Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:15, контрольная работа
Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая
заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.
Система
валютного регулирования в
заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.
Валютное регулирование в СССР отражало все наиболее характерные черты валютной монополии государства. Наличие строго регламентируемого состава потенциальных участников внешнеэкономической деятельности, единственного банка (Внешэкономбанк СССР), осуществляющего международные расчеты, строжайшая централизация валютных поступлений и жесткий контроль за их использованием составляли систему валютного контроля без формального декларирования ее наличия и определения органов, осуществляющих такой контроль.
Ситуация изменилась во второй половине 80-х годов в связи с либерализацией в области внешнеэкономической деятельности, а следовательно, и появлением возможности использования предприятиями и организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров, работ, услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном рынке страны. Данные процессы активно стимулировались начавшейся в это же время широкомасштабной реформой банковской системы, приведшей к бурному росту разветвленной сети уполномоченных (получивших право на проведение валютных операций) банков, осуществляющих международные расчеты.
Однако,
происшедшие изменения
Введение Закона впервые определило само понятие «валютного контроля», при этом было установлено, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля:
Таким образом, Закон установил целый ряд направлений валютного контроля и регулирования, охватывающих практически весь спектр валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ. В организационном и методологическом плане была поставлена задача организации и построения глобальной системы валютного контроля Российской Федерации.
Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.
Конечно
же, существование такой
Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.
Валютное регулирование – Это комплекс законодательный, административных и экономических мер в сфере валютных отношений, предпринимаемым государством на национальном и международном уровнях для управления движением валютных ценностей внутри страны и в процессе внешнеэкономической деятельности.
Чем глубже вовлекается национальное хозяйство в мировое, тем больше стремление государства к созданию условий и мер, способствующих снижению неблагоприятных последствий влияния внешнего фактора для своей экономики. Государственное вмешательство в международные валютные отношения присутствовало при всех режимах международных валютных систем. Оно выступает составной частью системы регулирования международных валютных отношений, направленного на преодоление негативных последствий сугубо рыночного регулирования, развивающегося на основе конкуренции, изменяющегося соотношения спроса и предложения, результатом которых является формирование курсового соотношения.
Оптимальная реализация
рыночных форм регулирования происходит
после того, как государство целенаправленн
В зависимости от степени
и характера воздействия
Прямое валютное регулирование реализуется через нормативные положения, решения и указания, исходящие от монетарных властей по отношению к непосредственным субъектам валютного рынка, тогда как косвенное – посредствам влияния на поведение финансово-кредитных и не кредитных учреждений через рынок.
Выбор и соотношение форм косвенного и прямого воздействия зависят от валютно-экономического положения страны. К формам прямого государственного валютного регулирования относят государственные меры воздействия на изменение валютного курса (девальвация и ревальвация валют), использование валютного контря и валютных ограничений, а также обязательное валютное резервирование, установление лимита на открытую валютную позицию. К формам косвенного валютного регулирования – дисконтную и девизную политику (валютные интервенции), операции на открытом рынке.
- Девальвация - дисконтная политика
- Ревальвация - девизная политика
- Диверсификация валютных резервов - операций на открытом рынке
- Валютные ограничения
- Валютный контроль
- Валютное управление
3Механизм валютного контроля в сфере ВЭД в России
3.1 Валютный контроль экспортных операций
Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт).
Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:
между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракт
Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.
Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.
С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:
Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.
Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки, оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.
Основные законодательные акты и нормативные документы Банка России, устанавливающие порядок осуществления валютных операций:
- Федеральный закон Российской Федерации № 173-ФЗ от 10.12.2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ);
- Инструкция Банка России № 138-И от 04.06.2012 года «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция № 138-И)
Для того
чтобы нам было понятно
Раздел I. Документы, связанные с проведением валютных операций
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля резиденты представляют в Банк «Возрождение» (ОАО) (далее – Банк) следующие документы, связанные с проведением валютных операций: