Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:08, реферат
На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
Введение………………………………………………………………..3
1. Состояние системы высшего образования в России………….……..5
2. Зарубежный опыт реформ в образовании……………………………….12
2.1 Формирование европейского образовательного ареала…….…..12
2.2 Возрастание роли внебюджетных средств……………....….…..15
3. Перспективы развития высшего образования в России……………...…22
Заключение……………..…………………………………………..….31
Список литературы……………………………………..………….….32
Что же касается развития современной системы непрерывного профессионального образования, то в «Направлениях…» изложены основные принципы реализации, такие как:
Увеличение объемов инвестиций и повышение эффективности их использования — одно из важнейших направлений при осуществлении в России экономических реформ, включая сферу образования. Увеличение привлекаемых инвестиций во многом зависит от активизации в сфере образования инновационной деятельности, широкого внедрения новых, отвечающих современным требованиям технологий обучения, нацеленных на кардинальное повышение качества образования. Это обусловлено во многом реализацией инновационных программ в образовательном процессе.
Несмотря на возрастающий объем вложений, коренной модернизации отрасли образования пока не произошло. Расходовать деньги надо «по-умному», тратить их прежде всего на поддержку лучших преподавателей, школ и вузов, практически внедряющих инновационные программы.
Все это свидетельствует о том,
что важное значение в условиях перехода
российской экономики к формам хозяйствования
придается на разных уровнях управления,
в том числе в сфере
Для российской экономики (включая сферу образования) относительно новым является понятие (термин) «инвестиции». Ранее, в период централизованного планового хозяйства, использовалось понятие «капитальные вложения» — затраты, связанные с воспроизводством основных фондов (строительством и капитальным ремонтом).
С переходом к рыночным формам хозяйствования
стало употребляться более
Сегодня инвестиции — это денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, патенты, лицензии, ноу-хау, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в проекты инвестиционной деятельности в целях достижения положительного результата, в том числе в сфере образования.
Понятие «инвестиции» на макро- и микроуровнях наполнено различным содержанием. На макроуровне инвестиции направляются на модернизацию образования в масштабах страны и ее регионов. На микроуровне те же цели достигаются с использованием инвестиций в масштабе конкретного образовательного учреждения.
По форме собственности
Инвестиции в сфере
При этом используются средства соответствующих бюджетов (на безвозвратной и платной возвратной основе), а также средства из внебюджетных источников, в том числе привлекаются средства частных российских и иностранных инвесторов, спонсоров, физических лиц (по договорам).
За последние годы существенно возросли вложения государства в развитие и модернизацию образования. Только из федерального бюджета ассигнования на образование в 2007 году увеличились более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. А всего из консолидированного бюджета в целом по стране последние два года на образование направляется свыше одного триллиона рублей.
Определенная часть этих государственных средств выделяется в сферу образования в виде инвестиций.
Только Федеральному агентству
по образованию в 2007 году из федерального
бюджета предусматривается: —
Проанализировав успешный опыт Западных стран по кредитованию высшего образования, Россия в лице государства начинает внедрять новую отрасль системы финансирования образования.
1 февраля 2008 года началась реализация
эксперимента по
Целью данного эксперимента является
отработка механизма
Предусматривается, что заёмщик
будет заключать с вузом
Государственная поддержка распространяется на образовательные кредиты, предоставляемые заемщикам в следующих целях:
1) получение высшего
2) получение дополнительного
3) оплата сопутствующих расходов в период обучения на проживание, питание, учебные пособия и других расходов социального характера, связанных с обучением (сопутствующий образовательный кредит).
Максимальная процентная ставка по образовательному кредиту не может превышать 10%. Заёмщику будет предоставляться отсрочка по погашению основного долга и выплате процентов (льготный период) на весь срок обучения в вузе и три месяца.
Единственным способом обеспечения исполнения заёмщиком обязательств является поручительство, предоставляемое банку - участнику эксперимента поручителем. Поручитель также должен заключить с вузом соглашение об информационном сотрудничестве, в соответствии с которым стороны установят порядок осуществления совместных действий при проведении эксперимента. Возмещение поручителю его расходов, связанных с исполнением договоров поручительства по образовательным кредитам, будет осуществляться Рособразованием в соответствии с соглашением и только в случае неисполнения заёмщиками их обязательств перед поручителями (при невозможности взыскания с заёмщика денежных средств в пользу поручителя). При этом государство гарантирует поддержку образовательных кредитов в объёме 10% от размера выданных кредитов.
Срок окончания проведения эксперимента - 31 декабря 2010 года. Федеральным бюджетом в 2007 г. на эти цели предусмотрено 63,6 млн. рублей, а на период до 2010 года запланированы следующие бюджетные расходы: на 2008 г - 129,8 млн. рублей, на 2009 г. - 198,7 млн. рублей, на 2010 г. - 198,7 млн. рублей.
Таковы основные проблемы, с которыми столкнулось высшее образование, отечественное образование в целом. Очевидно, что их решение требует комплексного подхода, совместных усилий государства и общества, при приоритете государственного участия в этом процессе. Прямая обязанность государства - создавать условия для развития, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Это положение, действительно и для системы образования. Именно закон должен регулировать большинство отношений в области образования.
В связи с этим представляется перспективным,
продолжив осуществление
Крайне важно в ближайшие годы увеличить объемы бюджетного финансирования высшей школы, привлечь к финансированию образования работодателей и спонсоров.
1. Захарчук Л.А., Экономика
образовательных учреждений: учебное
пособие для студентов
2. Ильинский И.Б. Об
экономической природе
3. Авдеева Л. Роковые гены// Российский экономический журнал. – 2005 - №1, с. 62.
4. Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. – 2002 - №1, с.20.
5. Адыкаева Е.Н. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития - Сборник научных трудов. – 2006.
6. Гаврилов Ю. Сергей Иванов опровергает слухи о том, что учебы в вузах будет целиком за деньги // Российская газета" - Федеральный выпуск №4591 – 2008 г.
7. Абанкина И. Кредитование
образования в зарубежных
8. Дюжов А. В. Источники финансирования образовательной деятельности. // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс] – 2006.
9. http://www.rian.ru/spravka/
10. http://www.glazychev.ru/
11. http://www.irex.ru/press/pub/
12. http://bologna.mgimo.ru/
13. http://www.edu.ru/index.php?
ntype=nuke
14. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/
15. http://tass-ural.ru/pub/?id=
16. http://www.ed.gov.ru/files/
17. http://www.websib.ru/develop/
18. http://www.mon.gov.ru/press/
19. http://www.mon.gov.ru/pro/
20. http://bd.fom.ru/cat/cult/edu_
21. http://www.ug.ru/issues/?