задач валютного регулирования. Значительная часть мер, осуществляемых Банком России в рамках прямого (административного) валютного регулирования в этой области, носит характер валютных ограничений, в основном оправданных и способствующих сокращению необоснованного спроса на валюту, такие как: запрет нецелевой покупки валюты юридическими лицами; необходимость наличия разрешения в случае, если операция, для которой покупается валюта, требует разрешения; ограничение срока использования купленной валюты; требование о депонировании эквивалентной суммы рублей при покупке валюты для авансовой оплаты импорта товаров, если применяемая форма расчетов не гарантирует ввоза товаров или возврата платежа.
Обоснованным представляется
и установленное законом
Учитывая нестабильную внешнеэкономическую конъюнктуру, норму обязательной продажи валюты в ближайшей перспективе необходимо сохранить на прежнем уровне. При этом в целях повышения эффективности механизма обязательной продажи возможно устанавливать ее объемы и сроки не на уровне закона, а путем издания указов Президента по согласованию с Правительством и Банком России либо другим аналогичным способом, что позволит оперативно управлять данными нормативами в зависимости от экономической ситуации. В то же время ряд ограничений выглядят спорными. Прежде всего, это относится к разрешительному порядку покупки валюты для оплаты импорта большинства видов услуг, работ и результатов интеллектуальной деятельности. В настоящее время для этого требуется заключение Минфина об обоснованности платежей (кроме покупки валюты по контрактам на сумму до 10 тыс. долл.). Данный порядок был установлен в декабре 1999 г. для ограничения вывоза капитала по фиктивным импортным контрактам (ограничение самих платежей, в большинстве случаев относящихся к текущим операциям, было бы неправомерным).
Для обхода данного ограничения недобросовестным хозяйствующим субъектам достаточно лишь заключать фиктивные контракты на небольшие суммы или проводить расчеты на основании отдельных счетов на небольшие суммы без подписания контрактов. В этой связи указанное ограничение не столько препятствует «бегству» капитала, сколько затрудняет работу добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
В данной ситуации целесообразно отменить ограничение, а для контроля за обоснованностью соответствующих платежей расширить практику проверок резидентов, чьи операции могут быть связаны с несанкционированным вывозом капитала. Для этого действующий порядок направления уполномоченными банками в Банк России информации об операциях по контрактам, имеющим признаки фиктивности (Указание Банка России № 500-У), возможно дополнить информированием о конкретных видах оплачиваемых работ и услуг, которые могут не иметь материального подтверждения (например, консультационные услуги) и потому наиболее удобны для несанкционированного вывоза капитала. Другое спорное ограничение, которое также целесообразно отменить, заключается в запрете покупки валюты для целей покупки ценных бумаг. Принимая во внимание, что операции резидентов с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, сами по себе являются объектом жестких ограничений, не требуется дополнительно ограничивать их путем запрета покупки валюты для их осуществления. Необходимо также развивать инструменты косвенного, экономического валютного регулирования, к которым наряду с валютными интервенциями относятся проводимые центральным банком учетные операции, операции на открытом рынке, валютные свопы, ломбардные операции. Роль данных инструментов, используемых в мировой практике в валютном регулировании, будет возрастать по мере отмены валютных ограничений [4].
3.1. Валютный контроль при экспортных поставках
Напомним, что экспорт товаров - это вид таможенного режима, в соответствии с которым товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе. Участниками валютного контроля, осуществляемого при экспорте товаров, являются три категории субъектов: юридическое лицо, уполномоченный банк или иная кредитная организация, территориальный таможенный орган. При этом целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки - денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.
Валютный контроль при экспорте основан на сопоставлении информации об общей фактической стоимости по экспортному контракту, дате перемещения товаров через таможенную границу, сроках оплаты. Указанные сведения передаются экспортером в таможенный орган или уполномоченный банк или иную кредитную организацию. Обязательным требованием валютного контроля при экспорте товаров субъектом внешнеэкономической деятельности на свой счет, открытый в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации (рублевый счет) или иностранной валюте (валютный счет).
Процесс валютного контроля при экспорте товаров предполагает прохождение нескольких последовательных стадий, среди которых выделяют следующие:
1. Предварительный валютный
контроль при экспорте товаров.
- копия внешнеторгового контракта;
- оригинал паспорта сделки;
- грузовая таможенная декларация;
- копия разрешения на предоставление отсрочки по поступлению валютной выручки и другие необходимые документы.
2. Информационно-аналитический
валютный контроль при
3. Окончательный документальный
валютный контроль при