Словарь по "Экононоике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

Авантюра – сомнительное дело, рассчитанное на случайный успех и, как правило, обреченное на неудачу
Аврал – мобилизация работников для выполнения срочного задания
Авторитет – степень доверия, которую имеет человек
Квота – доля в общем производстве или сбыте, устанавливаемая в картельном соглашении для каждого участника
Базовый год – год, принимаемый при построении индекса цен за основу для сравнения с ценами, действовавшими в другие годы
Хеджирование – ограничение рисков при проведении различных биржевых операций

Файлы: 1 файл

словарь.docx

— 147.52 Кб (Скачать файл)

Экономическая прибыль – разность между валовой  выручкой и всеми (явными и вмененными) издержками фирмы

Экономические издержки –  сумма явных (бухгалтерских) и неявных  издержек

Эффект масштаба производства – зависимость издержек от объёмов производства товаров  в долгосрочном периоде

Явные издержки – денежные расходы фирмы на приобретение у сторонних поставщиков необходимых товаров

Возрастание предельных затрат – экономический закон, в соответствии с которым, начиная с некоторого уровня производства, затраты на дополнительный выпуск продукции  увеличиваются

Возрастающая доходность – увеличение объёма продукции фирмы на большую процентную долю, чем процентное повышение используемых исходных ресурсов

Возрастающая  предельная отдача – увеличение объема выпуска предельного продукта за счет одного из применяемых ресурсов по мере последовательного введения в производство его дополнительных единиц

Закон убывающей предельной производительности –  при увеличении одного фактора производства и неизменном другом достигается определенный объем выпуска,  свыше которого величина предельного продукта снижаться

Норма прибыли  – отношение полученной предпринимателем прибавочной стоимости к авансированному капиталу

Предпринимательский доход – часть прибыли, остающаяся у хозяйствующего субъекта после выплаты процентов за ссуду

Прибавочная стоимость  – неоплаченный труд наемных работников

Безубыточность – превышение доходов над расходами предпринимателя

Прибыльность – отношение  прибыли к издержкам производства фирмы

Самоокупаемость – принцип хозяйствования, предусматривающий возмещение затрат фирмами за счет выручки от реализации

Трансакционные издержки – расходы,  связанные с переходом права собственности между субъектами рынка.

Рентабельность продукции  – отношение прибыли от реализации к выручке от реализации

Оптимальные размеры  предприятий – хозяйственные  комплексы, на которых минимальны издержки производства и обращения товаров

Сверхприбыль – превышение прибыли фирмы по сравнению со средней

Валовая прибыль – разница между  выручкой от продажи товаров и  расходами на их производство до вычетов  отчислений

тема 13

Соревнование – взаимовыгодная состязательность людей в труде

Внутриотраслевая конкуренция  –  соперничество товаропроизводителей одного и того же товара

Горизонтальная кривая спроса фирмы – атрибут рынка  совершенной конкуренции

Дифференциация  товаропроизводителей – разорение  одних и обогащение других предпринимателей в результате действия  законов рынка

Естественная монополия  – отрасль, в которой экономия на масштабах настолько велика, что  единственная компания  может производить продукт с самыми низкими средними общими затратами

Закрытая монополия  – официально юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам

Квазирента – доход  в связи с  кратковременным, преходящим состоянием  не эластичности предложения (в промышленности)

Конгломерат –  группа корпораций, совместно действующих в ряде сфер экономики

Конкуренция – экономическое  соперничество на рынке  предпринимателей за более выгодные условия деятельности

Консорциум – временное  соглашение банков или промышленных фирм для совместного проведения деловых операций, финансирования капиталоемких объектов

Концентрация  капиталов – увеличение размеров собственности за счет накопления прибыли

Концентрация производства – сосредоточение все большей части средств, рабочей силы и продукции на крупных предприятиях

Концерн – объединение  самостоятельных предприятий под  контролем крупного предприятия, скупающего контрольные пакеты акций или без их покупки

Концессия –  договор о передаче в эксплуатацию на определенных условиях принадлежащих государству средств производства

Легальная монополия  – исключительное право государства  на эмиссию денежных знаков, производство и изготовление некоторых товаров

Материнская компания –  фирма, владеющая контрольным пакетом акций и обладающая полномочиями управления по отношению к дочерним фирмам

Межотраслевая конкуренция – борьба предпринимателей, производящих разные товары, за получение более высокой прибыли

Монополия –  исключительное право кого-либо в  определенной области деятельности, основанное на обладании каким-либо преимуществом

Монопсония – ситуация, когда на рынке имеется один покупатель товара

Операционная  прибыль  – ситуация,  когда цена выше средних  переменных издержек и меньше средних  общих издержек

Полиполия –  свободный рынок или рынок  совершенной конкуренции, когда  имеется много покупателей и  продавцов одного и того же товара

Предельный доход (выручка) – приращение дохода в  результате увеличения продажи товаров на одну единицу

Предпринимательские сети – стабильные межфирменные экономические  связи, основанные на взаимных соглашениях, общих приоритетах и интересах, стратегии развития

Признаки свободного рынка – частная собственность, самостоятельность  экономических агентов и т.д.

Пул – временное объединение субъектов, при котором они несут общие расходы и делят между собой прибыль по заранее установленным квотам

Рынок свободной (совершенной) конкуренции – рыночная структура, характеризующаяся большим  количеством фирм, стандартным товаром, отсутствием входных барьеров и т.п.

Свободный рынок  – исходная форма рынка, характеризующаяся множеством продавцов и покупателей

Синдикат –  объединение предприятий для  совместной реализации однородной продукции

Слияние предприятий –  объединение предпринимателей для совместного хозяйствования

Смешанное товарищество –  объединение нескольких граждан или юридических лиц, созданное на основании договора между ними для совместной хозяйственной деятельности

Совершенная конкуренция  – рынок, на котором множество  фирм продает стандартизированные товары

Точка закрытия фирмы –  объем производства, при котором фирма должна прекратить производство потому, что цена товара не превосходит средние переменные издержки

Трест – объединение  фирм  на основе единого центра управления, ведущее к потере производственной и коммерческой самостоятельности

Унитарное  предприятие  – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество

Ценовая дискриминация  – продажа товара  покупателям по разным ценам, если ценовые различия не объясняются  разными затратами

Ценовая конкуренция –  продажа  товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента

Научно техническая  революция – коренное и быстрое  преобразование материальной основы общественного производства

Научно технический  прогресс – взаимообусловленное  и поступательное  развитие производительных сил, культуры под воздействием интеллекта

Внутриотраслевая конкуренция  – соперничество товаропроизводителей одного и того же товара

Тема 14

Антимонопольное законодательство – правительственные  акты, способствующие развитию конкуренции

Аутсайдер –  частное предприятие, не входящее в  монопольное объединение

Максимальная  прибыль монополиста – возникает  при равенстве предельных издержек и предельного   дохода

Монопольная прибыль –  прибыль, превышающая средний размер ее в стране

Монопольная цена – сумма денег за товар, превышающая  общественно необходимые затраты  труда на его производство

Оппортунистическое поведение – нечестное поведение экономических агентов (конкурентов фирмы)

Признаки монопольного рынка – высокая цена на товары, единственный производитель, уникальность товара

Принцип монопольного бизнеса  – предельный доход меньше предельной цены

Цель монополиста –  максимизация общей прибыли 

Ножницы цен  – расхождение уровней и динамики цен международной торговли на отдельные группы товаров

Ноу хау – совокупность незапатентованных знаний, в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации производства

Личная уния – метод господства на основе родственных  и деловых связей, распределении  руководящих постов в учреждениях

Система участия – господство монополий в экономике посредством  владения контрольными пакетами акций фирм

Инсайдер –  лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации в делах фирмы благодаря  своему служебному положению или родственным связям

Тема 15

Квота – доля в общем производстве или сбыте, устанавливаемая в картельном соглашении для каждого участника

Базовый год – год, принимаемый  при построении индекса цен за основу для сравнения с ценами, действовавшими в другие годы

Джентльменские  соглашения – неофициальная договоренность между фирмами олигополистической отрасли относительно установления цен

Имидж – формируемый  у потребителя образ производителя или продавца товара, услуги

Барьер вхождения в  отрасль – любые условия, препятствующие вхождению  в отрасль

Взаимозависимость фирм –  ситуация, при которой изменение цены одной фирмой сказывается на объеме продаж и прибыли другой фирмы

Входные барьеры  – факторы,  препятствующие проникновению в отрасль новых конкурентов

Дифференциация  продукта – стратегия фирмы, при  которой её продукт  отличается чем-либо от продукта, конкурирующей фирмы

Дифференцированный продукт  – продукт, качественные характеристики которого отличаются от товара, производимого конкурентом

Дуополия – действие на рынке двух продавцов идентичной продукции

Картель – соглашение предпринимателей о ценах на товары, рынках сбыта, квотах производства и т.д.

Монополистическая конкуренция – ситуация на рынке, когда много средних фирм производит похожую, но не одинаковую  (дифференцированную) продукцию

Монопольная власть – ситуация, когда один субъект  рынка  может диктовать другому субъекту условия  сделок

Неценовая конкуренция  – рекламирование товара, сервисное послепродажное обслуживание и т.п. как методы  конкуренции

ОПЕК – картель ряда нефтедобывающих стран

Олигополия – господство на рынке нескольких крупнейших производителей

Олигопсония – рынок, на котором имеется лишь несколько  покупателей

Признаки монополистического рынка – дифференциация товаров, относительно свободный вход на рынок

Рыночная власть – возможность  фирмы влиять на цену

Индекс цен – показатель, отражающий динамику изменения цены "рыночной корзины", то есть цены набора потребительских товаров

Деловая репутация –  известность, добропорядочность предприятия, добросовестность в выполнении обязательств, наличие устойчивой клиентуры

Индекс –  статистический показатель, выраженный в процентах базисного года или нескольких лет и отражающий тенденцию развития объекта

Торговый знак (бренд) – слово, символ, рисунок, которые отличают компанию и ее товары от других компаний и товаров

Индекс Герфиндаля –  сумма квадратов долей фирмы  на рынке как измеритель монопольной власти

Тема 16

Мотив поведения  домохозяйств – максимизация потребления благ или удовлетворения личных потребностей

Основная функция домохозяйств – сбережения и воспроизводство  человеческого капитала

Атрибут факторного рынка – производный характер факторного рынка, зависящего от  конъюнктуры товарного рынка

Капиталовложения  – финансовые средства, затрачиваемые  на строительство новых и реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий

Цели домохозяйств –  максимизация  полезности, потребления

Цели фирм – максимизация прибыли, удовлетворение спроса на товары

Дисконтирование – определение сегодняшней цены доходов, получаемых через определенный период времени при существующей ставке процента

Информация о работе Словарь по "Экононоике"