Системные аспекты конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Научиться осуществлять системный анализ социально-экономической системы.
Любая экономическая система должна преследовать следующие цели:
• стабильный экономический рост, что предполагает производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг. От этого зависит уровень жизни населения;
• высокий уровень занятости. Это означает, что государство заинтересовано в обеспечении всех трудоспособных людей подходящей работой в соответствии с их желанием и способностями. Безработица должна быть в пределах естественного уровня - до 6%;
• экономическая эффективность. Эта цель связана с получением максимума выгоды при минимуме издержек от имеющихся ограниченных ресурсов;
• стабильный уровень цен. Цены не должны быть слишком высокими и неоправданно низкими. Они должны соответствовать затратам общественного труда, и их величина должна определяться законом спроса и предложения;
• экономическая свобода. Все экономические субъекты должны обладать в своей деятельности высокой степенью свободы, т.е. предпринимательской самостоятельностью;
• справедливое распределение доходов. Эта цель сводится к тому, что в обществе не должно быть нищих и слишком богатых;
• социально-экономическая обеспеченность. Государствен¬ные и иные органы власти и управления должны обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, престарелых, инвалидов и других иждивенцев;

Содержание работы

I. Теоретическое задание.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Виды конкуренции в экономике……………………………………….5
2. Стратегии конкуренции……………………………………………….12
3. Системный подход к конкурентному анализу отрасли……………15
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………….20
II. Практическое задание
Методика системного анализа организации……………………21

Файлы: 1 файл

Ведение в системный анализ — исправленная.docx

— 174.73 Кб (Скачать файл)

 

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара.

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция - это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Вертикальная конкуренция - это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стратегии конкуренции.

Стратегии конкуренции состоят в определении степени влияния конкуренции и выборе направления по ослаблению конкурентного влияния, усилению влияния своей фирмы, подавления влияния конкуренции, изучения и перенятия опыта.

Стратегия ослабления влияния конкуренции предполагает:

    • переход на инновационный ассортимент, которого нет у конкурента. при этом привлекаются мигрирующие слои клиентов и часть клиентов от конкурентов:
    • введение ассортимента с всемирно известными брендами;
    • ограничение возможностей доставки конкуренту товаров или сырья за счет использования своей фирмой тех же каналов для доставки (ограничение достигается более выгодными договоренностями);
    • ограничение возможностей конкурента по эксклюзивному получению и распространению товаров от ведущих мировых компаний при выполнении условий дистрибуции или дилера (заключение с той же компанией договора на более выгодных условиях или заключение дилерского договора с другой, не менее известной фирмой на аналогичную продукцию);
    • открытие торговых точек в непосредственной близости от главного конкурента. При этом продаваемые товары должны быть дешевле, более качественными или отличаться другими привлекательными свойствами;
    • помещение рекламных объявлений в те же носители и издания, куда подает объявления и конкурент, но с большей площадью, частотой повторения, указанием больших скидок и т.д.;
    • снижение цены и улучшение качества на группу привлекательных товаров.

 

Стратегия усиления влияния своей организации предполагает:

    • увеличение номенклатуры, при этом совпадающая часть номенклатуры должна иметь среднюю цену хотя бы немного, но ниже, чем у конкурента:
    • снижение цен на группу привлекательных товаров относительно конкурентов не менее чем на 5%;
    • улучшение качества товаров, дающих наибольший объем продаж;
    • увеличение товарного запаса (действенное средство, если у конкурентов запас ограничен или производится продажа под заказ);
    • средний уровень цен не должен быть выше, чем у главного конкурента;
    • развитие сервиса, предоставление сопутствующих услуг (установка, монтаж);
    • открытие филиалов в местах, удаленных от основного конкурента;
    • вертикальная интеграция с поставщиками сырья, товаров;
    • диверсификация деятельности, причем новое направление должно находиться в зоне слабого влияния конкуренции;
    • создание корпоративных газет и бесплатное их распространение;
    • привлечение грамотных специалистов, повышение квалификации, замена традиционной школы продавцов системой менеджеров.

Стратегия подавления конкуренции:

    • массированное наступление по всем направлениям, включая улучшение качества на группу привлекательных товаров, снижение среднего уровня цен. расширение номенклатуры, увеличение товарного запаса, улучшение комплекса сервиса;
    • «временный скачок по рекламе»: в короткий период времени (определяется по результатам подавления конкуренции и увеличения количества клиентов) резко увеличивают частоту, объем, площадь, количество носителей рекламы;
    • размещение рекламы в тех же носителях, где размещает рекламу и конкурент, плюс освоение новых носителей рекламы;
    • создание торгово-промышленных объединений с целью избавления от лишних посредников в системе продвижения товаров, снижения цен и обеспечения стабильности поставок;
    • создание отраслевых объединений типа ассоциаций с целью объединения интересов и возможностей ряда конкурентов и противостояния сильному конкуренту;
    • временное резкое снижение цен.

Стратегия изучения и копирования опыта конкурентов предполагает:

    • изучение ассортимента конкурента;
    • изучение качества, новизны продукции конкурента:
    • изучение сервиса конкурента;
    • проведение сравнительного анализа по долевому количеству новых клиентов, привлеченных сервисом (изучение влияния каждого его вида) и заимствование наиболее эффективных методов привлечения новых клиентов;
    • изучение структуры построения предприятия конкурента, персонала, уровня квалификации и обслуживания; повторение опыта по наиболее эффективным направлениям.

 

 

 

 

  1. Системный подход к конкурентному анализу отрасли.

В современных условиях высокую актуальность приобретает проблема формирования конкурентоспособности.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности отраслей  народного хозяйства – определяющая  составляющая сложной системы подъема экономики России.

Если рассматривать конкурентоспособность отрасли как систему, то можно выделить макро и микро среду конкурентоспособности.

Макросреда представлена факторами, оказывающие косвенное влияние на конкурентоспособность отрасли, а именно: политические, правовые, международные, экономические, научно-технические, социально-культурные, демографические,  природно-экологичсекие.

Микросреда конкурентоспособности представлена силами, оказывающими непосредственное влияние на предприятия отрасли и во многом способствующими формированию отраслевых конкурентных преимуществ. К ним можно отнести: поставщики, потребители, маркетинговые посредники, конкуренты, родственные отрасли.

Поставщиками являются фирмы или физические лица, обеспечивающие предприятия отрасли необходимыми экономическими ресурсами.

Маркетинговые посредники – это фирмы или отдельные физические лица, помогающие предприятиям отрасли в продвижении, сбыте, доставке потребителям и продаже товаров. К ним отнесены торговые, логистические, финансовые посредники и посредники маркетинговых услуг.

Потребителями являются фирмы или физические лица, приобретающие товары отрасли для конечного потребления.

Родственные отрасли – это чаще отрасли, в которых фирмы могут осуществлять в взаимодействии между собой в процессе формирования цепочки ценности.

Конкуренты – производители товаров-заменителей, по сути, могут являться родственными отраслями, поскольку возможно осуществление взаимодействия в процессе формирования ценности.

В основе исследования конкурентной структуры отрасли лежат теоретические положения М.Портера о существовании пяти конкурентных сил: внутриотраслевой конкуренции, угрозы со стороны новых конкурентов, наличия продуктов-заменителей, сильных позиций поставщиков и покупателей.

Пять базовых конкурентных сил (сила поставщиков, посредников, потребителей, внутриотраслевая микросреда, конкуренция со стороны товаров-заменителей) и дополнительная фоновая сила (макроэкономические факторы) образуют фундамент конкурентной структуры отрасли.

Рис.1. Силы, определяющие конкурентную структуру отрасли

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он, оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

Список использованной литературы:

  1. Викулина Т.Д.: Экономическая теория. - М.: РИОР, 2010
  2. Савельева Н.А.: Управление конкурентоспособностью фирмы. - Ростов н/Д: Феникс, 2009
  3. Баринов В.А.: Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2009
  4. Анфилатов, В.С. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. - М.: ФиС, 2009. - 368 c.
  5. Дрогобыцкий, И.Н. Системный анализ в экономике: Учебник для студентов вузов / И.Н. Дрогобыцкий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 423 c.
  6. Тимченко, Т.Н. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Т.Н. Тимченко. - М.: ИД РИОР, 2013. - 161 c.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Практическое задание.

  «Методика системного анализа  организации».

  Цель работы: Научится осуществлять  системный анализ социально-экономической  системы.

Любая экономическая система должна преследовать следующие цели:

  • стабильный экономический рост, что предполагает производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг. От этого зависит уровень жизни населения;
  • высокий уровень занятости. Это означает, что государство заинтересовано в обеспечении всех трудоспособных людей подходящей работой в соответствии с их желанием и способностями. Безработица должна быть в пределах естественного уровня - до 6%;
  • экономическая эффективность. Эта цель связана с получением максимума выгоды при минимуме издержек от имеющихся ограниченных ресурсов;
  • стабильный уровень цен. Цены не должны быть слишком высокими и неоправданно низкими. Они должны соответствовать затратам общественного труда, и их величина должна определяться законом спроса и предложения;
  • экономическая свобода. Все экономические субъекты должны обладать в своей деятельности высокой степенью свободы, т.е. предпринимательской самостоятельностью;
  • справедливое распределение доходов. Эта цель сводится к тому, что в обществе не должно быть нищих и слишком богатых;
  • социально-экономическая обеспеченность. Государственные и иные органы власти и управления должны обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, престарелых, инвалидов и других иждивенцев;
  • торговый баланс. В государстве необходимо иметь разумный план по внутренней и внешней торговле. Естественно, для страны выгодно, когда экспорт превышает импорт.

Объектом исследования является автомобильный центр «Toyota».

Автосалон Тойота Центр Воронеж расположен по адресу: 94063, Россия, Воронеж, ул. Остужева, 64.

Информация о работе Системные аспекты конкуренции