Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 18:08, контрольная работа
Цель работы: Научиться осуществлять системный анализ социально-экономической системы.
Любая экономическая система должна преследовать следующие цели:
• стабильный экономический рост, что предполагает производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг. От этого зависит уровень жизни населения;
• высокий уровень занятости. Это означает, что государство заинтересовано в обеспечении всех трудоспособных людей подходящей работой в соответствии с их желанием и способностями. Безработица должна быть в пределах естественного уровня - до 6%;
• экономическая эффективность. Эта цель связана с получением максимума выгоды при минимуме издержек от имеющихся ограниченных ресурсов;
• стабильный уровень цен. Цены не должны быть слишком высокими и неоправданно низкими. Они должны соответствовать затратам общественного труда, и их величина должна определяться законом спроса и предложения;
• экономическая свобода. Все экономические субъекты должны обладать в своей деятельности высокой степенью свободы, т.е. предпринимательской самостоятельностью;
• справедливое распределение доходов. Эта цель сводится к тому, что в обществе не должно быть нищих и слишком богатых;
• социально-экономическая обеспеченность. Государствен¬ные и иные органы власти и управления должны обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, престарелых, инвалидов и других иждивенцев;
I. Теоретическое задание.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Виды конкуренции в экономике……………………………………….5
2. Стратегии конкуренции……………………………………………….12
3. Системный подход к конкурентному анализу отрасли……………15
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………….20
II. Практическое задание
Методика системного анализа организации……………………21
В современных условиях высокую актуальность приобретает проблема формирования конкурентоспособности.
Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности отраслей народного хозяйства – определяющая составляющая сложной системы подъема экономики России.
Если рассматривать конкурентоспособность отрасли как систему, то можно выделить макро и микро среду конкурентоспособности.
Макросреда представлена факторами, оказывающие косвенное влияние на конкурентоспособность отрасли, а именно: политические, правовые, международные, экономические, научно-технические, социально-культурные, демографические, природно-экологичсекие.
Микросреда конкурентоспособности представлена силами, оказывающими непосредственное влияние на предприятия отрасли и во многом способствующими формированию отраслевых конкурентных преимуществ. К ним можно отнести: поставщики, потребители, маркетинговые посредники, конкуренты, родственные отрасли.
Поставщиками являются фирмы или физические лица, обеспечивающие предприятия отрасли необходимыми экономическими ресурсами.
Маркетинговые посредники – это фирмы или отдельные физические лица, помогающие предприятиям отрасли в продвижении, сбыте, доставке потребителям и продаже товаров. К ним отнесены торговые, логистические, финансовые посредники и посредники маркетинговых услуг.
Потребителями являются фирмы или физические лица, приобретающие товары отрасли для конечного потребления.
Родственные отрасли – это чаще отрасли, в которых фирмы могут осуществлять в взаимодействии между собой в процессе формирования цепочки ценности.
Конкуренты – производители товаров-заменителей, по сути, могут являться родственными отраслями, поскольку возможно осуществление взаимодействия в процессе формирования ценности.
В основе исследования конкурентной структуры отрасли лежат теоретические положения М.Портера о существовании пяти конкурентных сил: внутриотраслевой конкуренции, угрозы со стороны новых конкурентов, наличия продуктов-заменителей, сильных позиций поставщиков и покупателей.
Пять базовых конкурентных сил (сила поставщиков, посредников, потребителей, внутриотраслевая микросреда, конкуренция со стороны товаров-заменителей) и дополнительная фоновая сила (макроэкономические факторы) образуют фундамент конкурентной структуры отрасли.
Рис.1. Силы, определяющие конкурентную структуру отрасли
Заключение.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он, оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Список использованной литературы:
Любая экономическая система должна преследовать следующие цели: