Система высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:08, реферат

Описание работы

На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Состояние системы высшего образования в России………….……..5
2. Зарубежный опыт реформ в образовании……………………………….12
2.1 Формирование европейского образовательного ареала…….…..12
2.2 Возрастание роли внебюджетных средств……………....….…..15
3. Перспективы развития высшего образования в России……………...…22
Заключение……………..…………………………………………..….31
Список литературы……………………………………..………….….32

Файлы: 1 файл

Галимуллин И.Р.гр.Э-308.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Студенческий кредит предоставляется  правительственной компанией. Установлен довольно высокий процент, который оплачивает работодатель.

Германия

С 1970-х годов в Германии наблюдался резкий скачок поступающих в высшие учебные заведения. Государственные расходы в реальном выражении не уменьшились. С 1980 года по 1990 год число студентов первых курсов возросло с 189 963 человек, до 277 868 человек, а с 1990 года по 1999 год их количество возросло до 290 983 человек. За этот период (1990-1999 гг.) численность профессорско-преподавательского состава выросла с 67 107 человек до 100 512 человек, то есть количество академического персонала росло даже более быстрыми темпами, чем количество поступающих в вузы.

Студенты не платят за обучение, за исключением тех, чей  период пребывания в вузе превышает  обычные сроки (только в некоторых  землях) и тех немногих, кто поступил в частные вузы. Дебаты по поводу введения платы идут, но без создания адекватной системы компенсации развития не получают.

Существующая система  помощи студентам осуществляется на основании Федерального закона о  помощи образованию (Bundesausbildungforderungsgesetz). Средства поступают как от федерального правительства (65%), так и Земель (35%).

Финансовая помощь предоставляется  в зависимости от размера дохода семьи студента и может быть получена либо в виде гранта, либо в виде ссуды. Многие студенты пользуются этими возможностями. Выплата не включает процентов, а  период отсрочки достаточно длительный: выплата должна начаться только через 5 лет после окончания обучения.

Голландия

Практикуется система  базового учебного гранта для всех студентов. С 2000 г. она дополняется  платой за обучение в размере примерно 1300 долл. США и постепенной заменой системы грантов кредитованием. Но уже с 1996 г. субсидии выдаются на условиях специфического стимулирующего кредита, основным условием которого является успешное и своевременное завершение учебной программы. При соблюдении условий грант трансформируется в безвозмездную ссуду, но становится платным кредитом при недостаточных показателях успеваемости. Наименее популярные направления подготовки (инженеры) имеют дополнительные льготы. Учитывая нежелание студентов брать кредиты, особенно после введения процентной ставки, и стремление получить занятость сразу после школы, совмещая впоследствии работу с вечерним образованием, с 2001 г. был введен новый вид гранта. Он выдается работающим студентам на период 10, а не 6 лет, как это практикуется для студентов дневного отделения.

США, Канада

Послешкольное образование - преимущественно платное. Действует  развитая система студенческого  кредита. Кредиты предоставляются  частными банками и правительственными финансовыми учреждениями.

В США система образовательного кредитования считается наиболее разработанной. Ее отличительной особенностью является то, что возможностью получить необходимые средства на образование обладает практически каждый желающий. Система федеральных займов учитывает интересы людей с самыми разнообразными финансовыми возможностями. Для получения федерального студенческого займа не требуется никакого залога, проценты по кредиту минимальны, гарантом выплаты является правительство. Правда, сумма кредита невысока, и поэтому денег федерального займа не всегда хватает на оплату всего курса. В таком случае можно воспользоваться родительским займом. Основным инструментом конкурентной борьбы на этом секторе финансового рынка становятся разнообразные скидки, предоставляемые банками для своих заемщиков.

Основные типы образовательного кредита, существующие в США:

  • студенческий заем (student loan) – эти займы имеют низкую процентную ставку и не требуют дополнительного обеспечения; студенты, находящиеся на иждивении могут заимствовать до $2625 на первом курсе, $3500 на втором курсе и $5500 на каждом последующем курсе; студенты, имеющие самостоятельный доход могут заимствовать дополнительно $4000 на первых двух курсах и $5000 на последующих; аспиранты могут заимствовать $18500 в год, но только $8500 из этой суммы субсидируются.
  • родительский заем (parent loan) – родители студентов, находящиеся на иждивении, могут взять внешний кредит для обеспечение своих детей материальной помощью;
  • частный заем (private loan);
  • объединенный заем (consolidation loan). Который позволяет заемщику объединит все свои займы в один заем для упрощения выплаты.

Китай

В 1996 г. введено платное  высшее образование. Размер оплаты - 500-700 долл. США в год. Еще примерно столько же составляет плата за проживание в общежитии, которую устанавливает администрация провинции. Проводится эксперимент по внедрению студенческого кредита с лета 1999 г. Государство не берет на себя ответственность за риск. Бремя риска возлагается на физических лиц, гарантирующих банку возврат. Оплата - 10,8 % годовых. Половину из них платит государство. Срок возврата - 4 года. С помощью займов правительство стимулирует и распределение кадров. Кредит списывается с выпускников, которые отработают определенный срок в отдаленных районах.

Швеция

В Швеции обучение бесплатное, но студенческий кредит существует с 1960 г. Сопутствующие расходы (проживание, учебники и т.д.) — оплачиваются студентами. Многие (до 95% от общего числа студентов) обращаются за кредитами в государственную кредитную контору. Размер кредита в пересчете на доллары США от 17 до 23 тысяч выдается под 1,5-2% годовых. Срок возврата — не ограничен, иногда выплаты растягиваются до пенсии. После оформления кредита студенту выплачивают примерно 600 долларов в месяц. К этим деньгам государство безвозмездно добавляет еще 250 долларов. Если учащийся не выполнил учебный план на месяц или семестр, государство автоматически прекратит выплаты.

Выплаты кредита начинаются после того, как студенты перестают  получать финансовую помощь, и обычно после минимального периода отсрочки в шесть месяцев. Выплата зависит от дохода должника, точнее, она основывается на общем правиле: должники должны платить 4% от своего годового дохода через налоговую систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития высшего образования в России

 

Перспективы развития высшего  образования в России находят  свое отражение в документе «Приоритетные  направления развития образовательной  системы Российской Федерации». Остановимся  на нем поподробнее.

«Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», одобренный Правительством РФ 9 декабря 2004 г, конкретизируют и  дополняют основные положения Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.

Концепция модернизации российского  образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования, вместе с  тем, при ее реализации не была осуществлена часть мер, запланированных в 2001-2003 гг. Недостаточная результативность и продуктивность реализации Концепции были обусловлены не столько неверно выбранными приоритетами, сколько неэффективными механизмами их осуществления, слабой общественной поддержкой, отсутствием заинтересованности в модернизации образования со стороны различных общественных объединений, весомой части субъектов Российской Федерации, недостаточностью ресурсного обеспечения, выделяемого всеми уровнями бюджетов.

Решение задач модернизации системы образования, приведение ее в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями может быть осуществлено только путем постепенного ввода в действие управленческих механизмов нового типа.

В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации определено, что система образования должна быть нацелена на решение таких стратегических для страны задач, как повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, обеспечение безопасности граждан и государства, сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

В настоящее время приоритетными  направлениями государственной  политики в области образования  должны стать:

  • повышение качества профессионального образования;
  • развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
  • обеспечение доступности качественного общего образования;
  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация планов модернизации российского  образования позволит решить многие давно назревшие проблемы, в том числе, обеспечение роста социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, повышение материального благосостояния работников образования и многие другие.

Вместе с тем значительно  более важную роль в развитии образования должно играть общество. Формирование прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы общественной поддержки системы образования в целом.

В «Направлениях…» изложено «важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.»

17 октября 2007 года Совет Федерации  одобрил закон, совершенствующий  систему высшего профессионального  образования в России, в соответствии с которым в России будет введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.

Первый уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два  года после бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.

Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования. То есть, первая ступень - бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

Второй уровень высшего образования, с углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.

Правом поступления в аспирантуру  или ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или  магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.

У каждого уровня высшего образования будут свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема будет устанавливать Министерство образования и науки РФ, однако они не будут существенно отличаться от ныне действующих. За всеми уровнями образования сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В целом переход к  двухуровневой системе высшего  образования даст возможность России стать полноправным партнером государств - участников Болонского процесса, что будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечению трудоустройства выпускников вузов за счет ориентирования на европейский рынок труда.

Недавно ходили слухи, что  магистратура будет платной, но они были опровергнуты. По данным издания «Московский комсомолец» от 30.04.2008 г министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделал сенсационное заявление: "Бакалаврам-бюджетникам не придется платить за обучение в магистратуре". Но означает ли это, что все бакалавры смогут поступить в магистратуру?

Он пояснил, что число  бюджетных мест на подготовку бакалавров и магистров будет рассчитываться в соответствии со спросом на данную профессию и желанием самих студентов.

"Получив за четыре года степень бакалавра, молодежь не хочет учиться дальше и устраивается на работу", - сказал Фурсенко. Что вполне объяснимо: многие молодые люди хотят начать карьеру пораньше. Необъяснимо другое: как данные слова Фурсенко соотносятся с его предыдущими высказываниями? Не далее как год назад министр заявлял, что в магистратуре будет не более четверти бесплатных мест по сравнению с местами в бакалавриате. То есть 75% магистрантов придется платить за свои знания. Это выше, чем современная платность в вузах - 56%. Но зато вполне соотносится с планом Минобрнауки по софинансированию высшего образования со стороны самих граждан. И вот такой поворот на 180 градусов. В Минобрнауке пока никак не комментируют слова министра. Впрочем, комментировать тут особо нечего - осталось всего несколько месяцев, а в июле 2008-го (когда начнется прием в магистратуру) и так все станет ясно.

Информация о работе Система высшего образования в России