Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:31, реферат
В повседневной жизни любого человека возможны такие ситуации, когда, в силу тех или иных причин, он утрачивает источник средств своего существования. Такая материальная необеспеченность может наступить либо в связи с утратой трудоспособности по старости, инвалидности, либо потери работы, по болезни и т.д. Формы и способы защиты от подобных социальных угроз в обществе используются разные: взаимопомощь работников предприятий; установленное обычаем или законом материальное обеспечение пожилых людей, инвалидов; социальное страхование, социальная помощь, благотворительность и другие. Они объединены общим названием - «социальная защита населения», которая составляет неотъемлемый элемент социально-экономических отношений общества социально-ориентированных стран.
1) Введение..
2) Происхождение и эволюция социальной защиты
3) Объекты социальной защиты
4) Принципы социальной защиты
5) Средства социальной защиты
6) Структура органов социальной защиты населения
7) Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения
8) Принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и социальной взаимопомощи
9) Виды социального обслуживания
10) Формы предоставляемых социальными службами услуг
11) Ряд факторов, сдерживающих развитие сети социальных служб
12) Заключение
13) Список использованной литературы
По данным Пенсионного фонда России, по итогам 2011 г. коэффициент замещения пенсией утраченного заработка (показатель соотношения средней пенсии с размером заработной платы) составил 20 %.
По международным нормам коэффициент замещения до 20 % считается грубым нарушением пенсионных прав гражданина. Конвенция Международной организации труда № 102 требует, чтобы этот показатель был не ниже 40%. Россия данный документ до сих пор не ратифицировала.
Важной правовой формой социальной защиты населения является закон «О государственной социальной помощи», который регламентирует государственную социальную помощь малообеспеченным гражданам и семьям за счёт региональных бюджетов и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) за счёт федерального бюджета и «социальных пакетах» для определённых категорий населения, включённых в федеральный реестр. Система социальной поддержки населения по этому закону опирается на региональные бюджеты. Право на получение разовой государственной социальной помощи по этому закону предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые через налогообложение (подоходный налог) и целевые взносы работодателей и работников. Эти налоги и взносы, в дополнение к Пенсионному Фонду Российской Федерации образуют Фонд социального страхования, который составляет финансовую основу пособий по социальному страхованию.
Объектами государственного социального страхования являются временно экономически неактивное население. Социальное страхование выступает как институт защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы.
В качестве социальных страховых рисков выделяются:
Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком по достижении им полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Формирование современной системы социального страхования происходит на основе принятия целого ряда законов: «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1993), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), «Об основах обязательного социального страхования» (1999), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998), «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001).
В настоящее время существуют две формы социального страхования: обязательное (по закону для субъектов страхования — государственное) и добровольное. Типичные виды социального страхования — пенсионное, медицинское, страхование от несчастных случаев на производстве.
Государственное пенсионное страхование — вид страхования, осуществляемого за счет взносов работодателей и работников с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Закон «О медицинском страховании граждан в РФ» определил правовые, экономические и организационные основы данного института социальной защиты. Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств. В соответствии с Законом Медицинское страхование представлено двумя видами:
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской помощи гражданам.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ, обеспечивающих гражданам услуги сверх установленных в программах обязательного медицинского страхования на основе оплаты услуг гражданами или организациями.
В соответствии с Законом средства для обязательного медицинского страхования (страховые выплаты работников) сосредоточены в Федеральном и Территориальных (региональных) фондах обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование обеспечивается, таким образом, системой фондов, состоящей из федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется федеральным законом Российской Федерации.
В Конституции РФ (ст.41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимального допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионе.
В системе здравоохранения появляются новые субъекты — страховые медицинские организации, которые выбирают медицинские учреждения и оплачивают лечебно-профилактическую помощь, предоставленную застрахованным лицам. Начиная с 1993 г., обязательное медицинское страхование вошло в систему социального страхования России, финансирование которой в виде уплаты взносов осуществляется большинством работодателей всех форм собственности, а также государством непосредственно из бюджета. Медицинское страхование стало рассматриваться как наиболее адекватная рыночной экономике система здравоохранения, улучшающая качество медицинских услуг.
Страховые взносы большинства предприятий составляют 26 % фонда оплаты труда, Размеры взносов по отдельным видам социального страхования по отношению к начисленной оплате труда составляют:
В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:
Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция зарплаты. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата — категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечить человеку определенный социальный статус.
Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения — с одной стороны и государственная поддержка — с другой стороны. На снижение уровня безработицы направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест.
Государство гарантирует безработным:
Пособие по безработице предоставляется из региональных бюджетов, выплачивается в течение года безработицы при условии активного поиска подходящей работы через Центр занятости и равно прожиточному минимуму для данного субъекта Федерации в первые 4 месяца безработицы (позднее оно уменьшается).
Важным звеном социальной защиты населения являются законодательно обязательные программы трудоустройства, переквалификации и получения жилья, направленные, прежде всего, на молодежь.
Для стимулирования экономической самостоятельности молодежи предлагаются профессиональное обучение или переобучение и социально-психологическая подготовка к вхождению в роль экономически самостоятельных налогоплательщиков. Данная политика приводит не только к снижению численности безработных, но и другим положительным эффектам. Для уменьшения числа безработных активно используются также «политика доходов», кредитно-денежная политика.
Таким образом, социальная защита осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, специально создаваемых внебюджетных социальных фондов. Комплексный её характер может быть представлен, например, системой мероприятий по социальной защите инвалидов:
Мероприятия по социальной защите инвалидов можно подразделить следующим образом:
Принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и социальной взаимопомощи:
1. Принцип
всеобщности и обязательности. Эти
принципы распространяются как
на процесс получения
2. Принцип солидарности. Этот принцип говорит о том, что в условиях риска находятся все члены общества, но подвергаются риску не все, в результате кто-то получает полную компенсацию, кто-то частичную, кто-то вообще не получает ничего и ресурсы перераспределяются от тех кто не получает выплат в пользу тех, кому данная помощь необходима, в том числе и финансовые ресурсы. Заранее определить с кем и когда может произойти тот или иной риск невозможно, поэтому этот принцип необходим для защиты при возникновении внезапных рисков.
3. Принцип социальной справедливости. Этот принцип работает в противовес принципу солидарности, так как существуют риски которым подвергаются практически все без исключения граждане, например риск дожития до старости – здесь и используется принцип социальной справедливости, исключающий уравниловку в пенсионном обеспечении. В расчете пенсии используются различные условия, которые позволяют гражданам имеющим больший по сроку трудовой стаж или имеющим стаж работы на вредном производстве получать пенсию выше, чем гражданам не имеющим большого стажа работы, или работающим на простых видах работ.
4. Принцип
автономности. Данный принцип необходим
чтобы оградить социальную
5. Принцип
социального партнерства. В случае
возникновения спорных
6. Принцип обеспечения контроля. Данный принцип обеспечивает контроль за руководящими органами со стороны населения. В первую очередь речь идет о профсоюзах.
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в компетенцию которых переданы организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входят организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относят учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
Информация о работе Системы социальной защиты населения: происхождение и эволюция