Системы социальной защиты населения: происхождение и эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:31, реферат

Описание работы

В повседневной жизни любого человека возможны такие ситуации, когда, в силу тех или иных причин, он утрачивает источник средств своего существования. Такая материальная необеспеченность может наступить либо в связи с утратой трудоспособности по старости, инвалидности, либо потери работы, по болезни и т.д. Формы и способы защиты от подобных социальных угроз в обществе используются разные: взаимопомощь работников предприятий; установленное обычаем или законом материальное обеспечение пожилых людей, инвалидов; социальное страхование, социальная помощь, благотворительность и другие. Они объединены общим названием - «социальная защита населения», которая составляет неотъемлемый элемент социально-экономических отношений общества социально-ориентированных стран.

Содержание работы

1) Введение..
2) Происхождение и эволюция социальной защиты
3) Объекты социальной защиты
4) Принципы социальной защиты
5) Средства социальной защиты
6) Структура органов социальной защиты населения
7) Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения
8) Принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и социальной взаимопомощи
9) Виды социального обслуживания
10) Формы предоставляемых социальными службами услуг
11) Ряд факторов, сдерживающих развитие сети социальных служб
12) Заключение
13) Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К видам социального обслуживания относятся:

  • Материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
  • Социальное обслуживание на дому, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
  • Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
  • Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
  • Организация дневного пребывания: в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  • Консультативная помощь: в  учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
  • Реабилитационные услуги: социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социально-психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Формы предоставляемых социальными службами услуг определены Государственными стандартами:

  • Материальная помощь (денежные средства, продукты питания, промышленные товары, средства передвижения, специальное оборудование, протезно-ортопедические изделия, медикаменты, топливо и т.д.).
  • Помощь на дому (выполнение хозяйственно-бытовых услуг, присмотр за детьми, медико-социальная помощь и другие услуги).
  • Постоянное обслуживание в условиях стационара (питание, социально-бытовое обеспечение, медико-санитарное обеспечение, медицинская, трудовая реабилитация, организация досуга).
  • Консультативная помощь.
  • Предоставление временного приюта.
  • Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Финансирование социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе и складывается из:

  • нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня (субъекта федерации или муниципального) в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
  • средств из федерального бюджета на выполнение отдельных задач;
  • финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня по реализации областных, городских и районных программ;
  • дополнительных средств из областного и местного бюджета на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;
  • доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности;
  • благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

 

 

 

 

Ряд факторов сдерживает развитие сети социальных служб:

  • проблемы, связанные с механизмом контроля объема и качества предоставляемых социальных услуг;
  • нехватка в социальной сфере компетентных, образованных специалистов;
  • несовершенство нормативно-законодательной базы;
  • недостаточное финансирование некоторых проектов;
  • недостаточная информированность населения о деятельности социальных служб;
  • низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
  • низкая информированность населения о деятельности социальных служб;
  • отсутствие широкого участия в формировании государственного заказа на объем услуг населению в части социального обслуживания всех секторов социального партнерства: органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и ассоциации предпринимателей и некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основной предпосылкой социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого существования. Это риски на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В современных условиях один из главных социальных рисков - это потеря трудового дохода. В масштабах страны социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам. Социальное страхование является системой отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков.

Социальное страхование базируется на следующих принципах:

-обязательность  для всех участников;

-распределение  обязанностей по уплате страховых  взносов в фонды социального  страхования работниками и работодателями;

-размеры  страховых взносов соответствует  той степени социальной защиты, которая необходима населению  исходя из установленных общественных  стандартов уровня и качества  жизни;

-социальные  выплаты определяются степенью  потребности в социальной помощи и зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;

-право  на получение социальных выплат  определяется фактами наступления  социального риска и уплатой  страховых взносов без дополнительной  проверки нуждаемости в доходе.

Финансовую основу социального страхования составляют обязательные (в силу закона) и равные (в одинаковой доле от фонда оплаты труда) страховые взносы.

Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве случаев сохраняются три основные отрасли социального страхования: пенсионное, медицинское, от несчастных случаев.

Современная российская система социального страхования включает четыре отрасли, управляемые тремя внебюджетными государственными фондами:

- государственное социальное страхование (ФСС);

- обязательное  страхование от несчастных случае (ФСС);

- обязательное  медицинское страхование (ФОМС);

- обязательное  пенсионное страхование (ПФР).

Социальное страхование в России в настоящее время находится в процессе реформирования.

Список использованной литературы

 

1.Архипов  А.П., Гомеля В.Б. Страхование. Современный  курс: учебник / Под ред. Е.В. Коломина. - М.: Финансы и статистика, 2012.

2.Бабич  А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002.

3.Павлюченко  В.Г. Социальное страхование: Учеб. пособие. - М.: «Дашков и К», 2011.

4.Роик  В.Д. Основы социального страхования  М. Анкил, 2005. С.13

5.Григорьянц Г.Н., Замараева  З.П. Социальная защита населения  в России: становление и развитие, Москва «Союз», 2004

6.http://www.grandars.ru

7.http://onikiforova.ru

8.http://social-orthodox.info

9.http://socialpol.ru

 


Информация о работе Системы социальной защиты населения: происхождение и эволюция