Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:10, реферат
Авантюра – сомнительное дело, рассчитанное на случайный успех и, как правило, обреченное на неудачу
Аврал – мобилизация работников для выполнения срочного задания
Авторитет – степень доверия, которую имеет человек
Квота – доля в общем производстве или сбыте, устанавливаемая в картельном соглашении для каждого участника
Базовый год – год, принимаемый при построении индекса цен за основу для сравнения с ценами, действовавшими в другие годы
Хеджирование – ограничение рисков при проведении различных биржевых операций
Экономическая прибыль – разность между валовой выручкой и всеми (явными и вмененными) издержками фирмы
Экономические издержки – сумма явных (бухгалтерских) и неявных издержек
Эффект масштаба производства – зависимость издержек от объёмов производства товаров в долгосрочном периоде
Явные издержки – денежные расходы фирмы на приобретение у сторонних поставщиков необходимых товаров
Возрастание предельных затрат – экономический закон, в соответствии с которым, начиная с некоторого уровня производства, затраты на дополнительный выпуск продукции увеличиваются
Возрастающая доходность – увеличение объёма продукции фирмы на большую процентную долю, чем процентное повышение используемых исходных ресурсов
Возрастающая предельная отдача – увеличение объема выпуска предельного продукта за счет одного из применяемых ресурсов по мере последовательного введения в производство его дополнительных единиц
Закон убывающей предельной производительности – при увеличении одного фактора производства и неизменном другом достигается определенный объем выпуска, свыше которого величина предельного продукта снижаться
Норма прибыли – отношение полученной предпринимателем прибавочной стоимости к авансированному капиталу
Предпринимательский доход – часть прибыли, остающаяся у хозяйствующего субъекта после выплаты процентов за ссуду
Прибавочная стоимость – неоплаченный труд наемных работников
Безубыточность – превышение
доходов над расходами
Прибыльность – отношение
прибыли к издержкам
Самоокупаемость – принцип хозяйствования, предусматривающий возмещение затрат фирмами за счет выручки от реализации
Трансакционные издержки – расходы, связанные с переходом права собственности между субъектами рынка.
Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации к выручке от реализации
Оптимальные размеры предприятий – хозяйственные комплексы, на которых минимальны издержки производства и обращения товаров
Сверхприбыль – превышение прибыли фирмы по сравнению со средней
Валовая прибыль – разница между выручкой от продажи товаров и расходами на их производство до вычетов отчислений
тема 13
Соревнование – взаимовыгодная состязательность людей в труде
Внутриотраслевая конкуренция
– соперничество
Горизонтальная кривая спроса фирмы – атрибут рынка совершенной конкуренции
Дифференциация товаропроизводителей – разорение одних и обогащение других предпринимателей в результате действия законов рынка
Естественная монополия – отрасль, в которой экономия на масштабах настолько велика, что единственная компания может производить продукт с самыми низкими средними общими затратами
Закрытая монополия – официально юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам
Квазирента – доход в связи с кратковременным, преходящим состоянием не эластичности предложения (в промышленности)
Конгломерат – группа корпораций, совместно действующих в ряде сфер экономики
Конкуренция – экономическое соперничество на рынке предпринимателей за более выгодные условия деятельности
Консорциум – временное соглашение банков или промышленных фирм для совместного проведения деловых операций, финансирования капиталоемких объектов
Концентрация капиталов – увеличение размеров собственности за счет накопления прибыли
Концентрация производства – сосредоточение все большей части средств, рабочей силы и продукции на крупных предприятиях
Концерн – объединение
самостоятельных предприятий
Концессия – договор о передаче в эксплуатацию на определенных условиях принадлежащих государству средств производства
Легальная монополия – исключительное право государства на эмиссию денежных знаков, производство и изготовление некоторых товаров
Материнская компания – фирма, владеющая контрольным пакетом акций и обладающая полномочиями управления по отношению к дочерним фирмам
Межотраслевая конкуренция – борьба предпринимателей, производящих разные товары, за получение более высокой прибыли
Монополия – исключительное право кого-либо в определенной области деятельности, основанное на обладании каким-либо преимуществом
Монопсония – ситуация, когда на рынке имеется один покупатель товара
Операционная прибыль – ситуация, когда цена выше средних переменных издержек и меньше средних общих издержек
Полиполия – свободный рынок или рынок совершенной конкуренции, когда имеется много покупателей и продавцов одного и того же товара
Предельный доход (выручка) – приращение дохода в результате увеличения продажи товаров на одну единицу
Предпринимательские сети – стабильные межфирменные экономические связи, основанные на взаимных соглашениях, общих приоритетах и интересах, стратегии развития
Признаки свободного рынка – частная собственность, самостоятельность экономических агентов и т.д.
Пул – временное объединение субъектов, при котором они несут общие расходы и делят между собой прибыль по заранее установленным квотам
Рынок свободной (совершенной) конкуренции – рыночная структура, характеризующаяся большим количеством фирм, стандартным товаром, отсутствием входных барьеров и т.п.
Свободный рынок – исходная форма рынка, характеризующаяся множеством продавцов и покупателей
Синдикат – объединение предприятий для совместной реализации однородной продукции
Слияние предприятий – объединение предпринимателей для совместного хозяйствования
Смешанное товарищество – объединение нескольких граждан или юридических лиц, созданное на основании договора между ними для совместной хозяйственной деятельности
Совершенная конкуренция – рынок, на котором множество фирм продает стандартизированные товары
Точка закрытия фирмы – объем производства, при котором фирма должна прекратить производство потому, что цена товара не превосходит средние переменные издержки
Трест – объединение фирм на основе единого центра управления, ведущее к потере производственной и коммерческой самостоятельности
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество
Ценовая дискриминация – продажа товара покупателям по разным ценам, если ценовые различия не объясняются разными затратами
Ценовая конкуренция – продажа товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента
Научно техническая революция – коренное и быстрое преобразование материальной основы общественного производства
Научно технический прогресс – взаимообусловленное и поступательное развитие производительных сил, культуры под воздействием интеллекта
Внутриотраслевая конкуренция
– соперничество
Тема 14
Антимонопольное законодательство – правительственные акты, способствующие развитию конкуренции
Аутсайдер – частное предприятие, не входящее в монопольное объединение
Максимальная
прибыль монополиста –
Монопольная прибыль – прибыль, превышающая средний размер ее в стране
Монопольная цена
– сумма денег за товар, превышающая
общественно необходимые
Оппортунистическое поведение – нечестное поведение экономических агентов (конкурентов фирмы)
Признаки монопольного рынка – высокая цена на товары, единственный производитель, уникальность товара
Принцип монопольного бизнеса – предельный доход меньше предельной цены
Цель монополиста – максимизация общей прибыли
Ножницы цен
– расхождение уровней и
Ноу хау – совокупность незапатентованных знаний, в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации производства
Личная уния – метод господства на основе родственных и деловых связей, распределении руководящих постов в учреждениях
Система участия – господство
монополий в экономике
Инсайдер – лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации в делах фирмы благодаря своему служебному положению или родственным связям
Тема 15
Квота – доля в общем производстве или сбыте, устанавливаемая в картельном соглашении для каждого участника
Базовый год – год, принимаемый при построении индекса цен за основу для сравнения с ценами, действовавшими в другие годы
Джентльменские соглашения – неофициальная договоренность между фирмами олигополистической отрасли относительно установления цен
Имидж – формируемый
у потребителя образ
Барьер вхождения в отрасль – любые условия, препятствующие вхождению в отрасль
Взаимозависимость фирм – ситуация, при которой изменение цены одной фирмой сказывается на объеме продаж и прибыли другой фирмы
Входные барьеры – факторы, препятствующие проникновению в отрасль новых конкурентов
Дифференциация продукта – стратегия фирмы, при которой её продукт отличается чем-либо от продукта, конкурирующей фирмы
Дифференцированный продукт – продукт, качественные характеристики которого отличаются от товара, производимого конкурентом
Дуополия – действие на рынке двух продавцов идентичной продукции
Картель – соглашение предпринимателей о ценах на товары, рынках сбыта, квотах производства и т.д.
Монополистическая конкуренция – ситуация на рынке, когда много средних фирм производит похожую, но не одинаковую (дифференцированную) продукцию
Монопольная власть – ситуация, когда один субъект рынка может диктовать другому субъекту условия сделок
Неценовая конкуренция – рекламирование товара, сервисное послепродажное обслуживание и т.п. как методы конкуренции
ОПЕК – картель ряда нефтедобывающих стран
Олигополия – господство на рынке нескольких крупнейших производителей
Олигопсония – рынок, на котором имеется лишь несколько покупателей
Признаки монополистического рынка – дифференциация товаров, относительно свободный вход на рынок
Рыночная власть – возможность фирмы влиять на цену
Индекс цен – показатель, отражающий динамику изменения цены "рыночной корзины", то есть цены набора потребительских товаров
Деловая репутация – известность, добропорядочность предприятия, добросовестность в выполнении обязательств, наличие устойчивой клиентуры
Индекс – статистический показатель, выраженный в процентах базисного года или нескольких лет и отражающий тенденцию развития объекта
Торговый знак (бренд) – слово, символ, рисунок, которые отличают компанию и ее товары от других компаний и товаров
Индекс Герфиндаля – сумма квадратов долей фирмы на рынке как измеритель монопольной власти
Тема 16
Мотив поведения домохозяйств – максимизация потребления благ или удовлетворения личных потребностей
Основная функция домохозяйств – сбережения и воспроизводство человеческого капитала
Атрибут факторного рынка – производный характер факторного рынка, зависящего от конъюнктуры товарного рынка
Капиталовложения
– финансовые средства, затрачиваемые
на строительство новых и
Цели домохозяйств – максимизация полезности, потребления
Цели фирм – максимизация прибыли, удовлетворение спроса на товары
Дисконтирование – определение сегодняшней цены доходов, получаемых через определенный период времени при существующей ставке процента