Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:31, контрольная работа
Важным свойством экономической системы является наличие структуры, ее можно рассматривать как способ взаимосвязи, взаимодействия образующих систему элементов, ее внутреннюю организацию, обеспечивающую целостность. Структура есть нечто устойчивое, сохраняющее качественную определенность экономической системы на протяжении конкретного, иногда длительного времени.
Индивидуальное задание...............................................................................…3
Контрольное задание 1.......................................................................................4
Т. 1.1.................................................................................................................. 4
Т. 1.2.................................................................................................................. 5
Т. 1.3.................................................................................................................. 5
П.1.1.................................................................................................................. 5
П.1.2.................................................................................................................. 7
П.1.3.................................................................................................................. 7
Контрольное задание 2....................................................................................10
Т. 2.1................................................................................................................10
Т. 2.2................................................................................................................10
Т. 2.3............................................................................................................... 14
Оценочный лист.................................................................................................18
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Уфимский филиал
Контрольная работа
По дисциплине «Системный анализ в экономике»
Студент: Андреева В.В.
Курс: 1 № группы: 3СП 1
Личное дело: № 100.28/120210
Преподаватель: Аполов О.Г.
Уфа, 2013
Содержание
Индивидуальное
задание.......................
Контрольное задание
1.............................
Т. 1.1...........................
Т. 1.2...........................
Т. 1.3...........................
П.1.1.........................
П.1.2.........................
П.1.3.........................
Контрольное задание
2.............................
Т. 2.1...........................
Т. 2.2...........................
Т. 2.3...........................
Оценочный лист..........................
Индивидуальное задание
студенту (ФИО) Андреевой Виктории Витальевне
группы 3 СП1
Для выполнения практической части контрольных заданий 1–7 выбраны:
исходная проблема для анализа:
повышение качества образования
проблемосодержащая система:
университет
«____» ________________ ________
Подпись студента ____________________________
Подпись преподавателя_________________
Контрольное задание 1
Тема: «Основные положения теории систем».
Т.1.1. Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте, почему они называются фундаментальными.
Важным свойством
Применительно к экономической системе структура в широком смысле выступает как внутренняя организация производства. Поэтому на разных уровнях она всегда проявляется через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структуру экономической системы образуют взаимоотношения людей в процессе производства материальных и духовных благ и услуг, т.е. совокупность производственных отношений. Последние представляют собой весьма сложную, относительно самостоятельную систему, включающую отношения людей друг с другом, их отношение к вещам и отношения вещей между собой, т.е. технологические отношения. Среди этих отношений можно выделить те, которые являются как бы "скелетом" экономической системы, формируют ее в определенную целостность. Это прежде всего отношения собственности, выступающие основой и условием функционирования любой экономической системы, а также отношения организации производства, хозяйствования. Эти отношения являются главными, системообразующими.
Т.1.2. Назовите специфические свойства систем. Обоснуйте, почему они называются специфическими.
Специфическим свойством экономической системы является наличие инфраструктуры - совокупность объектов, обеспечивающих функционирование производства товаров и услуг и условия жизнедеятельности людей. В соответствии с этим выделяют производственную и социальную инфраструктуру. В инфраструктуру обычно входят средства связи, дороги, все виды транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры.
Т.1.3. Назовите типы контурных связей и поясните, какую роль они играют в функционировании и развитии социально-экономических систем.
Существует два типа связей между элементами системы: горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи – это связи координации между однопорядковыми элементами системы. Они носят коррелирующий характер: ни одна часть системы не может измениться без того, чтобы не изменились другие ее части.
Вертикальные связи – это связи субординации, т.е. соподчинения элементов. Они выражают сложное внутреннее устройство системы, где одни части по своей значимости могут уступать другим и подчиняться им.
П.1.1. Обоснуйте выделение границ системы и ее цель (и). Поясните, с каких позиций будет проводиться системное исследование и почему.
Понятие «назначение » в основном используется для систем, в которых отсутствует человек, в то время как понятие «цель» более характерно для систем «человеческих», социальных. Однако жесткого разграничения между ними нет, ведь очень многие системы включают в себя и социальные, и несоциапьные составляющие.
Целью высшего профессионального образования является формирование грамотности и компетентности выпускников в различных областях деятельности (научной,профессиональной, социальной и т. д.). Вначале определим смысл понятий «грамотность» и «компетентность».
«Грамотность» практически всеми проектировщиками новой системы трактуется как «совокупность знаний, полученных обучающимся».
Что касается понятия «компетентность», то по поводу его толкования дискуссиям нет предела. Вместе с тем, в различных определениях данного понятия можно увидеть некоторые общие черты.
Обратимся к цитатам Специалистов, занимающихся вопросами проектирования в ВПО:
1) «…компетентный (лат. competens, competentis надлежащий, способный) –знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» (определение № 1).
2) «…общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» (выделено – это же относится и к высшей профессиональной школе)» (определение № 2);
3) «… «компетентность», трактуется нами как основывающаяся на знаниях,интеллектуально - и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» (определение № 3);
4) «…компетенции
5) «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям),знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)» (определение № 5).
Исследование проблемы повышения качества образования необходимо проводить с позиции основных методов теории общих систем (ТОС) – системного подхода или системного анализа.
П.1.2. Определите состав внутренней среды системы (подсистемы, элементы). Сформулируйте используемые вами признаки классификации элементов и подсистем системы. Объясните выбранный уровень детализации системы.
Обычно определить элементы системы нетрудно — большинство из них материальны, их легко обнаружить В такой системе, как, университет, элементами будут учебные корпуса, студенты, профессора, административные служащие, библиотеки, книги, компьютеры — перечислять можно очень долго, к тому же потом к списку можно добавить, из чего, в свою очередь, состоит все это. Но элементы не обязательно должны иметь физическое воплощение. Они могут быть и нематериальными. В университетах, может царить академический дух, понятие «научной школы», и такие элементы могут быть для системы чрезвычайно важны. Если вы начнете перечислять элементы системы, то список может расти до бесконечности, ведь их можно подразделять на элементы более низкого порядка, а те, в свою очередь, на еще более мелкие. В какой-то момент вы утратите представление о системе в избытке подробностей — за деревьями не увидите леса.
П.1.3. Определите и обоснуйте состав внешней среды системы. Перечислите используемые вами признаки классификации составных частей надсистемы.
Под внешней средой понимается множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состояния может вызывать изменение поведения системы. В некоторых случаях на начальных этапах исследования определение системы базируется на отделении системы от внешней среды, т. к. очень важно определить границы системы, которая функционирует в некоторой окружающей ее среде.
Сложное взаимодействие системы с ее окружением характеризуется следующим образом: система образует особое единство со средой. При этом, как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка (надсистемы), а элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. В такой трактовке среды-надсистемы важно учитывать, что она представляет собой некоторое множество систем, каждая из которых по-своему взаимодействует с объектом анализа. Выделяют четыре ситуативных класса такого взаимодействия: содействующее, противодействующее, нейтральное и смешанное.
Содействующей выступает среда в том случае, если она оказывает положительное влияние на функционирование и развитие системы, способствует достижению ее целей и повышению эффективности ее деятельности.
Противодействующая среда, наоборот, подавляет функционирование и снижает эффективность системы, препятствуя достижению целей.
В случае нейтральности среда не оказывает непосредственного воздействия на систему. Но даже в этом случае необходимо учитывать ее присутствие, так как нейтральность есть неустойчивое состояние, в котором формируются условия, обуславливающие переходы к содействию или противодействию.
Для смешанной среды характерны все перечисленные варианты ее влияния на систему.
Выделение системы из среды производит исследователь, который отделяет (отграничивает) включаемые в систему элементы от остальных элементов среды в соответствии с целями исследования (проектирования) или предварительного представления о проблемной ситуации. При этом возможно три варианта положения исследователя относительно системы и среды.
В первом случае он может отнести
себя к внешней среде и, представить
систему как полностью
Во втором случае исследовать может включить себя в систему и проводить ее моделирование с учетом своего влияния и влияния системы на свои представления о ней (ситуация, характерная для экономических систем).
В третьем случае исследовать может отделить себя от системы и от среды. При этом система рассматривается как открытая, постоянно взаимодействующая со средой (такие модели необходимы для развивающихся систем). При этом для исследования состояния и поведения системы необходимо определить все элементы среды, которые взаимодействуют с элементами и компонентами системы и включить их в методику моделирования.
В процессе исследования возможны уточнения или конкретизация определения системы, что влечет соответствующее уточнение среды и факторов взаимодействия между системой и средой. Таким образом, граница между системой и средой может изменяться путем отнесения элементов системы во внешнюю среду и наоборот – отнесения отдельных элементов среды в состав системы, например, по причине силы связей между элементами.
Таким образом, учет влияния среды на функционирование изучаемой системы является необходимым условием любого системного исследования. В этой связи важно прогнозировать состояние и поведение не только системы, но и среды с учетом ее свойств, в том числе возможной ее неоднородности.
Следует отметить, что внешняя среда бывает естественно-природной или искусственной, созданной человеком, в том числе техническая, энергетическая, экономическая, информационная, социальная и другие ее виды.