Смешанные модели экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Можно наблюдать, как на протяжении двух последних столетий в мире развиваются и функционируют различные типы экономических систем. Между собой они существенно различаются по способу координации деятельности домашних хозяйств, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм) и смешанная системы.

Файлы: 1 файл

Глава 1 диплома.docx

— 101.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты смешанной экономической  системы

Можно наблюдать, как на протяжении двух последних столетий в мире развиваются и функционируют различные типы экономических систем. Между собой они существенно различаются по способу координации деятельности домашних хозяйств, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм) и смешанная системы.

Традиционные, основанные на устоявшихся обычаях, экономические системы, в которых эти традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов, все еще действуют в слаборазвитых странах, например, в Тайланде.

Административно-командная или централизованно-плановая экономика, базируется на прямом государственном планировании. Представляет собой такую форму общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителя, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики как органического целого из единого центра. Примером таких стран служит Куба и Северная Корея.

Рыночная экономика, основанная на механизме «невидимой руки рынка» Адама Смита, это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что, как и для кого производить – диктует рынок.

 Как показывает современный анализ, наиболее эффективной и привлекательной для общества стала смешанная система, позволяющая дополнить преимущества рынка гибкой системой государственного регулирования. Получается, что по сути своей она совмещает  наиболее эффективные черты двух предыдущих взаимно отрицающих систем. Смешанная экономика – это такая экономическая система, которая базируется на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия. 1 Данный тип экономической системы характерен для широкого спектра стран – России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

 

 

Основные характеристики перечисленных экономических систем современной эпохи можно представить в виде сравнительной таблицы 1.1.

 

Таблица 1.1. Основные характеристики экономических систем

Основные характеристики

Рыночная экономика

Командная экономика

Смешанная

экономика

Отношения собственности

Частная собственность

Государственная собственность

Плюрализм отношений собственности  при доминировании квазичастных форм

Субъекты экономики

Множество мелких производителей

Государство как единственный производитель

Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур

Хозяйственный механизм

Рыночное саморегулирование

Централизованное планирование

Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию


 

На данный момент можно  констатировать тот факт, что экономика  большинства развитых стран мира представлена широким разнообразием именно смешанных форм, что  также свидетельствует в пользу их большей эффективности и прогрессивности.

Экономические системы этих стран в основном занимают некоторое промежуточное положение между двумя противоположностями – чистым капитализмом и командной экономикой. Как правило, страна ориентируется на принципы какой-то одной экономической системы, несмотря на то, что в ней присутствуют элементы других систем. Такую экономическую систему смело можно отнести к преобладающей. Например, бывший Советский Союз, хотя и являл собой весьма точное воплощение командной экономики, все же до некоторой степени опирался в своем хозяйстве на рыночные цены и сохранял какие-то остатки частной собственности. Важно подчеркнуть, что недавние реформы в России, Китае и большинстве восточноевропейских стран призваны повернуть их хозяйственные системы от командной к капиталистической, то есть рыночно ориентированной экономике.

 

    1. Понятие, основные черты смешанной экономики

Прежде чем начать говорить об особенностях и разновидностях такого явления как смешанная экономическая  система, следует дать определение  самому понятию. Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Одновременно, регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и, по оценкам экспертов, до сих пор представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Интересно, что смешанная  экономика иногда включает в себя даже принципы традиционных экономик. Так, например, основой японского «экономического чуда» является особый традиционный стиль ведения хозяйства, свойственный этой стране, что будет подробно рассмотрено в настоящей работе.

Однако, термину «смешанная экономика» нередко присваивают другие значения, что совершенно недопустимо. К примеру, для некоторых отечественных авторов смешанная экономика является синонимом переходной экономики СССР. Для других авторов смешанная экономика является неким «разнообразием и взаимодействием форм собственности». Это перечисление можно было бы продолжить, но важнее выявить, прежде всего, содержательные основы явления смешанной экономики, чтобы избежать терминологической путаницы.

 Различные авторы, исследующие проблемы и особенности становления смешанной экономики, основываются на утверждении о том, что именно в настоящее время в развитых странах складывается смешанная, отличная от классического капитализма, цивилизация. Однако, понятие «смешанная экономика» появилось задолго до сегодняшнего дня, о чем свидетельствуют столетние труды А. Шеффле и А. Вагнера. Фундаментом, на котором базировалось их высказывание о формировании смешанной экономики, послужила наметившаяся тогда практика государственного вмешательства в деятельность частных предпринимателей.

К сожалению, не все современные авторы продвинулись так далеко от классиков в понимании данного явления, и сводят смешанную экономику лишь ко внешней ее форме, выражающейся в разрешении национальных и частных интересов, в сочетании государственного и частного начал, государственной и частной форм собственности. Ответа на важный вопрос – что же является причиной существования и развития такого экономического устройства, у них нет. Более того, некоторые авторы упорно отстаивают точку зрения, что смешанная экономика призвана быть переходным этапом к рынку, в этом и состоит ее основная функция.

Но смешанная экономика  отнюдь не настолько поверхностное явление. Это объективная сложившаяся закономерно функционирующая экономическая реальность. Она не связана с трансформацией плановой экономики в рыночную, ее законы объективно направляют людей следовать закономерностям эволюции общественного производства.

Смешанная экономика неразрывно связана с понятием собственности, что само по себе определяет глубину  проникновения экономических отношений. В отличие от переходной экономики, где собственно переход осуществляется от одного способа производства к другому в рамках одной формы общественного производства, смешанная экономика характеризует переходные отношения между типами общественного производства.

Мы уже упоминали о  том, что для смешанной экономики характерны многообразие форм собственности и типов хозяйствования; а также сочетание рыночной саморегуляции с государственным и корпоративным регулированием экономических и социальных процессов. Но что еще является важной особенностью смешанной экономики – это то, что ей свойственна социальная ориентация экономики и общества в целом, развитие систем социальной защиты и социального партнерства. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны, что непременно учитывается и участниками рынка, и государством.

В самых общих чертах место  государства в смешанной экономике  может быть сведено к следующим  моментам: во-первых, некоторые экономические  задачи правительства имеют целью  поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида деятельности государства: первое, это непременное обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы и, второе, не менее важное, защита добросовестной конкуренции.

Кстати, именно путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

- перераспределение дохода и богатства;

- корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;

- стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

К признакам того, что  экономика страны является смешанной  можно отнести концентрирование основной части производительных сил в частных руках, при этом государство имеет свои определенные привилегии и чаще всего обладает монополией на общественно важные ресурсы или экономические активы (коммунальные предприятия, природные ресурсы, и т. д.). Уровень вмешательства государства в экономику может быть как достаточно высоким (до 50 процентов контролируемых экономических ресурсов) так и более низким (до 20 процентов).

За счет этого государство  обеспечивает социальную политику, пополняет  бюджет, создает резервы и выполняет  другие свои функции. Смешанная экономика  дополнительно характеризуется  вмешательством государства в дело лицензирования и квотирования объемов  производства, установлением твердых  максимальных цен на некоторые социальные виды товаров (продукты первой необходимости, лекарства, детские и школьные товары, топливо, медицинское обслуживание и т.д.). Государство также может  влиять на экономическую систему  путем установления налоговой политики и перераспределения доходов, выравнивая таким образом жизненный уровень богатых и бедных.

 

    1. История  эволюции смешанной экономической системы

Рыночная экономика начала испытывать серьезные затруднения еще в XIX в. Низкие зарплаты рабочих, крайне высокий уровень безработицы, ненормированный рабочий день – все эти факторы вызывали недовольство широких масс населения во многих странах. В конце 20-х и начале 30-х годов весь западный мир поразила «Великая депрессия», в результате которой произошло тотальное разрушение финансовой и денежной системы. Их охватила всеобщая волна банкротства и массовой безработицы. Такая ситуация породила недоверие к рыночной экономике, как со стороны рабочих, так и со стороны предпринимателей. В дальнейшем, интересы различных социальных групп в какой-то мере объединила смешанная экономическая система.

Первые идеи смешанной  экономики появились в начале XX века, но споры о них ведутся  до сих пор. Одним из ведущих ученых в этой области был М.Алле, который  считал, что рыночная экономика «не  панацея, позволяющая решить все проблемы»[СС] , т. к. не использует все возможности общества.

Но наибольший вклад в  развитие этой дисциплины внес Дж. М. Кейнс. Он доказал, что рынок может успешно развиваться и заниматься саморегулированием без вмешательства государства и регулирования им кредитно денежной политики. Это направление было названо кейнсианством, впоследствии оно разделилось на неокейнсианство и посткейнсианство.

Сторонники неокейнсианства основное внимание уделяли проблемам занятости, инфляции и экономического роста. К ним относятся Р. Харрод, Е. Домар, П. Самуэльсон и другие. Сторонники посткейнсианства, такие как Дж. Робинсон и П. Сраффа, в большей мере изучали вопросы распределения доходов и конкуренции. В дальнейшем неоклассика претерпела ряд изменений, вследствие чего образовались такие направления как монетаризм, новая классическая экономика и теория общественного выбора.

Монетаристы во главе с Фридменом считали, что рынок может регулировать себя самостоятельно, поэтому роль государства в экономике следует свести к минимуму. Представители новой классической экономики предлагают снижать налоги и предоставлять больше свобод и возможностей частным предпринимателям, что поможет стимулировать бюджет. Сторонники теории общественного выбора во главе с Бьюкененом важнейшее значение придавали стремлению человека максимизировать свою прибыль в любой области деятельности. Поэтому и государство существует лишь для заботы об общественных интересах.

Институционалисты видели определенную связь между «институтами» и экономикой. Под «институтами» следует понимать государство, политические партии, профсоюзы и т.д. То есть все те организации, которые тесно связаны с социальной стороной жизни человека и общества.

Информация о работе Смешанные модели экономики