Система высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:08, реферат

Описание работы

На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Состояние системы высшего образования в России………….……..5
2. Зарубежный опыт реформ в образовании……………………………….12
2.1 Формирование европейского образовательного ареала…….…..12
2.2 Возрастание роли внебюджетных средств……………....….…..15
3. Перспективы развития высшего образования в России……………...…22
Заключение……………..…………………………………………..….31
Список литературы……………………………………..………….….32

Файлы: 1 файл

Галимуллин И.Р.гр.Э-308.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Причиной несоответствующего качества так же является недостаточное  бюджетное финансирование системы  высшего образования. Существующая бюджетная система финансирования не рассчитана на обновление дорогостоящего оборудования, создания мощной технической базы. Преодоление этого через увеличение бюджетного финансирования нереально, тогда как для преодоления отставания в оснащенности необходима выработка качественно новых отношений вуза с научным центром по модели московского Физтеха, или с бизнес-корпорацией, на что до настоящего времени оказались готовы лишь единичные вузы и единичные компании, вроде ЮКОСа.

Образовательные учреждения наряду с бюджетным финансированием могут получать средства и из внебюджетных источников. К ним относятся такие поступления как: членские и вступительные взносы, взносы учредителей, добровольные пожертвования, гранты, безвозмездные поступления, средства, полученные от предпринимательской деятельности, средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, средства полученные от государственных внебюджетных фондов, средства в расчетах (кредиторская задолжность). Однако, по словам Михаила Федорова, ректора УрГЭУ-СИНХ в вузах 70% внебюджетных средств тратится не на оборудование, не на развитие материальной базы, а на заработную плату сотрудникам и преподавателям, с целью удержания высококвалифицированных специалистов на местах.

Доступность образования является следующей немаловажной проблемой нынешней системы. Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на получение бесплатного образования, будь то дошкольное, среднее, средне специальное или высшее специальное образование. Но в соответствии с опросом ФОМа от 02.06.2005 года 79% опрошенных уверены, что сегодня нельзя поступить в вуз «без значительных денежных затрат». Затраты проявляются в различной форме, к ним можно отнести: оплата услуг репетитора, оплата годичных или трехмесячных курсов, организуемых ВУЗами перед поступлением в него, прохождение тестирования, взятки. Причем последние могут обозначаться как «добровольные» взносы в кассу вуза, выплачиваемые родственниками абитуриентов, наименее успешных по результатам вступительных экзаменов. Но что самое интересное - родители готовы платить, и они платят бешенные денежные суммы, чтобы хоть как-то пристроить свое чадо в ВУЗ. Именно в этом обстоятельстве скрыты основные причины, как действительной коррупции, так и широко распространенных представлений о коррумпированности при поступлении в вузы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Зарубежный опыт реформ в образовании

 

В последние годы ведущие  страны мира приступили к осуществлению  преобразований своих систем образования, порой выливающихся в глубокие и многоплановые реформы. В чем же причины этого явления?

Быстрые социально-экономические  изменения в обществе задают новые  параметры функционирования систем образования и одновременно ставят перед ними новые задачи. Преобразований и нововведений в таких условиях просто не избежать. Опыт показывает, что гораздо легче разрабатывать реформы, чем их осуществлять. Практически в любой стране их реализация осложняется двумя факторами: недостатком ресурсов и отсутствием механизмов, способных запустить реформы в действие. Дополнительные финансовые возможности и адекватные механизмы реализации реформ появляются только в результате масштабных социально-экономических преобразований, без которых серьезные изменения в образовании обречены оставаться благими намерениями.

Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на европейском континенте. Процессы развития новой Европы ставят перед  образованием задачу подготовки людей, которые будут жить в расширенной системе панъевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда, сотрудничать посредством создания различных совместных сетей, проектов, союзов, объединений и т.д.

2.1 Формирование европейского образовательного ареала

 

После принятия 29 государствами  подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии и Франции в 1999 г. Болонской Декларации Европа вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования. В 2003 году в Болонский союз вступила и Россия, обязуюсь выполнить все требования до 2010 года. Сам процесс вполне уместно оценить в историческом плане как беспрецедентно масштабный и глубокий. Представим его основные элементы.

I. Переход национальных  систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно – Бакалавр /Магистр)

Такой переход вызван целым рядом очевидных причин. Во-первых, рынок труда нуждается  в кадрах с различными по уровню квалификациями.

Во-вторых, общество не в  состоянии финансировать пребывание в высшей школе одновременно все  возрастающей массы студентов на одноуровневых программах образования  длительностью 5-6 лет.

В-третьих, превращение  квалификации Бакалавру продолжительностью обучения 3-4 года в основную для рынка труда (80 % специалистов) позволяет строить последующий уровень образования (Магистр) на принципах:

• возврат к образованию  после практической деятельности хорошо осознан соискателем, который четко  определил для себя цель образования на новом уровне;

• содержание образования  хорошо увязано с последующей  практической деятельностью;

• в процессе образования  предусмотрено решение конкретных профессиональных или научных задач  и т. д.

Таким образом, обществу прививается модель пожизненного обучения (возврат к той или иной форме образования после нескольких лет практической работы).

II. Повышение статуса  неуниверситетского сектора высшего  образования (аналог среднего  профессионального)

В колледжах вводится квалификация бакалавра, иногда с собственным национальным названием. Укрепляется связь среднего профессионального образования с университетским, в частности через открытие возможностей для продолжения образования по программам "Магистр", в том числе в самих колледжах или в университетах, а также выхода на докторские программы подготовки. Цель - преодолеть тупиковость "техникумовского" образования и максимально исключить случаи "переучивания" с потерей предшествующих лет обучения.

III. Тенденция к сокращению  нормативного срока обучения

Проявляется она, прежде всего в повсеместном введении двухуровневой  системы высшего образования, базовым  в которой является первый уровень. Длительность программ этого уровня устанавливается от 3 до 4 лет. Принимаются  программы второго уровня ("Магистр") с продолжительностью от одного до двух лет. Общепринятая формула сопоставимых структур новых квалификаций высшего образования в Европе такова: бакалавр - не менее 3 лет, магистр - не менее 5 лет.

IV. Изменения в структуре и организации докторских программ

Болонский процесс придал дополнительный импульс к отмене сохранившихся в отдельных странах  двухуровневых структур научных  степеней, в частности в таких  странах, как Австрия и Германия. Ранее такие изменения были приняты  в странах Восточной Европы и  Балтии. Происходит отход от формулы управления докторскими программами централизованным национальным органом и конституирование их как части университетской деятельности, в том числе и по аспекту присуждения ученой степени.

В ряде стран открываются  возможности выхода на докторскую программу после получения квалификации бакалавра. Такая практика существует в Великобритании, вводится в Германии (с введением дополнительного года обучения), а также в Словакии и Болгарии.

Стимулируется программа "Европейский докторант", сутью которой является сотрудничество университетов различных стран в реализации совместных докторских исследований. В перспективе это явление рассматривается как модель для формирования некоего общеевропейского института докторантуры.

V. Введение новых, преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования

В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит  качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции "управление качеством образования".

В целом же отметим, что  европейское высшее образование  становится более прагматичным и  все больше ориентируется на рынок труда. Двухступенчатая система позволяет сократить "производственный" цикл образования, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную (преимущественно платную) на последующем. Предполагается, что все это обеспечит повышение конкурентоспособности европейского образования.

2.2 Возрастание роли внебюджетных средств

 

Особенно широко и  последовательно привлечение средств  населения осуществляется для нужд развития высшего образования. Происходит постепенное увеличение доли поступлений средств на развитие высшей школы в сторону внебюджетных. Они формируются в первую очередь за счет привлечения средств населения по следующим направлениям:

• введение платы за обучение;

• введение платы за административные расходы;

• расширение негосударственного сектора послешкольного образования;

• предоставление платных  студенческих кредитов;

• сокращение количества субсидий в виде грантов;

• увеличение доли работающих студентов (аналог вечерней формы обучения), которые способны сами оплачивать образование.

Кроме того, признано, что  введение платы за обучение повышает ответственность за результаты учебы  как плательщика - студента, так и  вузов - получателей средств. Платное  образование широко распространено в Канаде и США. Оно стало реальностью в Австралии, Австрии, Великобритании, Голландии, Португалии, Японии, а также в ряде стран Восточной Европы. Невысокий уровень оплаты в форме покрытия административных расходов существует во Франции и Бельгии. Противостоят идее введения платного обучения страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция. Главной причиной тому является слабая дифференциация уровней заработной платы работников с общим средним образованием и выпускников вузов. Кроме того, в Швеции и других странах эффективно действует система студенческих кредитов.

Представим в самом сжатом виде панораму изменений в финансировании образования за последние годы в  различных странах.

Австралия

Плата за обучение введена в 1989 г. в форме покрытия всеми студентами 25 % расчетных расходов на образование. С 1997 г. были приняты три различных тарифа оплаты: высший - для специальностей с высокими доходами их обладателей; низкая - для специальностей со сравнительно низкими доходами, 25 % от расходов - для всех остальных. Плата за обучение снижается еще на 25 % при прямой выплате студентами средств, без использования кредита. Соответствующим образом построена и система кредитования студентов.

Выплата студенческих займов зависит  от уровня доходов получателей займов и управляется через налоговую  систему. При использовании такого способа одновременно с налогами вычитается определенный процент дохода.

Таким образом, предъявляемый студентом  спрос на образовательные услуги определяет размер государственного финансирования поставщика образовательных услуг. Правительство Содружества компенсирует университету отложенные студентом платежи, выплачивая сумму эквивалентную сумме ассигнования на каждого студента, а также сумму равную скидке, которую они получают, осуществляя авансовый платеж.

Австрия

После долгих дебатов летом 2000 г. правительство этой страны ввело плату за обучение с одновременным расширением поддержки студентов из бедных семей.

Великобритания

Первоначально с целью создания конкуренции между вузами была введена  плата за образование по системе "деньги идут за студентом", которая поступала из бюджета. Но в связи с возрастающей нехваткой средств в этом секторе с 1998 г. была введена плата в размере 1000 фунтов стерлингов за год обучения независимо от типа и направления образовательной программы. При этом 30 %, студентов, относящихся к семьям с низкими доходами, получают полную компенсацию оплаты; 40 % студентов, которые принадлежат к наиболее зажиточным слоям населения, платят всю установленную сумму; оставшиеся 30 % - получают частичную компенсацию, исходя из уровня индивидуального дохода. Введение платы первоначально привело к снижению численности поступающих, но уже в последующие годы она снова стала возрастать.

В 1990 г. началось постепенное внедрение  студенческого кредита с вытеснением  доли субсидий в виде грантов, предоставляемых ранее примерно 70 % поступающих в вузы и колледжи. Кредит подлежал возврату в течение 5-7

лет после обучения. С 1994 г. доля кредита  возрастала ежегодно на 10 % и на столько  же уменьшалась доля субсидий-грантов. В 1998 г. их доли в финансировании студентов сравнялись. После введения оплаты за обучение в 2000 г. субсидии были полностью отменены. Кредит стал единственной формой финансовой поддержки для учащихся.

Информация о работе Система высшего образования в России