Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:31, контрольная работа
Важным свойством экономической системы является наличие структуры, ее можно рассматривать как способ взаимосвязи, взаимодействия образующих систему элементов, ее внутреннюю организацию, обеспечивающую целостность. Структура есть нечто устойчивое, сохраняющее качественную определенность экономической системы на протяжении конкретного, иногда длительного времени.
Индивидуальное задание...............................................................................…3
Контрольное задание 1.......................................................................................4
Т. 1.1.................................................................................................................. 4
Т. 1.2.................................................................................................................. 5
Т. 1.3.................................................................................................................. 5
П.1.1.................................................................................................................. 5
П.1.2.................................................................................................................. 7
П.1.3.................................................................................................................. 7
Контрольное задание 2....................................................................................10
Т. 2.1................................................................................................................10
Т. 2.2................................................................................................................10
Т. 2.3............................................................................................................... 14
Оценочный лист.................................................................................................18
Оценочный лист контрольной работы
студента ______________________________
группы ______________________________
Работа написана на _______ страницах.
Дата сдачи: ______________________________
Подпись студента ______________________________
Дата проверки: ______________________________
Предварительная оценка________________________
Работа к собеседованию: допущена / не допущена (ненужное зачеркнуть)
Подпись преподавателя ___________________________
В работу внесены изменения на _______ страницах.
Замечания и ошибки: устранены / устранены частично / не устранены (ненужное зачеркнуть)
Подпись преподавателя_________________
Комментарий по собеседованию
(заполняется преподавателем при необходимости)________________
______________________________
______________________________
Итоговая оценка по результатам собеседования_________
Подпись преподавателя_________________
Контрольное задание 3
Задание 3 по теоретической части. Тема: «Процедуры системного анализа».
Т.3.1. Характеризуйте процедуру целеполагания.
целеполагание — это совокупность процедур; позволяющих описать в том или ином виде цели системы. Чем более точно дано описание цели системы, тем более точной окажется оценка эффективности управления. Реальные механизмы целеполагания имеют сложное строение и формируются, как правило, в виде древовидных графов.
Идея метода дерева целей впервые была предложена У. Черчменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Японские ученые Месарович М., Мако Д., Такахара И. отмечают иерархический характер целей и основным принципом построения дерева целей считают принцип системного анализа и принцип декомпозиции цели на подцели при переходе от одного уровня к другому, а в этом случае структура дерева целей представляется в виде многоуровнего града целей. Путь к достижению сложной цели, требующей для решения последовательного достижения ряда промежуточных результатов, изображается в виде ветвящейся древовидной структуры путей к этим промежуточным результатам. Наибольший объем информации содержат элементы верхних и самых нижних уровней деревьев целей (общие цели системы и конкретные средства реализации).
Как правило, термин «дерево целей» используются для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий.
При построении дерева целей используются принципы:
- соподчиненности целей,
вытекающей из иерархического
построения производственных
- развертываемости, т.e. разделение каждой цели данного уровня на цели нижележащего уровня;
соотносительной важности целей, заключающейся в том, что цели одного и того же уровня могут иметь разное значение для достижения цели вышестоящего уровня.
Построение дерева
целей можно проводить
1. Используя производственную
информацию о возникновении
2. Разнести цели по
уровням иерархии и элементам
построенного дерева объекта.
Верхним уровнем считается
3. Для каждого уровня
иерархии последовательно
Т.3.2. Характеризуйте процедуру декомпозиции.
Декомпозиция – это процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели – задачи в соответствии с выбранной моделью. Декомпозиция позволяет расчленить всю работу по реализации модели на пакет детальных работ, что позволяет решать вопросы их рациональной организации, мониторинга, контроля и т.д.
Алгоритмизация декомпозиции подразумевает описание каждого этапа. Так, например, декомпозиция написания программы подразумевает: создание модулей, которые в свою очередь представляют собой небольшие программы, взаимодействующие друг с другом по хорошо определенным и простым правилам.
На этапе декомпозиции
задачи на подзадачи следует
- каждая подзадача должна иметь один и тот же уровень рассмотрения;
- каждая подзадача может быть решена независимо;
- полученные решения могут быть объединены вместе, позволяя решить исходную задачу.
Т.3.3. Характеризуйте процедуру измерений.
Понятия «шкала измерения», «тип шкалы», «допустимые преобразования» играют важную роль в теории измерений.
Существуют следующие измерительные шкалы.
ДИХОТОМИЧЕСКАЯ ШКАЛА
Дихотомическая шкала, которая позволяет отметить, относится ли данный объект к интересующей нас группе или нет.
Две сравниваемые переменные X (семейное положение) и Y (отчисление из института) измеряются в дихотомической шкале.
ШКАЛА НАИМЕНОВАНИЙ
Шкала наименований (номинальная), в которой числа используются исключительно с целью обозначения объектов. Кроме сравнения на совпадение, любые арифметические действия над числами, обозначающими имена объектов, бессмысленны. С помощью шкалы наименований часто отмечают, присутствует или отсутствует какой-то признак в объекте.
ШКАЛА ПОРЯДКОВ (РАНГОВЫЕ ШКАЛЫ)
Шкала порядков (ранговые шкалы), при измерении в которой мы получаем информацию лишь о том, в каком порядке объекты следуют друг за другом по какому-то свойству. Примером могут служить шкалы, по которым измеряются твёрдость материалов, «похожесть» объектов. К этой группе шкал относится большинство шкал, используемых в социологических и психологических исследованиях. Частным случаем шкал порядка являются балльные шкалы, используемые в практике спортивного судейства или оценок знаний в школе.
ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ
Шкала интервалов, в которой можно менять как начало отсчёта, так и единицы измерения.
Если упорядочивание объектов
можно выполнить настолько
Допустимые операции – определение интервала между двумя измерениями.
Над интервалами – любые арифметические или статистические операции.
ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ
Шкала отношений, в которой начало отсчёта неизменно, а единицы измерения можно изменять (масштабировать). Аксиомы аддитивности:
6°. Если А = Р и В > 0,то А + В > Р;
7°. А + В = В + А;
8°. Если A = P и B = Q, тo A + B = P + Q;
9°. (А + В) + С = А + (В + С).
Измерения в этой шкале являются полноправными числами, с ними можно выполнять любые арифметические действия. Этот класс шкал обладает следующей особенностью: отношение двух наблюдаемых значений измеряемой величины не зависит от того, в какой из шкал произведены измерения, т.е. x1 /x2 = y1 /y2.
Примерами шкал отношений являются шкалы для измерения веса, длины и т.п.
АБСОЛЮТНАЯШКАЛА
Абсолютная шкала, результатом измерения в которой является число, выражающее количество элементов в множестве. В данной шкале начало отсчёта и единицы измерения неизменны. Числа, полученные по такой шкале, можно складывать, вычитать, делить, умножать – все эти действия будут осмысленными. Из перечисленных шкал абсолютная шкала является самой «сильной», а номинальная – самой «слабой». Действительно, из абсолютных данных можно узнать всё то, что могут дать любые другие шкалы, но не наоборот. Из того, что в группе А – 15 студентов, в группе В – 20, а в группе С – 30, можно узнать:
вА студентов в 2 раза меньше, чем в С (шкала отношений);
в В студентов на 10 человек меньше, чем в С (шкала интервалов);
вА студентов просто меньше, чем в В и С (шкала порядка);
вА, В, С студентов не одно и то же количество (шкала наименований).
Использовать только абсолютные шкалы не всегда целесообразно. Для получения информации о свойствах, измеряе-
мых в сильных шкалах, требуются более совершенные (сложные, дорогие) измерительные приборы и процедуры. К тому же,
таких приборов и процедур для измерения многих характеристик просто нет. Например, можно выяснить, чего данному че-
ловеку хочется больше – чая или кофе, но определить, насколько больше или во сколько раз, затруднительно.
Контрольное задание 4
Задание 4 по теоретической части. Тема: «Моделирование систем».
Т.4.1. Опишите синтаксис и назначение модели черного ящика.
Модель типа «черный ящик» отображает входы и выходы системы без представления информации о внутренних элементах и связях системы. Такая модель особенно полезна при представлении систем на макроуровне, когда важным является провести анализ внешних связей системы с другими системами (например, связи предприятия с поставщиками и потребителями продукции). В контексте назначения системы модель «черный ящик» позволяет определить необходимые входные ресурсы и ожидаемые результаты работы предприятия и особенно важна при последовательном структурном анализе системы (как существующей, так и проектируемой). При составлении модели типа «черный ящик» важно учесть все входы и выходы системы, имеющие необходимое значение с точки зрения назначения системы. Средством построения модели «черный ящик» могут служить текстовые описания (например, в виде таблиц с графами «вход», «выход»); обобщенные блок схемы, в которых вся система отображается единым блоком; в терминах теории множеств, перечисляя элементы входного множества Х и выходного множества Y.
Т.4.2. Опишите назначение и проблемы построения моделей состава и
структуры социально-экономических систем.
Модель состава – представляет
информацию о внутреннем содержании
системы, описывает, из каких подсистем
и элементов она состоит. Построение
модели состава выполняется поэтапно
на разных уровнях детализации системы.
Сначала выделяются наиболее крупные
подсистемы, потом их функциональные
составляющие – элементы подсистем
и т.д. Разбиение системы на части
при определении состава
Модель структуры
- отношение «часть-целое».
Обозначим отношение часть
- отношение «вид-род». Например, конкретная фирма ООО «Мебель» может быть видом (частным случаем) рода фирм «Производители мебели», т.е. ООО «Мебель» и «Производители мебели» связаны отношением «вид-род»;
- отношение «управлять работой». Такого типа отношения складываются, например, между службой управления и производственным отделом предприятия;
- отношение «обеспечивать
работу». Подобное отношение
- отношение «роль-исполнитель». Такое отношение наблюдается между отдельным этапом (функцией) процесса и тем работником, кто его исполняет;
- отношения «причина-следствие» и хронологического порядка - показывают взаимосвязи между элементами процессов.
Последние три вида
отношений наиболее применимы
в моделях бизнес-процессов