Система высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:08, реферат

Описание работы

На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Состояние системы высшего образования в России………….……..5
2. Зарубежный опыт реформ в образовании……………………………….12
2.1 Формирование европейского образовательного ареала…….…..12
2.2 Возрастание роли внебюджетных средств……………....….…..15
3. Перспективы развития высшего образования в России……………...…22
Заключение……………..…………………………………………..….31
Список литературы……………………………………..………….….32

Файлы: 1 файл

Галимуллин И.Р.гр.Э-308.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Что же касается развития современной  системы непрерывного профессионального  образования, то в «Направлениях…»  изложены основные принципы реализации, такие как:

  • обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
  • создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;
  • повысить роль общественных институтов в управлении образованием;
  • сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;
  • создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

Увеличение объемов инвестиций и повышение эффективности их использования — одно из важнейших направлений при осуществлении в России экономических реформ, включая сферу образования. Увеличение привлекаемых инвестиций во многом зависит от активизации в сфере образования инновационной деятельности, широкого внедрения новых, отвечающих современным требованиям технологий обучения, нацеленных на кардинальное повышение качества образования. Это обусловлено во многом реализацией инновационных программ в образовательном процессе.

Несмотря на возрастающий объем  вложений, коренной модернизации отрасли  образования пока не произошло. Расходовать  деньги надо «по-умному», тратить их прежде всего на поддержку лучших преподавателей, школ и вузов, практически внедряющих инновационные программы.

Все это свидетельствует о том, что важное значение в условиях перехода российской экономики к формам хозяйствования придается на разных уровнях управления, в том числе в сфере образования, работе применительно к инвестиционной деятельности, а именно:

  • организации инвестирования;
  • источникам и формам инвестирования;
  • инвестированию инновационной деятельности;
  • оценке эффективности использования инвестиций;
  • информационному обеспечению инвестиционной деятельности.

Для российской экономики (включая  сферу образования) относительно новым  является понятие (термин) «инвестиции». Ранее, в период централизованного  планового хозяйства, использовалось понятие «капитальные вложения» — затраты, связанные с воспроизводством основных фондов (строительством и капитальным ремонтом).

С переходом к рыночным формам хозяйствования стало употребляться более широкое  понятие — «инвестиции».

Сегодня инвестиции — это денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, патенты, лицензии, ноу-хау, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в проекты инвестиционной деятельности в целях достижения положительного результата, в том числе в сфере образования.

Понятие «инвестиции» на макро- и микроуровнях наполнено различным содержанием. На макроуровне инвестиции направляются на модернизацию образования в масштабах страны и ее регионов. На микроуровне те же цели достигаются с использованием инвестиций в масштабе конкретного образовательного учреждения.

По форме собственности инвестированного капитала всех инвесторов подразделяют на государственных, муниципальных, частных  и иностранных.

Инвестиции в сфере образования  нацелена на совершенствование образовательного процесса с применением новых технологий обучения в целях существенного повышения качества образования, обновления основных фондов образовательных учреждений, повсеместного внедрения современных средств информации и коммуникации, реализации мероприятий по укреплению здоровья и усилению социальной поддержки обучающихся и педагогов.

При этом используются средства соответствующих  бюджетов (на безвозвратной и платной  возвратной основе), а также средства из внебюджетных источников, в том  числе привлекаются средства частных  российских и иностранных инвесторов, спонсоров, физических лиц (по договорам).

За последние годы существенно  возросли вложения государства в  развитие и модернизацию образования. Только из федерального бюджета ассигнования на образование в 2007 году увеличились  более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. А всего из консолидированного бюджета в целом по стране последние два года на образование направляется свыше одного триллиона рублей.

Определенная часть этих государственных  средств выделяется в сферу образования  в виде инвестиций.

Только Федеральному агентству  по образованию в 2007 году из федерального бюджета предусматривается: — 4,0 млрд. рублей на внедрение современных образовательных технологий; — 15,0 млрд. рублей на внедрение в вузах инновационных образовательных программ; — 300,0 млн. рублей в форме государственной поддержки начального профессионального образования по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.

Проанализировав успешный опыт Западных стран по кредитованию высшего образования, Россия в лице государства начинает внедрять новую отрасль системы финансирования образования.

1 февраля 2008 года началась реализация  эксперимента по государственной  поддержке предоставления образовательных  кредитов студентам вузов, имеющих государственную аккредитацию. 112 вузов подали заявки для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Вузы, среди которых 5 негосударственных, представляют все Федеральные округа РФ.

Целью данного эксперимента является отработка механизма государственной  поддержки образовательного кредитования. Его участниками выступают Минобрнауки  России, Рособразование, поручители, банки - участники эксперимента, государственные и негосударственные высшие учебные заведения, заёмщики (студенты).

Предусматривается, что заёмщик  будет заключать с вузом договор  об оказании платных образовательных  услуг, а с поручителем договор о предоставлении поручительства. Затем заёмщик будет обращаться в банк - участник эксперимента и заключать с ним договор образовательного кредита.

Государственная поддержка распространяется на образовательные кредиты, предоставляемые  заемщикам в следующих целях:

1) получение высшего профессионального  образования на возмездной основе (основной образовательный кредит);

2) получение дополнительного образования  в образовательном учреждении (дополнительный  образовательный кредит);

3) оплата сопутствующих расходов в период обучения на проживание, питание, учебные пособия и других расходов социального характера, связанных с обучением (сопутствующий образовательный кредит).

Максимальная процентная ставка по образовательному кредиту не может  превышать 10%. Заёмщику будет предоставляться отсрочка по погашению основного долга и выплате процентов (льготный период) на весь срок обучения в вузе и три месяца.

Единственным способом обеспечения  исполнения заёмщиком обязательств является поручительство, предоставляемое банку - участнику эксперимента поручителем. Поручитель также должен заключить с вузом соглашение об информационном сотрудничестве, в соответствии с которым стороны установят порядок осуществления совместных действий при проведении эксперимента. Возмещение поручителю его расходов, связанных с исполнением договоров поручительства по образовательным кредитам, будет осуществляться Рособразованием в соответствии с соглашением и только в случае неисполнения заёмщиками их обязательств перед поручителями (при невозможности взыскания с заёмщика денежных средств в пользу поручителя). При этом государство гарантирует поддержку образовательных кредитов в объёме 10% от размера выданных кредитов.

Срок окончания проведения эксперимента - 31 декабря 2010 года. Федеральным бюджетом в 2007 г. на эти цели предусмотрено 63,6 млн. рублей, а на период до 2010 года запланированы следующие бюджетные расходы: на 2008 г - 129,8 млн. рублей, на 2009 г. - 198,7 млн. рублей, на 2010 г. - 198,7 млн. рублей.

 

Заключение

 

Таковы основные проблемы, с которыми столкнулось высшее образование, отечественное образование в целом. Очевидно, что их решение требует комплексного подхода, совместных усилий государства и общества, при приоритете государственного участия в этом процессе. Прямая обязанность государства - создавать условия для развития, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Это положение, действительно и для системы образования. Именно закон должен регулировать большинство отношений в области образования.

В связи с этим представляется перспективным, продолжив осуществление модернизации, адаптацию к новым социально  экономическим условиям основных механизмов высшей школы, обеспечить полное законодательное регулирование всего спектра отношений, возникающих при осуществлении гражданами своих прав в области образования, в том числе в высшем образовании, обратив пристальное внимание на вопросы последующего трудоустройства выпускников российских вузов, привлечения молодежи в науку, повышение статуса профессорско-преподавательского состава вузов.

Крайне важно в ближайшие  годы увеличить объемы бюджетного финансирования высшей школы, привлечь к финансированию образования работодателей и  спонсоров.

 

Список литературы

 

1. Захарчук Л.А., Экономика  образовательных учреждений: учебное  пособие для студентов образовательных  учреждений среднего профильного  образования. М.: 2007 г.

2. Ильинский И.Б. Об  экономической природе современного  отечественного образования // Высшее образование в России. – 2004 - №9, с.39.

3. Авдеева Л. Роковые  гены// Российский экономический  журнал. – 2005 - №1, с. 62.

4. Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. – 2002 - №1, с.20.

5. Адыкаева Е.Н. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития - Сборник научных трудов. – 2006.

6. Гаврилов Ю. Сергей  Иванов опровергает слухи о том, что учебы в вузах будет целиком за деньги // Российская газета" - Федеральный выпуск №4591 – 2008 г.

7. Абанкина И. Кредитование  образования в зарубежных странах// Prognosis – 2005 - №10, с. 13.

8. Дюжов А. В. Источники финансирования образовательной деятельности. // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс] – 2006.

9. http://www.rian.ru/spravka/20071017/84267944.html

10. http://www.glazychev.ru/publications/public_full.htm

11. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/03/

12. http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166

13. http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&date=&sid=4922&

ntype=nuke

14. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2001/02/opyt_reform.pdf

15. http://tass-ural.ru/pub/?id=1594

16. http://www.ed.gov.ru/files/materials/1949/eduinrus.doc

17. http://www.websib.ru/develop/page.php?article=14

18. http://www.mon.gov.ru/press/news/4500/

19. http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/

20. http://bd.fom.ru/cat/cult/edu_edu/high_education

21. http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=5916

 

 

 

 




Информация о работе Система высшего образования в России